При содержании и эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения пожарной безопасности надлежит руководствоваться действующими в Донецкой Народной Республике требованиями законодательства в сфере пожарной безопасности в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время, при этом необходимо обеспечить:
помещения ДЭС первичными средствами пожаротушения: порошковыми или углекислотными огнетушителями, покрывалами из негорючего теплоизоляционного материала и ящиками для песка;
запрет использования открытого огня, хранения веществ, способных вызвать коррозию металла (кислоты, щелочи, химикаты) в помещениях ДЭС;
запрет применения горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений. Помещение со смонтированными регенеративными установками оснащается первичными средствами пожаротушения: покрывалами из негорючего теплоизоляционного материала, ящиками для песка, огнетушителями. При использовании помещений ЗС ГО типа убежища для размещения производственных и складских помещений категории В, стоянок автомобилей может осуществляться оборудование их системами противопожарной защиты согласно проекту ЗС ГО типа убежища (системой оповещения о пожаре, системой пожарной сигнализации, автоматической системой пожаротушения, системой дымо- и теплоудаления, подпора воздуха.
В ЗС ГО должна быть следующая документация:
паспорт убежища (противорадиационного укрытия) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений;
журнал проверок (осмотров) состояния убежища (противорадиационного укрытия);
сигналы оповещения гражданской обороны;
план приведения убежища (противорадиационного укрытия) в готовность к приему укрываемых;
|
план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;
планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;
список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;
эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО;
эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО;
эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО;
инструкция по охране труда при эксплуатации и обслуживании оборудования;
инструкция по использованию средств индивидуальной защиты;
инструкции по эксплуатации инженерно-технического и специального оборудования ЗС ГО, правила пользования приборами;
инструкция по обслуживанию ДЭС (при наличии ДЭС);
инструкция о мерах пожарной безопасности;
правила поведения укрываемых в ЗС ГО;
журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (противорадиационном укрытии);
журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью;
журнал учета работы ДЭС;
журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
схема эвакуации укрываемых в ЗС ГО;
список телефонов экстренных служб и руководящего состава организаций.
Требования к эксплуатации технических систем ЗС ГО в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Эксплуатация технических систем ЗС ГО производится в соответствии с требованиями технических описаний, инструкций по эксплуатации, а также эксплуатационными схемами, разработанными для каждой технической системы, утвержденными руководителем организации.
|
Снабжение ЗС ГО типа убежищ воздухом осуществляется фильтровентиляционной системой по режиму чистой вентиляции (режим I), фильтровентиляции (режим II) и режиму полной или частичной изоляции
ЗС ГО типа убежищ (режим III).
Снабжение ЗС ГО типа противорадиационное укрытие воздухом осуществляется за счёт естественной вентиляции, вентиляции с механическим или электромеханическим побуждением.
С началом заполнения ЗС ГО укрываемыми и до воздействия средств поражения ЗС ГО снабжаются воздухом по режиму I (чистой вентиляции). При этом режиме должны быть:
включены в работу вентиляционные агрегаты системы чистой вентиляции;
открыты герметические клапаны и другие герметические устройства, установленные на воздуховодах системы чистой вентиляции;
закрыты герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей и фильтров очистки воздуха от окиси углерода;
отключены установки регенерации воздуха (в ЗС ГО типа убежища с тремя режимами вентиляции).
При воздействии поражающих факторов или возникновения чрезвычайной ситуации с выбросом аварийно химически опасных веществ (далее – АХОВ) системы вентиляции ЗС ГО отключаются, перекрываются все воздуховоды и отверстия, сообщающиеся с внешней средой на срок до одного часа. После выяснения обстановки вне ЗС ГО, устанавливается соответствующий режим вентиляции.
При химическом и бактериальном заражении ЗС ГО типа убежища переводятся на режим II (фильтровентиляции), при этом:
закрываются герметические клапаны на воздуховодах систем чистой вентиляции;
|
открываются герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей;
включаются приточные вентиляторы режима II.
На режим III (полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха) ЗС ГО типа убежища переводятся при возникновении опасной загазованности воздуха продуктами горения в местах массовых пожаров, при образовании в районе ЗС ГО типа убежища опасных концентраций АХОВ, при катастрофическом затоплении.
В зонах пожаров подпор воздуха в ЗС ГО типа убежища поддерживается за счет наружного воздуха, подаваемого через теплоемкие фильтры ФГ-70, при этом перекрываются все герметические клапаны на приточных и вытяжных системах за исключением клапанов, обеспечивающих подачу воздуха через ФГ-70, и включаются установки регенерации воздуха для поглощения углекислого газа (СО2) и выделения кислорода (О2). Вентиляторы режима I обеспечивают рециркуляцию воздуха в помещениях.
При полной изоляции ЗС ГО типа убежища подпор воздуха осуществляется за счет сжатого воздуха из баллонов, дозирование которого производится с помощью редуктора. При этом количество одновременно включаемых в работу баллонов сжатого воздуха и требуемый часовой расход воздуха из баллонов зависит от установленных проектом величин избыточного давления (подпора) воздуха и площади внутренней поверхности, ограждающей по контуру герметизации ЗС ГО типа убежища (суммарная площадь стен, перекрытия и пола).
Для оценки состояния воздушной среды в ЗС ГО необходимо руководствоваться следующим:
температура воздуха от 0 до + 30°С, концентрация двуокиси углерода до 3%, кислорода до 17 %, окиси углерода до 30 мг/м куб. являются допустимыми и не требуют проведения дополнительных мероприятий;
температура воздуха + 31 — 33°С, концентрация двуокиси углерода 4%, кислорода 16 %, окиси углерода 50 — 70 мг/м куб. требуют ограничения физических нагрузок укрываемых и усиления медицинского наблюдения за их состоянием.
Параметры основных факторов воздушной среды, опасные для дальнейшего пребывания людей в ЗС ГО:
температура воздуха +34°С и выше;
концентрация двуокиси углерода 5 % и более;
содержание кислорода в воздухе 14 % и менее;
содержание окиси углерода 100 мг/м куб. и более.
При достижении такого уровня одного или нескольких факторов требуется принять все возможные меры по улучшению воздушной среды или решать вопрос о выводе людей из ЗС ГО.
Особенности содержания и эксплуатации ЗС ГО на потенциально опасных объектах и территориях.
ЗС ГО, размещённые на потенциально опасных объектах обеспечивают защиту людей в зонах катастрофического затопления, химического и бактериологического заражения при чрезвычайных ситуациях, от поражающих факторов высоких температур и продуктов горения при пожарах, обрушениях зданий и сооружений при взрывах.
При содержании эксплуатации ЗС ГО, особое внимание должно уделяться требованиям, обеспечивающим сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО, в том числе:
исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки избыточного давления;
надёжность герметичности ЗС ГО типа убежище и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зонах химического заражения, пожаров, а также при соответствующем оборудовании в зоне катастрофического затопления;
исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, а также наличие нормативных аварийных запасов воды и другого имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых;
подготовленность обслуживающего персонала — групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО.
ЗС ГО опасных производственных и потенциально опасных объектов должны быть готовы к немедленному приёму укрываемых.
Системы жизнеобеспечения ЗС ГО должны обеспечивать непрерывное пребывание укрываемых в течение 48 часов.
В ЗС ГО типа убежища, расположенные в зонах химического заражения, возможных массовых пожаров, катастрофического затопления должен обеспечиваться режим полной изоляции с регенерацией воздуха, а ЗС ГО типа убежища, расположенные в зонах катастрофического затопления должны обеспечиваться контролем наличия воды над ЗС ГО типа убежища и специальными спасательными эвакуационными средствами.
Особенности разработки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для учреждений и организаций образования. Приказ МЧС ДНР «Об утверждении Положения по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций».
Положение по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций утверждено Приказом МЧС ДНР от 22.06.2015 №399.
Целью Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, является планирование действий но предупреждению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций при угрозе их возникновения, по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также определение привлекаемых для этого сил и средств.
План разрабатывается:
на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности, имеющих в собственности или в управлении объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро — взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;
на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности, имеющих в собственности или в управлении объекты жизнеобеспечения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло и электроснабжения, гидротехнические сооружения);
на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности с численностью работающих 50 человек и более;
в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях;
в лечебных учреждениях.
На предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности, с численностью работающих до 50 человек и не имеющих в собственности или управлении объектов, разрабатывается Инструкция по действиям персонала организации, учреждения, предприятия численностью до 50 чел. при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с требованиями, изложенными в приложении к Положению.
Структура и содержание Плана
План состоит из титульного листа, содержания, текстуальной части, пяти приложений и листа корректировок.
Текстуальная часть включает два раздела, которые именуются:
Раздел № I «Географическая и гидрометеорологическая обстановка, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки»;
Раздел № II «Мероприятия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций».
В Разделе № I «Географическая и гидрометеорологическая обстановка, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки» описывается:
расположение предприятия, учреждения, организации на местности с указанием расстояния до транспортных магистралей, жилой застройки, вблизи расположенных объектов;
гидрометеорологическая обстановка, характерная для места расположения предприятия, учреждения, организации;
социально — экономическая характеристика (краткое описание видов деятельности, количество персонала, наличие и численность рабочих смен, обеспеченность охраной, диспетчерской службой, системой оповещения);
сведения об источниках возможных чрезвычайных ситуаций (как на территории предприятия, учреждения, организации, так и за ее пределами);
оценка возможной обстановки на территории предприятия, учреждения, организации при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (оценка осуществляется по каждому возможному виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся данных и наличия опасных производств):
а) при авариях с выбросом опасных химических веществ;
б) при пожарах;
в) при взрывах;
г) при катастрофических затоплениях, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях;
д) при радиоактивном загрязнении;
е) при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных;
ж) при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера;
предстоящие мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите персонала, сельскохозяйственных растений и животных, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также особенности территории, влияющие на выполнение этих мероприятий;
расчеты на перевозку эвакуируемого персонала;
общие выводы.
Раздел № II «Мероприятия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций» состоит из двух подразделов: «Мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций» и «Мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций».
В подраздел «Мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций» включаются следующие сведения:
порядок оповещения руководства, рабочих, служащих предприятия, учреждения, организации и информирования органов управления территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия чрезвычайной ситуации;
мероприятия по приведению в готовность имеющихся сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также помещений и сооружений, которые могут использоваться для укрытия персонала;
порядок подготовки к выдаче и выдача рабочим, служащим средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по эвакуации и укрытию персонала;
проведение мероприятий по медицинской защите рабочих и служащих;
проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства.
В подраздел «Мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций» включаются следующие сведения:
организация оповещения и информирования руководства, рабочих и служащих о сложившейся обстановке, их действиях и правилах поведения в районах чрезвычайной ситуации;
обеспечение информирования и взаимодействия с органами управления и силами территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
мероприятия по развертыванию и приведению в готовность имеющихся сил и средств, привлекаемых к неотложным работам, их состав, сроки готовности и предназначение, организация работ;
мероприятия по защите персонала (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства), в том числе укрытие в защитных сооружениях, обеспечение средствами индивидуальной защиты, лечебно-эвакуационные мероприятия, эвакуация (отселение), проведение неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей);
порядок обеспечения действий сил и средств, привлекаемых для проведения неотложных работ, в том числе транспортное обеспечение, инженерное обеспечение, метеорологическое обеспечение, материальное обеспечение, медицинское обеспечение, противопожарное обеспечение, охрана общественного порядка, финансовое обеспечение.
Приложение 1 к Плану именуется «Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций» и представляет собой план предприятия, учреждения, организации с указанием масштаба и розы ветров.
На План наносятся:
а) источники возможных чрезвычайных ситуаций для предприятия, учреждения, организации (как на территории, так и за ее пределами), с указанием максимальных зон поражения при возникновении аварий;
б) наиболее крупные гидроузлы с зонами возможного затопления, районы возможного подтопления;
в) численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения чрезвычайной ситуации (в форме таблицы);
г) места размещения материальных резервов, предназначенных для ликвидации чрезвычайной ситуации.
Приложение 2 к Плану именуется «Календарный план основных мероприятий объекта при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций » и состоит из двух разделов.
Первый раздел Календарного плана предусматривает мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, второй — при их возникновении.
В разделах отражаются мероприятия для каждого вида чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, возникновение которых возможно на территории предприятия, учреждения, организации, отдельно по каждому виду возможных чрезвычайных ситуаций.
Разделы Календарного плана разрабатываются в виде таблицы по форме: номера по порядку;
наименования проводимых мероприятий;
объемы мероприятий; сроки выполнения;
начало и окончание проводимых мероприятий (конкретные значения времени проведения мероприятий определяются утвержденными нормативными данными либо применительно к местным условиям);
финансирование (объем работ);
ответственные исполнители;
отметка о выполнении.
Приложение 3 к Плану именуется «Порядок действий органов управления и сил предприятия, учреждения, организации по ликвидации чрезвычайной ситуации », в котором по каждому виду возможной чрезвычайной ситуации отражаются:
районы (участки, объекты) направления основных действий по ликвидации чрезвычайной ситуации, последовательность (этапы) и способы выполнения задачи, распределение сил и средств усиления;
основы организации управления;
сигналы управления и оповещения;
основные виды взаимодействия;
другие необходимые данные.
Приложение 4 к Плану именуется «Расчет сил и средств предприятия, учреждения, организации, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций» и разрабатывается в табличной форме по каждому виду возможной чрезвычайной ситуации. В табличной форме отражаются силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайной ситуации, подчиненность, численный состав, место дислокации, номер телефона (факса).
Приложение 5 к Плану именуется «Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций » и состоит из трех блок — схем: «Организация управления», «Организация оповещения» и «Организация связи».
В зависимости от специфики работы и численности персонала предприятия, учреждения, организации количество приложений может быть обоснованно изменено.
Лист корректировок представляет собой табличную форму, в которую вносятся записи при внесении изменений в содержание Плана. Табличная форма содержит:
номера по порядку;
содержание пункта Плана до внесения изменений;
содержание пункта Плана после внесения изменений;
причина внесения изменений (ежегодная корректировка, требование органа государственного надзора, уточнение при возникновении угрозы или непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации);
дата внесения изменений;
должность, Ф.И.О. исполнителя, внесшего изменения.
Разработка Плана делится на три этапа:
организационно-подготовительный;
практической разработки Плана;
согласования и утверждения.
Организационно-подготовительный этап включает: изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; сбор и обобщение необходимых исходных данных.
При сборе исходных данных необходимо определить:
возможные источники чрезвычайных ситуаций непосредственно на объекте;
возможные источники чрезвычайных ситуаций за территорией объекта, аварии на которых представляют опасность для объекта;
возможные опасные природные факторы;
возможные масштабы чрезвычайных ситуаций;
получить сведения о количестве рабочих и служащих, которые могут оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций (загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами, поражения в результате взрывов), а также в зонах пожаров, затоплений, ураганов и в других опасных районах.
С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие данные.
Этап практической разработки и оформления документов Плана заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций во всех случаях необходимо установить (определить):
зоны поражения при взрывах, пожарах, зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;
численность населения, сельскохозяйственных животных, объектов народного хозяйства, которые могут оказаться в зоне бедствия;
возможный причиненный ущерб (потери населения, сельскохозяйственных растений и животных, продукции, оборудования, материалов и т.п.);
предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;
силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
При разработке Плана, чем полнее будут учтены вероятные условия, при которых могут возникать и развиваться стихийные бедствия, производственные аварии и катастрофы, тем реальнее и эффективнее будут разработанные заранее мероприятия.
Подписывается План должностным лицом (должностными лицами) предприятия, учреждения, организации, осуществившим его разработку.
План подлежит согласованию:
с подчинённым подразделением Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, к компетенции которого отнесены вопросы государственного надзора в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в зоне ответственности которого расположено предприятие, учреждение, организация;
со структурным подразделением Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, к компетенции которого отнесены вопросы государственного надзора в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
с постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления, в зоне ответственности которого расположен объект.
План утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации.
Корректировка Плана осуществляется 1 раз в год (до 1 февраля) или по законному требованию органов, осуществляющих государственный надзор в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с отображением внесенных изменений и дополнений в лист корректировок.
Пересмотр Плана осуществляется 1 раз в 5 лет. Планы могут уточняться при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации с обязательным последующим отображением внесенных уточнений в лист корректировок Плана.