Ведущей деятельностью в младенчестве является непосредственно эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. По мнению Эльконина – первое, что мы должны воспитать у наших детей, и что развивается на протяжении всего детства – это потребность детей в человеке, в другом человеке – сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и, наконец, в коллективе и обществе. А как говорила М.В. Лисина – «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, т.к уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля» общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности».
В конце первого месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Он постепенно улавливает коммуникативные послания взрослого, и на 3-4 неделе у него в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого: ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, и происходит контакт глаз. На 4-5 неделе возникает попытка улыбнуться, а за ней появляется социальная улыбка. На 8 неделе компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким вздохом. На 10-12 неделе реакции радостного оживления уже включают в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, гуление, и, самое главное, – появляется комплекс оживления – это ответная реакция ребенка на эмоциональное обращение к нему; это психологический критерий окончания кризиса новорожденности и основное новообразование этого периода. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Этот комплекс тем сильнее, чем пассивнее взрослый. В 3-4 месяца у ребенка проявляются разнообразные эмоциональные состояния – удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте. Он начинает улыбаться знакомым, несколько теряется при виде незнакомого человека. Если взрослый улыбается ребенку, демонстрирует свое доброе отношение, то ребенок проявляет радость. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых людей резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляются страх расставания, грусть или испуг при исчезновении мамы.
|
К концу первого года жизни ребенок приобретает способность самостоятельно передвигаться, что дает ему возможность отделиться от взрослого и превратиться в субъект действия. Рвется ситуация «мы». Увеличение двигательных возможностей приводит к активности ребенка и к доступности многих опасных для него вещей, что впоследствии ведет к появлению запретов. Ребенок начинает понимать, что не все его желания могут удовлетворяться и не всегда они могут совпадать с желаниями другого человека. Следовательно, ребенок пытается добиться исполнения желания, и, таким образом, появляется «я» желающий. Поведенческими симптомами наступления кризиса 1 года Выготский считал появление особых аффективных состояний – гипобулических реакций (эмоциональный взрыв). Одним из новообразований кризиса 1 года является появление автономной речи – особой детской речи, понятной только самому ребенку и его ближайшему окружению. Автономная речь существует недолго, около полугода и служит для общения ребенка с окружающими.
|
В первые годы жизни ребенок очень сильно зависит от взрослого, ему необходимы стабильные отношения с мамой. В случае, если ребенок этого лишен, то возникает госпитализм – недостаток эмоционального общения в раннем возрасте, что приводит к задержке психического развития. При нормальном эмоциональном общении период раннего детства заканчивается кризисом 3 лет. Данный кризис имеет 7 симптомов:
1. Негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого даже вразрез собственным желаниям, ведь это предложение идет от взрослого
2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то, потому что он этого потребовал
3. Страптивость – направленность против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3 лет
4. Своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление всё сделать самому
5. Протест – ребенок в состоянии конфликта с окружающими
6. Симптом обесценивания – ребенок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей
7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать всё, что требует, а отношение к младшим сестрам или братьям проявляется в виде ревности
Все симптомы кризиса свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое «я». Он ищет поводы, где может противопоставлять себя взрослым, он сам формирует себе свое «я». В младенчестве ребенок ведет себя так, будто хочет всего того, чего хотят родители. У него есть единичные аффекты, благодаря которым его легко воспитать, ведь достаточно всего лишь переключить его внимание. Эльконин предполагал, что в конце раннего возраста возникают обобщенные желания, которые заключаются в стремлении ребенка действовать самому, как взрослый человек. Из новообразований кризиса 3 лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Отделяясь от взрослого, ребенок устанавливает с ним более глубокие отношения. Данный кризис протекает как кризис социальных отношений, отделение от близкого взрослого и становление самосознания ребенка. Возникает поведенческий комплекс «гордость за достижения». Он состоит в том, что для детей становятся значимыми результат, успех в деятельности и признание взрослого, на основе которых будет формироваться самооценка.
|
Вопрос 17. Характеристика кризиса 3-х лет.
Кризис 3-х лет возникает на стыке периодов раннего детства и дошкольного, кроме того он разделяет 2 эпохи: «Раннее детство», «Детство».
Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал «семизвездие симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:
1) негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова
«хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.
В уже упоминавшихся нами наблюдениях К.Н. Поливановой девочка в возрасте 2 лет 5 месяцев впервые демонстрирует негативистические тенденции. На предложение идти гулять ребенок вопреки обыкновению отвечает: «Не хочу гулять», т.е. совершает своего рода действие «не хочу», «недействие».
Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен.
Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим». При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить.
У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возни кают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления не зависимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей(«мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.