Виды рынков, их структура.




Как свидетельствует практический опыт, современный рынок включает следующую совокупность институтов, или инфраструктуру рынка.

Во-первых, сюда входит правовая система, которая организует правовое регулирование рынка и охраняет ин­тересы субъектов рыночных отношений. Основу этой систе­мы составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции.

Во-вторых, – органы государственного контроля и регули­рования. Здесь имеются в виду учреждения по санитарно­му, эпидемиологическому и экологическому контролю; на­логовая система; органы финансово-кредитной политики го­сударства.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциа­ции, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень орга­низованности, цивилизованности и эффективности дейст­вий рыночных агентов.

В-четвертых, для нормальной работы рыночной систе­мы необходимо свое общее устройство хозяйственной жиз­ни. Это – торговые предприятия, биржи, банки и т. п. Они связывают производителей, торговых посредников и поку­пателей в единое целое. Такая целостность придает рынку новое качество – способность к саморегулированию. Са­морегулирование осуществляется с помощью цен, изменя­ющихся по определенным законам.

Рынок как развитая система от­ношений товарного обмена представляет собой систему отдель­ных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономи­ки. Структура рынка представлена на схеме 1.

  По экономическому назначению рынка   • рынки товаров и услуг • рынки средств производства • рынки труда • рынки научно-технических разработок • рынки ценных бумаг
   
       
  По товарным группам   • рынки товаров производственного назначения • рынки товаров народного потребления • рынки продовольственных товаров • рынки факторов производства
   
       
  По террито-риальному признаку   • внутрирегиональные • межрегиональные • республиканские • межреспубликанские • международные
   
       
  По степени ограничения конкуренции   • монопольные • олигопольные • свободные • смешанные
   
       
  По характеру продаж   • рынки оптовой торговли • рынки розничной торговли • рынки госзакупок сельскохозпродукции
   
       
  По соблюдению законности   легальные, официальные рынки • нелегальные, «теневые», «черные» рынки
   
Схема 1. Структура рынка.

В левой части схемы представлены классификационные признаки рынков, а правой – рынки, входящие в данную классификационную группу.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков, представленные на схеме 2.

 

  Рынки товаров и услуг   • товары потребительского назначения: продовольственные и непродовольственные; • рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные; • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
   
       
  Рынки факторов производства   • рынки недвижимости; • орудий труда; • сырья и материалов; • энергетических ресурсов; • полезных ископаемых.
   
       
  Финансовые рынки   • рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки; • кредитные рынки; • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.; • валютно-денежные рынки.
   
       
  Рынки интеллекту-ального продукта   • инновации; • изобретения; • информаци­онные услуги; • произведения литературы и искусства
   
       
  Рынки рабочей силы   движе­ние трудовых ресурсов в соответствии с • уровнем образования; • профессией; • квалификацией.
   
       
  Региональные рынки   • местные: внутренние, национальные рынки; • внешние: международные рынки;
   

Схема 2. Виды рынков.

Функции рынка.

Утвердившиеся в обществе рыночные от­ношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд сущест­венных функций (схема 3).

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся це­ны, процентные ставки на кредит рынок дает участникам про­изводства объективную информацию об общественно необхо­димом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

 

 

Информационная   Посредническая   Регулирующая
         
  Функции рынка    
       
Ценообразующая       Санирующая

Схема 3. Функции рынка

Функция посредническая. Экономически обособленные про­изводители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологиче­ская и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отра­жение общественно необходимой стоимости. Благодаря этому устанавливается подвиж­ная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Функция регулирующая – связана с воз­действием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука».

Функция санирующая. Рынок немыслим без конкуренции. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Главный мотив экономического поведения людей в мире – получение личного дохода. Рыноч­ная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов, которые выражаются в преимуществах рыночного ведения хозяйства:

эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства;

гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

оптимальное использование результатов НТП. Товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет иметь преимущества перед конкурентами;

свободу потребителей и предпринимателей в хозяйственной жизни;

способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: