Политико-правовое учение стоиков




Яркими представителями римского стоицизма были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий Антонин. Их общетеоретические представления формировались под значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков.

Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцепсов, превращения римской империи в мировую державу.

В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования.

Одно из первых мест в плеяде римских стоиков принадлежит Луцию Аннею Сенеке (3-65) - сенатору, воспитателю императора Нерона. <QUEST5< FONT>Более последовательно, нежели другие стоики, Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей, независимо от их общественного положения.

Согласно его представлениям, объектом и сферой рабства может быть телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, замечает он, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин.

Раб, согласно Сенеке, - человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Купля-продажа касается тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам. Не отвергая рабство как социально-политический институт, Сенека вместе с тем считает его в этическом плане несостоятельным, отстаивает человеческое достоинство раба и призывает к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом.

Все люди равны и в том смысле, что они "товарищи по рабству",14 поскольку одинаково находятся во власти судьбы. "Покажите мне, кто не раб. Этот вот – один в рабстве у похоти, другой – у скупости, третий – у честолюбия, и все – у страха... Нет рабства позорнее добровольного".15

В духе воззрений греческих стоиков Сенека считает судьбу (или - что для него одно и то же - бога, божественных дух, провидение, природу, мировое целое) причиной всех причин. Цепь событий подчинена вечному вращению судьбы. Идя "своим невозвратным путем", "закон судьбы совершает свое право". Люди не в силах «изменить такой порядок вещей», но могут лишь мужественно и стойко переносить предначертания судьбы, отдаваться воле законов природы,16 уточняет Сенека.

<QUEST6< FONT>Сенека пишет, что высшее благо - в разуме, который есть не что иное, как божественный дух, погруженный в тело человека. И разумность делает человека богоподобным. Помимо разума природа одарила человека еще и общительностью, лежащей в основе единства человеческого рода. Благодаря разуму и общительность люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут тесными сообществами.

Согласно Сенеке, Вселенная - естественное государство (космополис) со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

Более ценным, согласно Сенеке, является "большое государство". Разумность и, следовательно, понимание "закона судьбы" (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю, признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Это одинаково значимо как для отдельных людей, так и для государств.

Сходные идеи развивали и другие римские стоики - раб по происхождению Эпиктет (50-130) и император (в 161-180 гг.) Марк Аврелий Антонин (121-180).

<QUEST7< FONT>У Эпиктета призывы к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняется резкой критикой богатства и осуждением рабства. Он также подчеркивает, что «тело могут взять; но дух мой свободен»17. Взаимоотношения людей, в том числе и с рабами, согласно Эпиктету, должны строиться по принципу: "чего не желаешь себе, не желай и другим".

Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех и чтущем свободу подданных.

Из общего для всех людей духовного начала, замечает Марк Аврелий в сочинении "К самому себе", следует, что все мы – «разумные существа». А если это так, то и разум тоже будет «общим» и закон тоже будет «общий». Следовательно, подчеркивает он, все люди – «граждане» и причастны какому-нибудь гражданскому устройству. «Мир же подобен Граду». «Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон»,18 - уточняет он.

Дух Целого, говорит Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире "подчинение и соподчинение", а среди людей ("наиболее совершенных существ") - "единомыслие"19, достижению чего и служит стоическая философия.

Некоторые идеи греческих и римских стоиков (в частности, отстаиваемый ими индивидуализм, а также естественно-правовые положения) оказали огромное влияние на дальнейшую политико-правовую мысль Средневековья и Нового времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: