В дошкольном возрасте (от 3 до 5-6 лет) ведущей деятельностью является игра.
Социальная ситуация развития: ребенок – взрослый. Ребенок сталкивается с взрослым миром, он переходит от контакта с вещами к контакту не только с конкретными людьми, но и с их образами. Взрослый представляет собой собирательную характеристику – мама, водитель, врач, пожарный.
Характерная психологическая ситуация – «Я сам». Ребенок стремится познать взрослый мир самостоятельно, внешне это выражается в «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок хочет быть взрослым и вести себя так, но условия деятельности взрослых людей очень сложны для ребенка, поэтом прямое и непосредственное участие ребенка в нем невозможно.
Данное противоречие разрешается в игре. Игра – способ ребенка смоделировать взрослую реальность и принять участие в ней в роли взрослого. Игра свободна от обязательных способов действия, она носит символический характер.
В историческом прошлом человека игра выполняла скорее социализирующую функцию, служила связью между поколениями для передачи опыта. В современных реалиях деятельность взрослых не самоочевидна, поэтому игра служит полем для экспериментирования с социальными позициями.
Игра – это особая форма освоения социальной действительности путем ее моделирования и воспроизведения. Игра относится к символико-моделирующей деятельности. Зиненко писал о том, что игра как модель содержит в себе культурный код детского развития.
Игрушки – копии предметов, существующих в быту взрослых.
Это помогает ему психологически войти в мир вещей. Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Ребенок учится покровительствовать, сопереживать, заботиться об игрушке во всех ее жизненных перипетиях, которые образуются в его же воображении. Играя с игрушкой, ребёнок учится сопереживанию, рефлексии, эмоциональному обожествлению. Он переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизней во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию (по учебнику Возрастная психология Сорокоумовой).
|
В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации.
Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно
поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой.
Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный
опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества.
Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.
Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников. Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью. Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) – это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности.
Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.
Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто
театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.
Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.
Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью.
Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам.
Игрушки-самоделки - это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.
Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.
Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. (из учебника Дошкольная психология Урунтаевой Г. А.)
|
|