Психосоциальная теория развития личности / эпигенетическая концепция
Основная работа Эриксона – «Детство и общество»-1950 год. Является автором психо-исторического, этнографического (кроскультурного) метода.
Пришёл к выводу, что особенности личности во многом определяются стилем материнства, которые зависят от условий жизни.
По Эриксону каждый человек проходит все 8 стадий, на каждой ему выдвигаются требования, что ведет к кризисной ситуации.
Критерий: взаимоотношение личности и общества
! ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЦИП! – каждый человек преодолевает характерные противоречия стадий с разным успехом и скоростью.
Придаёт значение детству, как и Фрейд, считал, что основным качеством является ЭГО идентичность (личностная идентичность)
ЭГО идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и неустойчивости собственного Я. Это образ, который я принимаю.
Личнностная идентичность -набор черт и индив.характеристик, который делает человека подобным себе. Формируется в течение всей жизни.
Групповая идентичность – чувство принадлежности к данной соц.группе. Формируется в течение всей жизни.
-Развитие имеет биполярный характер, оно может быть с + и –, если не разрешается.
8 стадий:
1.Базальное доверие+/базальное недоверие - (от 0-1г)
Закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, внутренней определенности.
Главным условием будет качество материнской заботы.
Качество матер.заботы – способность матери организовывать жизнь своего ребенка так, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости.
+ Если мать показывает любовь и заботу, то у него формируется доверие, и он может переносить отсутствие матери без большой тревоги.
- Если мать не надёжна, то формируется недоверие, проявляется в тревожном сне.
Если кризис разрешается, то в дальнейшем формируется надёжность, оптимизм.
|
2.Автономность + / стыд и сомнение – (1-3 года)
Ребенок активно осваивает пространство, познает мир.
+ Если родители поощряют его самостоятельность и позволяют разумную дозволенность, то формируется автономность (самостоятельность).
- Если родители запрещают посильные занятия ребенку или предъявляют большие требования, то формируется стыд и сомнения. Может появиться страх потери любви. При удачном разрешении конфликта формируется воля и самоконтроль.
3.Инициативность+ / вина- (3-6 лет)
Разворачивается сюжетно-ролевая игра
Игра – это модель мира взрослых. Ребенок выходит за пределы семьи, познает новые социальные ситуации, которые требуют активности,инициативы, которые проявляются в игре.
+ Если родители поощряют самостоятельные действия ребенка, его любознательность и познание, то формируется инициативность, развитие творческих способностей.
- Если родители ограничивают свободу выбора, контролируют и наказывают детей, то формируется вина, пассивность.
4.Компетентность + / - неполноценности- (6–12 лет)
Ребенок осваивает технологический этнос культуры( знания, умения, навыки)
Формирование компетентности зависит от того, насколько ребенок успешен в обучении, насколько он принимает правила обучения.
Большая роль в формировании – первый учитель (ореол первого учителя).
|
Ряд опасностей:
А) неспособность и невозможность учиться
Б) на протяжении долгих лет ребенок не испытывает гордости за то, что он сделал сам хорошо.
В) воспитание хороших исполнителей, не стремящихся к достижению чего-то большего. Они делают то, что им скажут.
- Большинство нач.классов – женщины, это может стать причиной конфликта в становлении идентичности у мальчиков.
5.Эгоидентичность+ / - диффузия, размытость ролей- (юность 12-20 лет)
Юность – это возраст окончательного становления доминирующей, позитивной идентичности.
Именно тогда будущее в обозримых пределах становится частью сознательного плана жизни. Происходит поиск ответов на вопросы «Кто я? Куда я иду?» Ответы на эти вопросы позволяют создать единый образ Я – Эгоидентичность.
В случае негативного разрешения кризиса возникает смешение ролей.
Кризис идентичности ведет к неспособности выбрать карьеру, образования.
Неопределенный кризис ведет к состоянию острой диффузной идентичности и составляет основу соц.патологии юношеского возраста.
Показатели синдрома соц.патологии идентичности:
А)Регрессия к инфантильному уровню жизни, нежелание становится взрослым.
Б)Смутное, но устойчиво состояние тревоги.
В) Чувство изоляции и опустошения.
Г) Ожидание рыцаря (того, кто изменит жизнь)
Д)Страх перед личным общением и не умение воздействовать на лица против.пола.
Е)Враждебность и презрение ко всем признанным обществ.ролям вплоть до муж. и жен.(унисекс)
Ё)Преклонение перед всем иностранным.
Ж)Стремление стать никем(суицид)
6.Интимность+ / изоляция(открытость) – (молодость 18-30 лет)
|
Возраст проф.образования, создания семьи.
Интимность – поддержание взаимности в отношениях, слияние с интимностью другого, без опасения потерять себя.
Главная опасность в излишней поглощённости собой, избегании отношений.
Неспособность устанавливать доверительные отношения ведут к одиночеству, изоляции.
Положительный выход из кризиса: любовь.
7.Генеративность(продуктивность)+/ инертность, стагнация, застой – (зрелость 25-65 лет)
Продуктивность – воссоздание людей, вещей, идей.
Излишняя поглощенность собой ведет к постепенной потери продуктивности. Из-за потери обедняются межличностные отношения.
Положительный выход: формирование заботы.
8.Эгоинтеграция(целостн. эго) +/ отчаяние (старость 65 – бесконечно)
Характерна суммирование, оценка всех прошлых стадий развития ЭГО.
Положительное качество: мудрость.
Мудрость – осознание значения жизни перед лицом смерти.
Если человек не принимает свою жизнь, то возникает отчаяние.