Дух — это монада, сокровенное «Я» человека




Данный круг проблем в религиозной антропологии трактуется следующим образом.

1. Человек создан Богом, как последнее, высочайшее и совершеннейшее творение. Он составлен из всех основных элементов мироздания, он мироздание в малом виде, микрокосм. То что Бог дал другим творениям в отдельности — бытие, жизнь, ощущение, разум, все это он дал человеку в совокупности.

Человек состоит из трех частей: тела, души (Spiritus), которая обща у него с животными, и духа (anima, mens), который дан Свыше, это глубинная метафизическая сущность человека, его бессмерное высшее «Я».

2. Душа обладает тремя внутренними качествами: attentio — способность восприятия, judicium — способность суждения, mеmoria — способность запоминания. Она служит духу в его высших видах деятельности: intellectus (разум), voluntas (воля), conscientia (сознание, совесть).

3. Дух. Человек сотворен как образ Божий и способен усваивать все духовное. Хотя божественная премудрость не дала человеку готового духовного обладания миром, однако, она дала ему естественные наклонности (semina, facultates), т. е. как бы зерно, в котором скрыто лежат начала всех будущих образований (форм). Каждое творение отчасти выражает божественную сущность; в своем зерне духа оно носит и идею своей цели, своего будущего развития, уже микроскопически предизображенного (рraeformatum), и осуществляет эту цель, благодаря своей душе, какова была природа первого человека. И хотя Адам обладал лишь естественными наклонностями (semina), но они могли бы развиваться гармонически до высшего совершенства, если бы Адам не извратил свою природу грехопадением, возникшим из самолюбия. В результате, врожденное стремление к Богу со временем выродилось у него в наклонность ко злу, в отчуждение от Бога (corruptio adhaerens). Вследствие этого наступило ослабление и потемнение духовных сил. И хотя прирожденная склонность к Добру (semina) не была окончательно искоренена, тем не менее, она была, значительно ослаблена и испорчена.

4. Ступени на пути к Богу. Согласно Писанию, человек не мог спасти себя сам, печать первородного греха заклеймила его на века и вечные. Тогда Бог, в Своем милосердии Сам, в Сыне Своем, явился в мир. К оставшимся, но бессильным корням он привил черенок божественной благодати (милости), которая сообщается человеку в крещении, производящем духовное возрождение и превращающего человека в «сына Божьего». Печать первородного греха была снята, духовные способности человека снова могли развиваться беспрепятственно, теперь снова сделалось возможным духовное преуспеяние человека, которое, по существу, ни что иное, как возвращение к собственной сути, к изначальной глубинной своей природе, к своему внутреннему «Я». Человек снова обрел способность достичь своей высшей цели, т. е. спасения души и вечного блаженства.

Согласно христианской антропологии, троякой жизни, которую мы здесь ведем — двигательной, животной и духовной — соответствуют три жизненные пристанища: материнское чрево, земля, небо. Как материнское чрево приготовляет к жизни на земле, так жизнь на земле приготовляет к высшей жизни «на небе».

Сам Бог, соответственно трем душевным способностям, выставил в качестве ступеней истинного приготовления:

· чтобы человек знал все вещи — образование;

· чтобы он обладал вещами и собой — добродетель, или нравственность;

· чтобы себя и все направлял к Богу, источнику всех вещей — благочестие. (Моисей. Быт. 1, 26).

Божественная премудрость заложила в человеке семена этих трех благ. Что касается образования, то человек, посредством внешних чувств, может воспринимать образы всего, что находится вне его, как бы отразившиеся в зеркале или запечатлевшиеся в воске; внешние чувства сообщают эти образы внутренним, а они, в свою очередь, духу, который «точно созерцает, сравнивает и основательно изучает их» и снова выражает в слове, в языке. тому же, в человеке заложено стремление к знанию и радость познания. Таким образом, semen eruditionis есть способность человека духовно воспринимать все внешнее, связанная с постоянным стремлением к этому. А что человек имеет в себе и semen virtulis, об этом можно заключать из того, что он находит удовольствие в гармонии и сам — гармония, по телу и по душе; но душевная деятельность направляются к добродетели преимущественно волей, которая сама определяется относительно надлежащего времени и способа разумом. Semen religionis доказывается тем, что человек есть образ Божий, как таковой, подобен Богу и потому ощущает радость от общения с Тем, по образу и подобию Кого он создан.

5. Совершенный человек. Таким образом, тот человек совершенен, в котором полно и гармонически выразились три semina (ибо образование без добродетели и религии не имеет никакой цены). Но, так как eruditio уясняет людям самих себя и отношение к миру и Богу, то оно должно начинаться с интеллектуального образования, лишь на основе последнего возможно говорить о нравственном и религиозном образовании. Такой совершенный человек достигает и своей последней цели, вечного блаженства.

6. Дух — это монада, сокровенное «Я» человека. Таким образом, сокровенным «Я» человека является Дух. Этот Божественный Дух — Луч, исходящий из Логоса, разделяя Его Сущность, обладает троичной природой самого Логоса. Эволюция человека как такового состоит в постепенном проявлении всех трех божественных аспектов, в их развитии из скрытого состояния в состояние активное. Путем этого проявления человек как бы повторяет эволюцию Вселенной — на этом основано именование его микрокосмом в противоположность макрокосму, Вселенной: он являет собой как бы зеркало Вселенной, отражение или подобие Бога («Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему». — Бытие, 1:26), и отсюда же происходит известное положение герметизма — «как вверху, так и внизу», опять же означающее, что человек подобен Вселенной, т. е. он — микрокосм. В то же время человек богоподобен, т. е. он и микротеос — «микробог». Именно дух, внутреннее глубинное «Я» — это заключенное в человеке божественное начало и является ручательством конечного торжества человека. Оно и служит скрытой двигательной силой, которая делает духовную эволюцию человека одновременно и возможной и неизбежной, является той поднимающей человека энергией, которая медленно преодолевает все трудности и все преграды. Эта скрытая в человеке божественная сущность, его высшее бессмертное «Я», божественная искра в человеке, его внутренняя метафизическая сущность, его дух, в эзотерике носит наименование «Монада». Она есть излияние жизни самого Логоса, содержащее в зародыше, в скрытом виде все божественные силы и свойства. Человеческая Монада, будучи совершенным подобием Бога, обладает тремя божественными аспектами, и в течение человеческого цикла все три ее аспекта развиваются один за другим.

 

ГЛАВА 40. БИОСФЕРА, НООСФЕРА И АНТРОПОСФЕРА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: