ВПФ- характерны только человеку, они определяются сознанием и речью. Функции: речь, абстр.мышление, воображение, словестно-психич. память
ВПФ появляются дважды: 1 раз в совместной деятельности ребёнка и взрослого; 2 раз в самостоятельной деятельность
inter переходит в intro
6)Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. При возникновении новых функций старые отмирают.У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же ин волюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Вопрос 4. Понятие возраста. Проблема возрастной периодизации. Психологический возраст и его структура.
•Возраст – понятие многозначное, выделяют хронолог (паспортный), биолог(физиолог), психолог, кол-во прожитого времени.
•Псих. возраст – относит.замкнутый цикл развития, имеющий свою структурную динамику.
На данный момент нет единой периодизации, т.к. нет единого критерия их построения.
Выготский выделил 3 группы:
1)По внешнему признаку (периодизация Бюлера,Гезела;периодизация Р.Заззо).
В качестве критерия выделял ступени системы воспитания и обучени детей:
-стадия раннего детства(0-3г.) воспитания в семье.
-стадия дошкольного возраста(3-6лет) воспитание в семье или дошкольное учреждение.
-стадия начального школьного образования (6-12л) приобретает основные, интеллектуальные навыки
-стадия обучения в средней школе(12-16лет) общее образование.
-стадия высшего или университетского образования.
!Недостатком является то, что внешний критерий задаётся из вне и мб. изменен в соответствии с запросами!
|
2)По внутреннему признаку.( периодизация психо-сексуального развития З.Фрейда, периодизация Блонского)
Он построил ее на появлении зубов и смене зубов ребёнка эпохи:
-беззубое детство(до появления 1х зубов) 0-8мес-2,5 года.
-детство молочных зубов(6-8 мес.-6-7 лет).
-детство постоянных зубов(6-7лет до появления зубов мудрости)
3 ) На основе 1 или нескольких существенных признаков развития (периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона, периодизация интеллектуального развития Жана Пиаже, периодизация нравственного развития Лоранса Колберга, периодизация детского развития Эльконина).
Вопрос 5. Л.С.Выготский о стадиальности развития. Характеристика сенситивных, стабильных и кризисных периодов.
Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
|
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы -ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости».
|
Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца - 1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1—3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (7— 13 лет) -кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет) — кризис 17 лет.
Сенситивные (наиболее благоприятные)
Примеры: от 1-3лет – развитие речи. Младший шк.возраст – освоение уч.деятельности. до 6 лет от 5 до 12 лет для воображения
Стабильные (без скачков, медленные, продолжительные)
Кризисные (переход от одного кач.состояния в другое, от одного возр.периода к другому. Резкие, скачкообразные, непродолжительные, но изменения качественного революционного характера).
Примеры: кризисы рождения, 1года, 3 лет, поступления в школу, подросткового возраста, окончания школы.
Выготский считал эти кризисы закономерными и неизбежными, ведь это переход на другую ступень. Развитие – чередование кризисных и стабильных периодов.