Тест «Индекс толерантности»
Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
1. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
2. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||
3. | Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||
4. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
5. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
6. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
7. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||
8. | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
9. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
10. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
11. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||
13. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
14. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
15. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | ||||||
16. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
17. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
18. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
19. | Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
20. | Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||
21. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов:
Каждому ответу на прямое утверждение (№ 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22) присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов).
Ответам на обратные утверждения (№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19) присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен», – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают люди, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21 - выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20 - позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
До 22 баллов – низкий уровень
23 – 36 – средний уровень
37 и более баллов – высокий уровень
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22 - включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
До 19 баллов – низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
Соответствуют ли полученные данные вашему представлению о мере вашей толерантности?__________________________________________________________________
Задание 4. 2. Проанализируйте приведенные ниже диалоги. Назовите культурные измерения, которые можно определить по высказываниям и поведению говорящих.
Диалог 1. Новая работа
А: Я слышал, ты скоро заканчиваешь университет. Поздравляю!
В: Спасибо!
А: Ты уже нашел работу?
В: Да, меня берут в Центральный банк.
А: Здорово! А квартиру уже снял?
В: Банк находится в том же районе, где живут мои родители.
А: Прекрасно, будешь жить недалеко от родителей.
В: Что ты!!! Я живу у родителей.
Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: _________________
Диалог 2. Разговор о науке
А: Презентация прошла успешно! Вы с доктором N прекрасно поработали.
В: Для меня было большой честью ассистировать доктору N в этом проекте. Вы знаете, он мой научный руководитель.
А: Вы отлично выполнили свою задачу. У меня к вам вопрос по проблеме, которую вы затронули под конец.
В: Да, конечно. Минутку, я позову доктора N.
А: Не стоит беспокоить доктора N, он как раз разговаривает с другими студентами. Речь идет о ваших исследованиях.
В: Но я же их делала под руководством доктора N…
Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: ___________________________________________________________________________
Диалог 3. Хороший работник.
А: Скажите, договор сегодня будет готов?
В: Боюсь, что нет. Господин Х еще не все документы подписал.
А: Он не очень-то усерден, не так ли?
В: Вообще-то он очень хороший работник. Я уже пытался выяснить, что с ним случилось.
А: Ну, и что он сказал?
Данный диалог иллюстрирует такие культурные измерения как: ___________________________________________________________________________
Вопросы для анализа:
Как вы думаете, заложено ли в данных диалогах недоразумение / конфликт? Если да, то в чем оно заключается?__________________________________________________________
Можете ли вы привести примеры подобных недоразумений из личного опыта? __________________________________________________________________________
ТЕМА 5.