Вопрос 7. Периодизация развития личности по Э.Эриксону.




Психосоциальная теория развития личности / эпигенетическая концепция
Основная работа Эриксона – «Детство и общество»-1950 год. Является автором психо-исторического, этнографического (кроскультурного) метода.

Пришёл к выводу, что особенности личности во многом определяются стилем материнства, которые зависят от условий жизни.

По Эриксону каждый человек проходит все 8 стадий, на каждой ему выдвигаются требования, что ведет к кризисной ситуации.

Критерий: взаимоотношение личности и общества

! ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЦИП! – каждый человек преодолевает характерные противоречия стадий с разным успехом и скоростью.

Придаёт значение детству, как и Фрейд, считал, что основным качеством является ЭГО идентичность (личностная идентичность)

ЭГО идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и неустойчивости собственного Я. Это образ, который я принимаю.

Личнностная идентичность -набор черт и индив.характеристик, который делает человека подобным себе. Формируется в течение всей жизни.

Групповая идентичность – чувство принадлежности к данной соц.группе. Формируется в течение всей жизни.

-Развитие имеет биполярный характер, оно может быть с + и –, если не разрешается.

8 стадий:

1.Базальное доверие+/базальное недоверие - (от 0-1г)

Закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, внутренней определенности.

Главным условием будет качество материнской заботы.

Качество матер.заботы – способность матери организовывать жизнь своего ребенка так, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости.

+ Если мать показывает любовь и заботу, то у него формируется доверие, и он может переносить отсутствие матери без большой тревоги.
- Если мать не надёжна, то формируется недоверие, проявляется в тревожном сне.
Если кризис разрешается, то в дальнейшем формируется надёжность, оптимизм.

2.Автономность + / стыд и сомнение – (1-3 года)

Ребенок активно осваивает пространство, познает мир.

+ Если родители поощряют его самостоятельность и позволяют разумную дозволенность, то формируется автономность (самостоятельность).

- Если родители запрещают посильные занятия ребенку или предъявляют большие требования, то формируется стыд и сомнения. Может появиться страх потери любви. При удачном разрешении конфликта формируется воля и самоконтроль.

3.Инициативность+ / вина- (3-6 лет)

Разворачивается сюжетно-ролевая игра

Игра это модель мира взрослых. Ребенок выходит за пределы семьи, познает новые социальные ситуации, которые требуют активности,инициативы, которые проявляются в игре.

+ Если родители поощряют самостоятельные действия ребенка, его любознательность и познание, то формируется инициативность, развитие творческих способностей.

- Если родители ограничивают свободу выбора, контролируют и наказывают детей, то формируется вина, пассивность.

4.Компетентность + / - неполноценности- (6–12 лет)

Ребенок осваивает технологический этнос культуры( знания, умения, навыки)

Формирование компетентности зависит от того, насколько ребенок успешен в обучении, насколько он принимает правила обучения.

Большая роль в формировании – первый учитель (ореол первого учителя).

Ряд опасностей:

А) неспособность и невозможность учиться

Б) на протяжении долгих лет ребенок не испытывает гордости за то, что он сделал сам хорошо.

В) воспитание хороших исполнителей, не стремящихся к достижению чего-то большего. Они делают то, что им скажут.

- Большинство нач.классов – женщины, это может стать причиной конфликта в становлении идентичности у мальчиков.

5.Эгоидентичность+ / - диффузия, размытость ролей- (юность 12-20 лет)

Юность – это возраст окончательного становления доминирующей, позитивной идентичности.

Именно тогда будущее в обозримых пределах становится частью сознательного плана жизни. Происходит поиск ответов на вопросы «Кто я? Куда я иду?» Ответы на эти вопросы позволяют создать единый образ Я – Эгоидентичность.

В случае негативного разрешения кризиса возникает смешение ролей.

Кризис идентичности ведет к неспособности выбрать карьеру, образования.

Неопределенный кризис ведет к состоянию острой диффузной идентичности и составляет основу соц.патологии юношеского возраста.

Показатели синдрома соц.патологии идентичности:

А)Регрессия к инфантильному уровню жизни, нежелание становится взрослым.

Б)Смутное, но устойчиво состояние тревоги.

В) Чувство изоляции и опустошения.

Г) Ожидание рыцаря (того, кто изменит жизнь)

Д)Страх перед личным общением и не умение воздействовать на лица против.пола.

Е)Враждебность и презрение ко всем признанным обществ.ролям вплоть до муж. и жен.(унисекс)

Ё)Преклонение перед всем иностранным.

Ж)Стремление стать никем(суицид)

6.Интимность+ / изоляция(открытость) – (молодость 18-30 лет)

Возраст проф.образования, создания семьи.

Интимность – поддержание взаимности в отношениях, слияние с интимностью другого, без опасения потерять себя.

Главная опасность в излишней поглощённости собой, избегании отношений.

Неспособность устанавливать доверительные отношения ведут к одиночеству, изоляции.

Положительный выход из кризиса: любовь.

7.Генеративность(продуктивность)+/ инертность, стагнация, застой – (зрелость 25-65 лет)

Продуктивность – воссоздание людей, вещей, идей.

Излишняя поглощенность собой ведет к постепенной потери продуктивности. Из-за потери обедняются межличностные отношения.

Положительный выход: формирование заботы.

8.Эгоинтеграция(целостн. эго) +/ отчаяние (старость 65 – бесконечно)

Характерна суммирование, оценка всех прошлых стадий развития ЭГО.

Положительное качество: мудрость.

Мудрость – осознание значения жизни перед лицом смерти.

Если человек не принимает свою жизнь, то возникает отчаяние.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: