В любой группе/команде всегда есть участники, которые думают, что встречи груп-пы/команды – это очень удобный способ самоутвердиться: большая аудитория, все сидят в кругу, всех хорошо видно и можно себя показать. Каждый из нас встречался с такими людьми. Существует несколько категорий трудных участников, вот некоторые из них, наиболее часто встречающиеся:
1. Часто возражающие ведущему. Когда руководитель группы дает задание, этот участник заявляет, что в жизни все не так или что ни к чему хорошему это не приведет. Или, что это задание лишено смысла и надо делать совсем другое и по-другому.
Возможная причина такого поведения: страх, неуверенность в себе. Повысить свою самооценку за счет противопоставления лидеру. Могут подхватить такое настроение другие участники из сходных или других причин.
Какая должна быть реакция ведущего: если такое неоднократно повторяется. Снять опасения, особенно в начале быть доброжелательным, использовать игры с массовым характером. В ответ на подобные замечания участников, лучше уклониться от ответа, или постараться прореагировать с добрым юмором и/или поддержкой. «Все у нас получится, я верю в ваши способности, мы здесь не на экзамене, это поможет нам, глаза боятся, а руки делают…».
Другая возможная причина такого же поведения: хочет выделиться, либо для привлечения внимания лидера, либо кого-то другого. Ему необходимо, чтоб его заметили.
Реакция ведущего: ведущий соглашается с любыми здравыми замечаниями, не совсем здравые замечания разбираются вместе с группой не допуская спора, чтобы все согласились, что замечание не по существу. Такому участнику необходимо дать возмож-ность высказаться, и чтоб это не привело к конфликту между группой, участником и лидером, лучше дать ему высказаться в такой момент, когда это будет безопасно для ведущего. Например, рассказать историю из жизни подтверждающую какую-нибудь тему или идею встречи. История из жизни никогда не будет спорной, спорным может быть только ее анализ. Еще одна возможная причина: спор ради спора. Есть люди, которые почти всегда возражают. Реакция ведущего: дать возможность высказаться и предложить подтвердить свои слова на практике. В групповом деле дать сложную роль, где будет много ошибок. Затем при разборе мягко показать, что говорить и уметь выполнять – разные вещи. С такими трудными участниками лучше придерживаться тактики наращивания давления – сначала мягко, если не реагирует, то все более жестко ставить человека на место. Можно предложить, занять место ведущего на какое-то время. Скорее всего, он откажется, спорщики обычно любят говорить, но боятся реальных дел.
|
Нельзя ни в коем случае! Если в группе есть кто-то, кто активно работает против лидера, нельзя включаться с ним в спор, лидер может увлечься, и начнется война. Группа встанет на чью-то сторону. Если на сторону лидера, то человека могут просто загрызть. Если на сторону участника - то лидера просто «вытеснят» из группы.
2. «Помощники» лидера. Комментирует все слова лидера, все время говорит: «да, я знаю, это очень полезно, интересно, я читал об этом»; или другой вариант: «лидер правильно вам, говорит, слушайте его, я знаю, именно так и будет у вас в жизни».
Причина: желание заработать себе авторитет, присоединившись к лидеру.
|
Реакция ведущего: попробовать мягко успокоить, поблагодарить за поддержку, сказать, что группа итак доверяет мне. Если не помогает, то поймать на слове и дать возможность выступить ему самому с каким-нибудь докладом, или примером из его жизни. Сделать так, чтоб он мог работать на группу, поддерживая лидера не только словами, но и полезным материалом. Необходимо следить, чтобы его не заклевала группа, поэтому, когда его замечания становятся неуместны и раздражают других участников, необходимо остановить его, при возможности не очень строго.
3. Пассивные участники. Ведут себя тихо и стараются не участвовать там, где нужны доб-ровольцы, не принимают участие в групповых дискуссиях или ограничиваются короткими фразами.
Причина: страх, неуверенность в себе.
Реакция ведущего: Необходимо с самого начала работы группы не только сказать, но и показать, что вы как лидер принимаете каждого, обеспечить безопасность обстановки. В этом могут помочь уместный добрый юмор для расслабления обстановки. Вначале подбирать такие формы работы, где пассивным участникам встречи приходится работать вместе со всеми. Кроме того, нужна организация работы в малых группах, состав кото-рых постоянно меняется. Также, чтоб помочь членам группы начать говорить, можно по-просить прочитать место из Библии или ответить на простой вопрос. Часто людям необходимо услышать свой голос среди других людей, чтоб обрести уверенность в себе. Если вы работаете с детьми, у которых плохая техника чтения, можно напомнить им, что сейчас не урок литературы, и мы не ставим оценки за чтение, поэтому не надо переживать, торопиться и смеяться друг над другом. Чтобы каждый чувствовал, что его мнение зна-чимо при каких-либо обсуждениях, необходимо фиксировать все высказанные мнения, эти записи может вести такой член группы, которому обычно не хватает внимания, и он использует различные пути для того, чтобы выделиться. В данном случае его энергия бу-дет на пользу и группе и ему.
|
4. Борцы. Пытаются устроить митинг или профсоюзное собрание, постоянно уходят от темы. Все время ищут справедливости.
Причина: недовольство группой, или своей жизнью. Понимание своей слабости в том, чтобы что-то изменить.
Реакция ведущего: Их нужно достаточно жестко останавливать, говоря, что все вопросы, не относящиеся к занятию будут обсуждены после занятия. Должно действо-вать правило «здесь и сейчас». Необходимо прямо сказать, что мы ушли от темы и нам нужно вернуться; дать интересный материал или историю возвращающую к обсуждаемой теме; спросить, как этот вопрос помогает нам в обсуждении нашей проблемы. Недовольство жизнью, психологическая проблема и она не решается в группе, не предназначенной для этого. Поэтому ваша задача в данном случае, чтоб настроение одного участника группы не перенеслось на всех, поэтому необходимо сразу возвращать к теме, как только вы чувствуете, что группа теряет нить рассуждений. Такие люди всегда будут в группе в разное время, потому что у всех в жизни бывают моменты, когда они недовольны собой или группой. Здесь надо помнить о том, что время лечит.
При всех рассмотренных и не рассмотренных случаях очень могут помочь в проведе-нии встречи правила группы. Их желательно составить совместно на первой встречи, чтоб каждый участвовал в их составлении и каждый принял их к исполнению. Если какое-то правило нарушается необходимо напомнить группе, о том, что мы согласились исполнять следующие правила. Вначале первых трех встреч желательно повторять все правила, чтоб они запомнились.
Правила могут быть примерно следующего характера:
- Встреча группы не является способом выяснения отношений между членами группы.
- Не говори дольше 2 минут, чтобы дать возможность высказаться другим.
- Не перебивай, чтобы когда будешь говорить ты, тебя тоже выслушали до конца.
- Мнение каждого имеет значение для каждого.
- У каждого участника встречи есть право высказаться.
- Каждый высказанный вопрос имеет право на ответ.
- Каждый человек ценен и поэтому мы никого не унижаем и ни про кого не говорим плохо.
Составитель Ольга Лейкина