ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ




1. Начать там, где группа стоит и вместе с ней двигаться вперёд. Исходить из интересов группы. Например: В социологии или в возрастной психологии вы учили, что подростки возраста 15 – 18 лет обычно интересуются музыкой. Вы хотите организовать молодежный клуб и применить там это знание. Вы приглашаете на вечер, где каждый из молодых людей принесёт кассету или компакт-диск со своей самой любимой музыкой. 12 молодых людей пришли. Они вместе слушают эту музыку. Каждый рассказывает, почему именно эта песня ему особенно нравится. Ничего особенно не происходило в этот вечер, но группа пришла в движение. Она нашла общий интерес. Может быть не музыка, а что-то другое является общим интересом для группы. Необходимо найти это, так же как мы находим темы для общения с незнакомыми нам людьми. Отношения переходят в следующую стадию, только когда мы нашли общий интерес. Также и в группе, группа тогда сможет перейти на следующую стадию отношений, когда лидер сможет найти то, что будет волновать всех членов группы. Давайте подумаем, что может объединять нас вместе, какой интерес? Как можно построить общение в группе на этой теме, чтоб получилось занятие, которое смогло бы сблизить нас и принести пользу каждому из нас?

2. Работать со способностями каждого отдельного человека. Например: В детском доме, возникает желание провести творческий вечер. Лидер знает, что одна девушка, которую другие не любят, умеет делать из бумаги интересные поделки (оригами). Лидер с ней вместе подготавливает некоторые поделки для групп, которые они вместе показывают другим с целью обучения их тому же. Что явилось следствием этого? Группа имела поль-зу от способностей этой девушки. Девушка получила больше уважения в группе, могла записать личное переживание успеха в свой архив и получила больше уверенности в се-бе. Необходимо помнить, что каждый человек имеет какие-то таланты. Конечно, не у каждого это легко заметить и выделить для окружения. Для этого необходимо больше и ближе общаться с участниками группы. И как мы сказали выше, эффективен тот педаго-гический процесс, в котором используются все возможные формы, в том числе и индивидуальная работа, для построения взаимоотношений.

3. Совместная работа лучше, чем конкурс одиночек. Выделяя возможности одного чело-века, мы ни в коем случае не пытаемся унизить остальных или установить вид взаимо-действия между участниками группы напоминающий конкурс «слабо» или «минута сла-вы». В реальности, совместная работа сближает. Основное время обучения или какой-либо другой деятельности мы проводим вместе и на равных. Именно поэтому мы и рабо-таем в группе, потому что можем вместе добиться больших и лучших результатов. И да-же когда кто-то один несет ответственность за определенное дело, все вместе мы несем ответственность за результат нашей совместной работы. И поэтому мы поддерживаем и помогаем друг другу, потому что от результатов каждого члена команды зависит наш общий результат.

4. Дать возможность для решений. Сколько свободы решения позволяют группе, зависит от возраста и зрелости группы. Чем группа более зрелая, тем больше возможности можно ей дать, участвовать в совместном принятии решения. Педагог должен помогать своей группе таким образом, чтобы она училась принимать решение, и одновременно учитыва-ла возможные отрицательные последствия своего решения. Если мы дадим возможность для принятия решений, тогда мы одновременно будем способствовать готовности, высказывать своё мнение, обмениваться мыслями, формировать мнение по теме, принимать совместно решение. Например: группа получила помещение. Лидер предлагает вместе обдумать порядок использования помещения. Очевидно, что все участвующие в этом процессе будут относиться более ответственно к поддержанию порядка, из-за того, что сами принимали участие в принятии данного решения.

5. Очертить нужные границы с точки зрения педагогики. Когда мы говорим о свободе решения, нам надо одновременно говорить о необходимых границах. Существуют госу-дарственные законы, например, об употреблении спиртных напитков, о курении и другие правила защиты населения, которые мы обязаны соблюдать. И существуют библейские нормы и воспитательные принципы, которые нам важны. Нам необходимо защищать слабых в группе. Если мы видим, что в группе возник конфликт между двумя или более участниками, это может быть даже скрыто от лидера, но тем не менее лидеру необходимо включиться, особенно если это мешает эффективной работе или негативно сказывается на других членах группы. А также не допускать разрушительных методов разрешения конфликта. Конечно, вмешательство лидера зависит от степени разрушительности конфликта, не все конфликты разрушают, некоторые напротив являются созидательными. Лидер поддерживает дисциплину группы, и наблюдает за состоянием отношений в группе.

6. Лидер должен заботиться о том, чтобы можно было обойтись без него. В каждой группе должно наступать время, когда отдельные члены группы могут выполнять задачи, которые пока мог выполнить только лидер группы. По мере того, как лидер группы поручает всё больше и больше своей ответственности другим, он может отступать на задний план. Его задачей будет в большей быть лишь советником группы. Он может позволить, чтобы группа пережила неудачу. В этом случае только важно, чтобы он помог группе сделать правильные выводы из неудачи, извлечь урок из ошибок.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ГРУППЫ

ü Люди идут в группу для удовлетворения их личных нужд. Каждый человек имеет нужду, и она двигает им в процессе его жизнедеятельности. Это необходимо учитывать при создании группы. Люди могут идти в группу для удовлетворения потребности в об-щении (обычно это домашние группы), для получения необходимых им знаний или чу-жого опыта в области, например, воспитания детей, или свидетельства ближнему, или это может быть желание весело провести время (дети чаще всего именно поэтому посещают воскресные школы). Также может быть интерес к изучению Библии, быть ближе к Богу или поделиться своим духовным опытом. Чтобы это ни было, люди идут для того, чтобы получить ответ на свою нужду.

ü Человек останется в группе, если его привлекут цели группы. В течение первых двух, трех встреч, человек, посетивший группу, делает для себя вывод, придет он снова или нет. Чаще всего решение зависит от того, по пути ли вам. Если группа способна удовле-творить нужду участника и делает это таким образом, как он ожидает, значит, вы пойдете вместе.

ü Люди предпочитают группу одинакового возраста. Человеку проще рассказать о своих проблемах и поделиться своим опытом среди таких же как он, предполагая, что они ис-пытывают похожие трудности и могут более правильно понять друг друга и поддержать. Обычно можно отметить, если присутствует в группе человек, сильно отличающийся по возрасту от других участников, то общение либо сосредотачивается среди него, либо от-сутствует. Это не значит, что мы не можем никого приглашать в группу, но необходимо соблюдать баланс, так как участники группы приходят, чтобы высказаться и быть не только услышанными, но и понятыми.

ü Участие людей в группе уменьшается с увеличением размера группы. Чем больше людей, тем сложнее начать общение, и тем сложнее быть искренним. Обычно в большой аудитории преподавателю дольше приходится ожидать ответа от студентов, несмотря на то, что естественно, количество знающих ответ, значительно больше, чем в маленькой учебной группе. Это объясняется тем, что ответственность распределяется на всех, и ни-кто не чувствует что именно он должен начать, а также, присутствует неуверенность в себе отвечать при большем количестве людей. Поэтому, чем больше Вы ожидаете актив-ности участников группы, тем меньшей она должна быть.

ü Должен быть конкретный лидер. Если люди решили стать участниками группы, то это решение также было принято исходя из того, кто лидер группы. Они приняли этого человека и изъявили желание получить от него какие-либо знания, жизненный опыт, и согласились развиваться в группе именно под его руководством. Лидеров может быть и двое, но необходимо предупредить об этом участников группы. Даже если лидеру необходима замена всего для нескольких занятий, проявлением уважения к группе будет, предупредить заранее о том, что Вам необходимо отсутствовать и вас заменит другой человек. Также необходимо получить у группы согласие, на предлагаемую Вами замену.

ü Правила поведения дают людям защищенность. На группе люди откровенны, именно для этого многие из них и пришли в группу, и бывает очень неприятно для них, когда они узнают что информация, которую они рассказали группе, как просьбу для молитвы, распространилась и приобрела, конечно же, невообразимые формы. Правила поведения, это всегда свобода. Свобода высказать вслух свои мысли и не быть осмеянным, свобода от слухов, свобода быть самим собой. Необходимо перед началом групповых встреч, совместно составить такие правила поведения, которые будут одобрены всеми, чтобы со-блюдать их и чувствовать себя уютно в обществе других участников группы.

ФАЗЫРАЗВИТИЯ ГРУППЫ

Рождение и время младенчества – 1 месяц. Группа основана и произошли первые встречи – очень многое зависит от лидера, как он определит отношения в группе, как пока-жет цель и наладит совместную работу, члены группы настроены на лучшее. На этой стадии проявляются особенности человека, возникшие из его предыдущего социального опыта. Общая цель и задачи, представление о которых имеется у каждого участника группы, побужда-ет незнакомых доселе людей объединиться. Группа возникает в том случае, когда участники считают, что участие в ней - оптимальный способ достижения поставленной цели

Детство – 2 и 3 месяц. Группа шаг за шагом получает свой профиль, свою идентичность. Определяются правила, которые действуют в группе, есть определенные рамки для встреч. Группа зависит от лидера, отношения между членами углубляются и определяются роли. Роль лидера – поддерживать процесс идентичности группы, чтобы группа могла найти свой собственный характер. Распределение ролей внутри группы составляет содержание первого этапа этой стадии.

Юношество – с 3 по 5 месяцы. Стоит вопрос – что происходит в группе, начинается критика по отношению к тому, как проходят встречи и невозможно ли по другому, члены группы решают уровень взаимоотношений – как близко кто друг к другу находится. После того как все роли распределены, и каждый участник занял свою «нишу» с учетом собствен-ного желания и мнения остальных, группа проверяет саму себя на «устойчивость» извне, в борьбе с «внешним врагом. Взрослость – с 5 по 18 месяцы. Если руководитель сможет обеспечить хорошее об-щение и объединить общей целью, тогда это будет плодотворное время для всей группы. Люди достаточно открыты, они могут встречаться вне группы. Участники стоят за цель группы, у них есть внутреннее убеждение в поддержку правил группы. Члены группы рас-крепощаются, они уже ощущают необходимость работать на свой авторитет, на свой статус. Группа вступает в фазу устойчивой работоспособности.

Зрелость – от 18 и дальше. Критическое время в группе. Время привыкания. Привы-кание связано со скукой. Важно или найти новую цель или разделиться, иначе произойдет распад группы. Лидеру необходимо дать группе новую перспективу, или узнать тот момент, когда стоит закончить встречи группы. Например, если это группа по изучению Библии, и разбор Послания к Римлянам уже закончен, то стоит узнать, имеют ли члены группы жела-ние изучать другое послание или книгу, или может быть на данный момент времени для них достаточно той информации, которую они уже получили. Очень важны чувства, с которыми люди выходят из этой группы – добрый конец есть хорошее начало для основания новой группы. Группа должна закончить свое существование как социальная структура, полностью выполнив все поставленные перед ней задачи, или сформулировать новые и «возродиться» снова.

К распаду группы могут привести следующие причины:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: