Наблюдение как основной метод исследования психологии развития. Виды и требования к проведению.
Наблюдение - целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, о которых он может строить только предположения.
Виды наблюдения:
А)Сплошное – охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка. Задача: описать общую картину поведения.
Б)Выборочное – фиксирует какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее.
В)Скрытое – фигура наблюдателя не привлекает к себе внимания (Гезелово зеркало, кинокамеры).
Г)Включенное – наблюдающий не только известен объекту наблюдений, но может участвовать в совместной с ним деятельности (играет, кормит, читает).
Д)Одноразовое (срезовое) – проводится один раз, единовременно (сравнение девочек и мальчиков в одних и тех же ситуациях).
Е)Длительное (пролонгированное) – в течении длительного времени и осуществляется за одними и теми же детьми. Сравнивает разные этапы.
Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформированы цели и от того, насколько ясно исследователь представляет себе, что он будет наблюдать.
Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — такбыли получены знания о критических периодах и переходах в развитии.Современные исследователи чаще используют наблюдение как
метод сбора данных на начальном этапе.
|
Недостатки:
-трудоемкость;
-требует высокой психологической образованности;
-огромная затрата времени;
-субъективность.
Эксперимент как основной метод исследования психологии развития. Виды эксперимента и требования к его проведению.
Эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка.
Виды эксперимента:
А)Лабораторный. Проводится в специально созданных условиях, с использованием аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией, осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных
Плюсы: точность, возможно повторное проведение
Минусы: сложность проведения, испытуемые знают о своем участии проведении
Б)Естественный. Проводится в естественных условиях, приближенных к жизни. Минимум вмешательств в процесс.
Плюсы: условия соответствуют реальности, испытуемые не знают о том, что являются объектами исследований.
Минусы: отсутствие полного контроля всех переменных нельзя провести повторное исследование в таких же условиях. Требования: -чётко сформулировать цель исследования;-определить испытуемых;-тщательно продумать и подобрать методики для проведения эксперимента;-определить место и время и его проведения.
Очень важно установить доверительные отношения. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидульно-психологическим особенностям испытуемых. Эксперимент всегда проходит индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.
|
Дополнительные методы исследования возр.психологии: беседа, методы опроса, тесты, анализ продуктов деятельности.
1.Беседа - Каждая беседа должна иметь четко сформулированную ЦЕЛЬ и план ее проведения.
Успешность зависит: -от степени ее подготовленности;
- от искренности даваемых ответов
Требования к беседе:
-Сформулировать цель беседы.
-Составить план.
-Подготовить «поддерживающие» вопросы.
-Создать благоприятную обстановку.
-Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия.
-Уметь владеть собой.
-Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи.
-Фиксировать результаты беседы.
Методы опроса.
Виды опроса:
а)письменный (анкетирование- это метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа респондентом по указанным правилам.).
б) устный (интервью- разновидность опроса, беседа между двумя и более людьми, при котором интервьюер задает вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.).
Форма проведения опроса: индивидуальная; групповая
Трудности: ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.
3.Тесты. Предназначены для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека. Выполнение заданий объективно оценивается в баллах, для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить нормально ли для своего образа развит ребенок или отклоняется от нормы.
|
Эту стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку здесь как бы одномоментно снимается уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса. Иногда стратегия срезов соединяется со способами пролонгированного исследования (сначала первый срез, через некоторое время у тех же детей второй срез).
4.Анализ продуктов деятельности. Метод изучения человека по средствам продуктов его деятельности(рисунков, чертежей, музыкальных произведений) в детских рисунках отражаются эмоциональные состояния ребенка, особенности восприятия, характер отношений с окружающими. В основе лежит принцип единства сознания и деятельности.
Вопрос 2. Характеристика основных факторов развития личности. Учение Л.С.Выготского о зонах ближайшего и актуального развития.
Биологический:
а) наследственность – особенности, передаваемые по генам.
б) врождённость – особенности, появившиеся у ребёнка в период беременности или родов.
Социальный(средовой) – влияние больших и малых групп на развитие личности.
Активность самой личности – сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели. Например: общение, игра, обучение, труд.
По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Характерные особенности этой зоны: ребенок твердо усвоил материал; он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития; решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.
Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика. Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие. Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места.
Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике.
Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками.
Вопрос 3. Закономерности развития личности.
1)Психич.развитие(развитие личности) – чередование кризисных и стабильных периодов.
Цикличность развития(закон сложной организации развития во времени) ГЕЗЕЛЛ.
-темп психич.развития не совпадает с темпом времени.(чем младше возраст, тем выше темп психич.развития, с возрастом темп замедляется)
-ценность каждого года или месяца жизни определяется тем, какое место он занимает в циклах развития (отставание в интелл.развитии на год будет очень большим, если ребенку 2-3 года и незначительным, если 15 лет)
3)Закон неравномерности развития.
-разные стороны личности, включая психич.функции развиваются неравномерно. На каждом возр.этапе происходит перестройка их связей(например 1-3 года имеет значение развития всех анализаторов, ощущений и воприятий)
4)Закон метаморфозы в детском развитии. Ж.ПИАЖЕ.
-развитие не сводиться к кол-ым изменениям, это цель кач-ых преобразований, превращений одной формы в другую.
Ребёнок не похож на маленького взрослого, он отличается от нас.