Как свидетельствует практический опыт, современный рынок включает следующую совокупность институтов, или инфраструктуру рынка.
Во-первых, сюда входит правовая система, которая организует правовое регулирование рынка и охраняет интересы субъектов рыночных отношений. Основу этой системы составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции.
Во-вторых, – органы государственного контроля и регулирования. Здесь имеются в виду учреждения по санитарному, эпидемиологическому и экологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства.
В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.
В-четвертых, для нормальной работы рыночной системы необходимо свое общее устройство хозяйственной жизни. Это – торговые предприятия, биржи, банки и т. п. Они связывают производителей, торговых посредников и покупателей в единое целое. Такая целостность придает рынку новое качество – способность к саморегулированию. Саморегулирование осуществляется с помощью цен, изменяющихся по определенным законам.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Структура рынка представлена на схеме 1.
По экономическому назначению рынка | • рынки товаров и услуг • рынки средств производства • рынки труда • рынки научно-технических разработок • рынки ценных бумаг | ||
По товарным группам | • рынки товаров производственного назначения • рынки товаров народного потребления • рынки продовольственных товаров • рынки факторов производства | ||
По террито-риальному признаку | • внутрирегиональные • межрегиональные • республиканские • межреспубликанские • международные | ||
По степени ограничения конкуренции | • монопольные • олигопольные • свободные • смешанные | ||
По характеру продаж | • рынки оптовой торговли • рынки розничной торговли • рынки госзакупок сельскохозпродукции | ||
По соблюдению законности | • легальные, официальные рынки • нелегальные, «теневые», «черные» рынки | ||
Схема 1. Структура рынка. |
В левой части схемы представлены классификационные признаки рынков, а правой – рынки, входящие в данную классификационную группу.
|
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков, представленные на схеме 2.
Рынки товаров и услуг | • товары потребительского назначения: продовольственные и непродовольственные; • рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные; • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения. | ||
Рынки факторов производства | • рынки недвижимости; • орудий труда; • сырья и материалов; • энергетических ресурсов; • полезных ископаемых. | ||
Финансовые рынки | • рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки; • кредитные рынки; • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.; • валютно-денежные рынки. | ||
Рынки интеллекту-ального продукта | • инновации; • изобретения; • информационные услуги; • произведения литературы и искусства | ||
Рынки рабочей силы | движение трудовых ресурсов в соответствии с • уровнем образования; • профессией; • квалификацией. | ||
Региональные рынки | • местные: внутренние, национальные рынки; • внешние: международные рынки; | ||
Схема 2. Виды рынков.
|
Функции рынка.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций (схема 3).
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Информационная | Посредническая | Регулирующая | ||
Функции рынка | ||||
Ценообразующая | Санирующая |
Схема 3. Функции рынка
|
Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественно необходимой стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
Функция регулирующая – связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука».
Функция санирующая. Рынок немыслим без конкуренции. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Главный мотив экономического поведения людей в мире – получение личного дохода. Рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов, которые выражаются в преимуществах рыночного ведения хозяйства:
эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства;
гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
оптимальное использование результатов НТП. Товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет иметь преимущества перед конкурентами;
свободу потребителей и предпринимателей в хозяйственной жизни;
способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.