Рыночная конъюнктура формируется под воздействием многочисленных факторов. Все их можно распределить на две большие группы.
Первая из них представляет внешние факторы, на которые сфера бизнеса не может оказывать какое-либо влияние. К ним относят общую экономическую ситуацию в стране и за рубежом, уровень инфляции, правовую основу экономической деятельности, специфику отдельных товарных рынков и т.д.
Вторая группа – это внутренние факторы, на которые функционирующие предприятие могут воздействовать. Это многочисленная группа, в которую входят основные характеристики производственной и коммерческой деятельности предприятия: производственные затраты, организация управления производством, соответствие ассортимента выпускаемой продукции спросу населения; проведение ценовой и товарной политики и т.д.
Изменение конъюнктуры рынка может затрагивать самые различные факторы иногда в труднопредсказуемых направлениях и создавать ситуацию экономической неопределенности. В этих условиях предприятию всегда грозит опасность потерять вложенный капитал целиком или частично.
В связи с этим возникает специфический фактор, определяемый рыночными отношениями – фактор риска. По своему содержанию риск может быть как в области хозяйственной, коммерческой, так и в области финансовой деятельности. Можно выделить основные типы рисков:
риск связанный с ведением данного бизнеса;
кредитный риск;
риск изменения процентной ставки;
риск потери ликвидности;
инфляционный риск;
валютный риск;
политический риск.
Необходимость учета риска особенно возрастает при нестабильной экономической ситуации. Для определения риска используют два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики: расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности.
|
Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно. Существует целая система методов смягчения отрицательных последствий риска. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, заключение фьючерсных сделок и т.п.
Несовершенства рынка, внешние эффекты (экстерналии).
Функции государства.
Позитивные функции рынка, перечисленные ранее, делают его достаточно эффективной системой, но это не означает ее совершенства. Негативные стороны рынка обуславливаются следующими факторами:
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного экологически чистых производств;
не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;
не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, транспорт, здравоохранение);
не гарантирует право на труд и доходы;
не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.
Все перечисленные выше факторы отражают внутренние параметры экономической жизни страны. Но кроме того могут возникать и так называемые внешние эффекты. Они могут возникать как в связи с природными катаклизмами (землетрясения, наводнения и т.п.), так и в связи с вовлечением страны в глобальное экономическое пространство (войны, континентальные финансовые кризисы и т.п.).
|
Решение перечисленных задач берет на себя государство. Сейчас рынок превращается в социальный институт, под которым понимается определенная организация общественной деятельности, устанавливающая правила поведения людей и регулирующая их взаимоотношения. Эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним относятся:
законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;
защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;
гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;
использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;
осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;
поддержание стабильности и эффективного роста хозяйственных единиц, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;
ликвидация внешних эффектов.
В заключение скажем, что современная рыночная экономика развитых стран характеризуется следующими чертами.
|
Во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.
Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей.
В-третьих, меняются целевые функции фирм. Фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.
В-четвертых, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась гибкой, мобильной, чутко реагирует на смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности.
В-пятых, в современных условиях, конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.
В-шестых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
Перечислите условия возникновения рынка. | |
Что включает в себя понятие инфраструктуры рынка? | |
Перечислите функции рынка. | |
В чем заключается несовершенство рынка и как оно разрешается? | |
В связи с чем возникают экономические риски? | |
Какие формы принимает конкуренция? | |
Что составляет содержание рыночного механизма? | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Рынок – это: а) совокупность актов купли-продажи; б) взаимодействие между продавцами и покупателями; в) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара; г) система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления; д) все ответы верны. | |
2. Решая вопросы, что, как и для кого производить, рынок: а) всегда функционирует, как гибкая саморегулирующаяся система (да/нет); б) ориентирован на производство социально-необходимых товаров (да/нет); в) способствует удовлетворению потребностей всех членов общества (да/нет); г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доходы (да/нет). |
Научный редактор профессор ЕРЕМИН Ю.В.
Составители: профессор ЕРЕМИН Ю.В.
доцент КРАВЧЕНКО Н.А.
профессор ПОЛОЖЕНЦЕВА И.В.
ст.преп. ГОГАЧЕВА О.В.
ст.преп. МИЛЕХИНА М.Ю.
доцент ШИПИЛОВА Л.А.
доцент ФАДЕЕВА М.В.