СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОТРАСЛИ
Рабочая тетрадь к выполнению практических работ
для студентов бакалавриата
всех направлений подготовки и форм обучения
Составители: Власенко Л.В., Иванова З. И., Шныренков Е.А.
Выполнил:
Ф.И.О. ________________________________________________
Институт ______________________________________________
Курс, группа ___________________________________________
Преподаватель __________________________
Москва, 2019 г.
Раздел 1. Личность и социально-профессиональное развитие
ТЕМА 1
ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ. ФАКТОРЫЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
В результате выполнения заданий вы сможете:
·определите уровень собственной самооценки;
·осознаете, каких личностных качеств вам не хватает для достижения целей;
· научитесь превращать свои недостатки в личностный ресурс.
Самооценка - оценка себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От уровня самооценки напрямую зависит качество жизни человека и его удовлетворенность от происходящего.
Задание 1.1. Методика самооценки С.А. Будасси.
1. Выберите из качеств, перечисленных в таблице, одно, которое, по Вашему мнению, более всего выражено у Вас, и около этого качества в графе «Я» поставьте 20. Затем найдите качество, которое менее всего присуще Вам, поставьте 1 в этой же графе. Оставшиеся качества проранжируйте по их выраженности от 20 до 1. Числа повторяться не должны!
2. Найдите из перечня качеств одно, наиболее желаемое свойство и рядом с ним в столбике «Идеал» поставьте 20; затем найдите качество, самое нежелательное для Вас, и поставьте 1. Таким образом проранжируйте все оставшиеся качества.
Качества личности | Я | Идеал | d | d 2 |
Аккуратность | ||||
Доброта | ||||
Ум | ||||
Правдивость | ||||
Принципиальность | ||||
Самостоятельность | ||||
Скромность | ||||
Общительность | ||||
Гордость | ||||
Добросовестность | ||||
Равнодушие | ||||
Лень | ||||
Зазнайство | ||||
Трусость | ||||
Жадность | ||||
Эгоизм | ||||
Подозрительность | ||||
Нахальство | ||||
Жизнерадостность | ||||
Настойчивость |
Обработка результатов:
1. Найдите разницу (d) ранговых рядов для каждого качества: d = Идеал – Я. Впишите результаты в таблицу
2. Разницу (d) по каждому качеству возведите в квадрат (d2)
3. Подсчитайте сумму () возведенных в квадрат разниц (d2): = ____
4. Коэффициент самооценки подсчитайте по формуле k = 1– ( х 0,00075) =___
Вывод: У меня ____________________________________ самооценка
Характеристика уровней:
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оптимальной самооценке относятся «высокий уровень», «выше среднего» (человек заслуженно себя уважает, ценит, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремиться к самосовершенствованию).
Самооценка может быть неадекватно завышенной или заниженной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальности искажается, рациональное зерно оценки выпадает. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Человек не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний и т.д. («неадекватно высокий уровень самооценки»).
Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел (увеличивается при успехе, снижается при неудаче), то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Неадекватно заниженная самооценка приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзновений, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны и требовательны к себе и другим («ниже среднего уровня», «низкий», «неадекватно низкий уровень»).
Задание 1.2. Моторная проба Шварцландера
Оцените свой уровень притязаний. Выполните задание по инструкции экспериментатора.
УП1 | УП3 | |||||||||||||||||||||||
УД1 | УД3 |
УП2 | УП4 | |||||||||||||||||||||||
УД2 | УД4 |
Обработка результатов
Вычислите свой уровень притязаний по формуле
(УП2 – УД1) + (УП3 – У Д2) + (УП4 – УД3) = ____________
Вывод: У меня ______________________________ уровень притязаний
Задание 1.3. Упражнение «Контраргументы».
Заполните сначала левую часть таблицы, а затем укажите положительный аспект слабой, отрицательной черты. Будет удобно начинать словами «Зато…», «Это дает мне возможность», «Но вместе с тем…». Разверните и обоснуйте контраргументы. Например:
Список ваших слабых сторон | Контраргументы |
Я не компанейский человек, с трудом и неохотой общаюсь с разными людьми. | Но это может защитить меня от конфликтов, узкий круг моего общения составляют только самые близкие друзья, которым можно доверять. |
Задание 1.4. Рекомендации для саморазвития (по результатам самодиагностики):
1. |
2. |
3. |
Задание 1.5. Прогноз достижения целей.
Большинство людей, проделав данное упражнение, удивляются его результатам. Возможно, вас они тоже удивят.
Выпишите 5 важных для вас целей (любые по времени достижения). Под каждой целью напишите примерную дату ее достижения (по возможности с точностью до дня, или хотя бы год).
В левый столбец впишите 5 основных действий, которыми вы занимаетесь последнее время (основных по времени, а не по значимости). Например, пью пиво с друзьями.
Краткое описание действия | Краткое описание целей | Сумма по действиям | ||||
Сумма по целям |
Занесите в таблицу обозначения:
-1 | Действие мешает достижению цели |
Действие не имеет никакого отношения к достижению цели | |
+1 | Действие имеет отношение к достижению цели |
+2 | Действие имеет прямое отношение к достижению цели |
Просуммируйте результаты по столбцам и строкам.
Чем больше результат – тем больше вероятность достижения цели. Чем больше баллов набрало действие, тем больше оно направлено на достижение ваших целей. Довольно несложно самостоятельно сделать выводы из упражнения, в частности, по поводу вероятности достижения каждой из целей.
Насколько достижимы поставленные вами цели?
_____________________________________________________________
ТЕМА 2