Секция 1. «Поликультурное и полиязычное пространство университетов» Гузикова М.О., Симбирцева Н.А.




ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Международная научно-практическая конференция

«Полилингвизм и поликультурность в коммуникационно-образовательном пространстве университета в эпоху постграмотности: накопленный опыт и перспективы развития»

(16-17 ноября 2018 года, г. Екатеринбург)

 

Уважаемые коллеги!

 

Мы приглашаем Вас принять участие в дискуссии по актуальной проблеме современной культуры, человека, языков и текстов, сформировавшейся в последние годы в пространстве современных университетов.

Наша задача – рассмотреть, каким образом существует в современной культуре данная система: полилингвизм (множественные языки) – поликультурность (множественные тексты культуры) –– постграмотность (новая мультимодальная и полилингвистическая грамотность, приобретаемая как в процессе официального образования, так и в разнообразных свободных коммуникациях внутри и вне образовательной среды университета). Системно-культурологическая интеллектуальная рамка задает последовательность нашего исследования и построения модели полилингвального образования: уровень 1 описывает проблему современной человеческой модальности культуры – постграмотности, в качестве основы которой рассматривается культурный интеллект, уровень 2 исследует конкретные особенности функционирования – практики полилингвального образования, практикуемые образовательным сообществом», уровень 3 анализирует специфику предметной модальности современной культуры чтения – коммуникационную среду, коммуникационное пространство университета, которое представляют собой тексты, манифестирующие новое качество культуры (третья культура и постграмотное чтение).

В качестве основного методологического принципа, позволяющего моделировать функциональный уровень модели, отвечающего вызовам современности полилингвального образования, упорядочить разнообразный эмпирический материал лингвистических и лингво-педагогических наук о современном полилингвальном (билингвальном) образовании как функционально-деятельностном аспекте социально-коммуникативной подсистемы культуры и его особенностях в условиях эпохи постграмотности, мы используем теорию практик, разработанную П. Бурдье. От других методов исследования теории практик отличаются интересом к микроуровню культурных процессов. Согласно установкам П. Бурдье, культурные практики имеют статус события, изменяющего социальный мир. Таким образом, теории практик имеют важное методологическое преимущество перед традиционными объективистскими моделями. Теория практик существенно дополнена представлениями о дискурсивных (языковых) практиках М. Фуко и анализа идентичностей в эпоху «изменчивой современности» З. Баумана. Это позволяет создать многоуровневую философско-культурологическую эмпирическую модель практик полилингвального образования (формирующих социально-коммуникативную подсистему культуры) в единстве таких характеристик, как снаряжение, навыки, практические задачи, идентичности, ценности, формы общения и институции.

Для разработки методологии моделирования предметного уровня комплексной перспективной модели полилингвального образования с учетом всего многообразия полиморфных текстов в современной культуре, причин и процессов появления и функционирования таких текстов в сетевой и не-сетевой среде использованы семиотический и морфологический методы. При разработке представлений о морфологии современного постграмотного чтения определяющими научную позицию работами стали труды о языках культуры, текстах, созданных на этих языках, и средствах трансляции текстов – посредниках, исследователей социальной и дискурсивной семиотики, таких как Ю. Лотман,Teurn A.van Dijk, G. Kress, R. Leite-Garcia, Theo van Leeuwen, B. Cape, M. Kalantzis, J. M. Swales.
В результате предстоящей методологической работы системно-культурологический подход и методика философско-культурологического моделирования сложно организованых систем будут существенно уточнены и конкретизированы в соответствии с особенностями и спецификой предмета исследования, стратегической целью – системно-функциональным многоуровневым моделированием полилингвального образования в условиях постграмотности, а также тактическими исследовательскими задачами.

Несмотря на растущую экспансию английского языка в мировые образовательные системы и зарекомендовавшие себя методические подходы для обучения английскому языку как иностранному, потребности глобального рынка в билингвальных и полилингвальных специалистах уже не покрываются традиционными курсами типа «Английский для общих целей», «Английский для специальных целей» или «Английский для науки». Очевидно, что проблема подготовки специалистов для глобальной экономики и глобального рынка труда не решается на основе идеологии культурного империализма, когда весь мир должен освоить английский язык или русский, наоборот, основу новой модели должны быть положены идеи интеркультурализма или поликультурализма, когда осваиваются не только основные мировые языки, но и дополнительные.

 

Мы приглашаем к обсуждению проблем постграмотности, поликультурности и полиязычия:

• всех, кто интересуется проблемами коммуникационно-образовательного пространства университета;

• всех, кто формирует и исследует полилингвизм в современном обществе;

• всех, кто изучает сущность, специфику и способы существования новой грамотности / постграмотности;

• всех, кто изучает традиционные, аналоговые и цифровые медиа, дающие новые коммуникативные возможности современной культуре;

• всех, кто познает мир современной культуры как мир множественных полей культуры, воспроизводящихся в современном университете.

 

Предполагаемые секции:

 

Секция 1. «Поликультурное и полиязычное пространство университетов» Гузикова М.О., Симбирцева Н.А.

1. Научно-теоретическое осмысление наличного состояния полилингвального образования в современных вузах.

2. Критическое изучение моделей полилингвального образования, обусловленных конкретно-историческими особенностями социокультурной и цивилизационной коммуникационно-образовательной среды различных стран, регионов и университетов.

3. Обмен инновационными научно-теоретическими идеями и практиками с ведущими учеными российского и зарубежного коммуникационно-образовательного сообщества, развивающих полилингвизм в условиях интеркультурности современных университетов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: