Три формы организации материи




Биосфера

Ноосфера

Дальнейшее развитие ноосферы

Наиболее распространенные обозначения неживой природы, биосферы и ноосферы

Антропосфера

Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в мифологемах различных народов и запечатлена во множестве древних изображений. Поэтому в рамках рассмотрения религиозной антропологии, необходимо рассмотреть человека, как Микрокосм в неразрывной его связи с Макрокосмом. Неразрывное единство Макрокосма и Микрокосма - центральная идея русского космизма. Русский космизм наиболее развернуто представлен в концепции трёх форм организации материи: неживой природы, биосферы и ноосферы. Ярким представителем русского космизма является Н. Ф. Фёдоров (1828-1903), с его знаменитой «философией общего дела», главная идея которой – воскрешение предков, на основе регуляции природы средствами науки и техники. Воскрешение предков мыслится Н. Ф. Фёдоровым как «общее дело». Путь к нему лежит через управление природными и космическими процессами.

Наиболее ярким пропагандистом концепции русского космизма был академик В. И. Вернадский, отстаивающий учень о трёх формах организации материи, суть которого сводится к следующему.

1. Три формы организации материи. В пределах известной части окружающего мира четко различаются три его сферы, или три формы организации материи: неживая природа, живая природа (биосфера) и человеческое общество или ноосфера. Эти три системы представляют собой не раз и навсегда данные независимые образования, а являются следствием развития одна другой.

2. Биосфера. На некотором этапе эволюции неживой природы в результате количественных изменений ее объектов, роста сложности химических соединений, появляется их новое качество, возникает биосфера.

3. Ноосфера. Аналогично, как следствие развития живой природы, как результат перехода количественных изменений некоторых ее объектов в новое качество, происходит появление человека разумного и ноосферы.

4. Дальнейшее развитие ноосферы. Ставить на этом точку, считать человека и его сознание венцом природы, представлять ноосферу высшей ступенью эволюции мироздания совершенно нелогично. Со времен появления человека разумного и до наших дней наблюдается совершенствование и развитие ноосферы. Поэтому естественным будет предположение о дальнейшем его продолжении, которое, согласно первому закону диалектики, так же, как и на предыдущих этапах эволюции природы, неминуемо должно привести к появлению нового качества — некоей следующей ступени сложности окружающего мира, более совершенной, чем ноосфера, системы мироздания.

5. Наиболее распространенные обозначения неживой природы, биосферы и ноосферы сводятся к определению этих сфер материального мира как систем объектов соответствующего структурного уровня материи (неорганического, биологического, сознательного) и тех объектов более низких структурных уровней (для биосферы — неорганического, для ноосферы — неорганического и биологического), которые составляют окружающую среду, непосредственно связаны с устойчивым существованием

объектов соответствующего определяющего структурного уровня.

Как считал В. И. Вернадский, представления о трех основных уровнях организации материи — о трех соответствующих сферах мироздания — выработаны на основе всего предшествующего опыта человечества.

6. Антропосфера включает в себя вся «очеловеченную» часть мироздания. С точки зрения религиозной антропологии «очеловеченной» частьюмироздания является не только Мир Плотный, но и Тонкие Миры. Ибо, обитающее в Мире Плотном, т. е. в нашей физической реальности, человечество, составляет лишь незначительную часть всего человечества, представители которого жили на нашей планете с незапамятных времён и переходили после смерти в Тонкие Миры.

К представителям «русского космизма» в «эзотерическом» его варианте можно отнести крупнейшего мистика и мыслителя визионера Даниила Андреева.[593] Первая публикация в 1991 году московским издательством «Прометей» главного труда Даниила Андреева – «Роза Мира», была признана критиками самых разных направлений главным событием года.Даниил Андреев стал творцом уникальной в своем роде синкретической мировоззренческой системы, созданной на основе собственного визионерского опыта, глубоко православной по своей сути, и в то же время, впитавшей в себя достижения Восточной метафизики и полностью соответствующей духовным запросам современной эпохи. «Роза Мира» - это грандиозный трактат о сокровенном строении Мироздания, о мистической подоплеке всей истории земной цивилизации и о грядущих судьбах человечества. В настоящее время это одна из наиболее масштабных в мировой мистике попыток дать изложение глубочайших эзотерических истин в форме универсального экзотерического религиозно-мистического учения. В «Розе Мира» подробно проанализирована система параллельных миров (Даниил Андреев насчитывает их 242) Шаданакара – брамфатуры Земли, то есть - нашего планетарного космоса. И в этом отношении «Роза Мира» Даниила Андреева стоит в одном ряду с «Божественной Комедией» Алигьери Данте, в которой в поэтической форме также дается панорама параллельных миров нашей планеты.

Представителем русского «эзотерического космизма», можно считать в известной мере и великую нашу соотечественницу, основательницу теософии Е. П. Блаватскую, а также - чету Рерихов – основателей Ученья «Живой Этики» («Агни-Йоги»).

 

 

ГЛАВА 41. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДИХОТОМИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: