Сборник сценариев
Детям о праве
В рамках акции
«Каждый ребенок имеет право на…»
(посвящено «Конвенции о правах ребенка»)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................................... 3
Коротко о Конвенции............................................................ 5
Педагогам............................................................................... 6
Права детей в сказках (МБОУ «СОШ № 3»)............................... 8
Путешествие в страну Правляндию (МБОУ «СОШ № 6»)....... 15
Права ребёнка (МБОУ «СОШ № 11»)........................................ 20
Я – ребёнок, и я имею права (МБОУ «СОШ № 12»)................. 28
Каждый ребёнок имеет право на… (МБОУ «СОШ № 35»)....... 38
Я имею право (МБОУ «СОШ № 37»)......................................... 41
Расскажу я вам сказку (МБОУ «ВСОШ № 9»)........................... 50
Маленькие дети – большие роли (ГБОУ СПО «БрПК»)........... 54
Приложение («Неизвестное в известной конвенции»)....... 61
ПРЕДИСЛОВИЕ
Любое общество с надеждой ожидает, что его дети вырастут достойными и ответственными гражданами, которые внесут свой вклад в процветание государства.
Дети – это самая уязвимая часть населения, о которой нам взрослым нужно заботиться наиболее усердно. К сожалению, дети ежедневно встречаются с опасностью на улице, с употреблением наркотиков, с насилием, даже в родной семье. Случается, что дети погибают от тех болезней, которые можно предотвратить. На здоровье детей отрицательно воздействует загрязнение окружающей среды.
Что нужно нашим детям? – это жизнь в семье с любимыми и любящими родными людьми, получение образования, защита и уход за своим здоровьем, возможность полноценно развиваться, выбирать профессию и принимать активное участие в общественной жизни.
Дети, чьи основные нужды попираются, не смогут стать заботливыми, деятельными взрослыми, которые будут уважать права других. Нарушения прав не только вызывают страдания личности, они также сеют семена политической и социальной нестабильности.
|
Дети должны понять, что такое «право», какие права у них есть, посочувствовать тем, чьи права игнорируются, и получить силы для того, чтобы предпринять действия,как на защиту собственных прав, так и прав других людей.
Изучение Конвенции о правах ребенка – кодекса фундаментальных прав детей, – это один из путей, с чего следует начинать.
С этой целью Центральная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Братска (далее – комиссия) провелаАкцию «Каждый ребенок имеет право на…»
Одна из задач данной Акции состояла в оказании помощи каждому участникув полученииобщего представления о системе прав ребенка на основе положительной мотивации, через раскрытие творческих способностей и самовыражения.
Акция проводиласьс 10 апреля по 1 ноября 2013 г.в три этапа.Информационное сопровождение проведения Акции осуществлялось в группе комиссии в социальной сети «В контакте» https://vk.com/kdn_bratsk.
I этап– фотоконкурс «Неизвестное в известной Конвенции». Название конкурса говорит само за себя. Многие знают основные права ребенка, но не многие понимают, какую роль они играют в нашей обычной, практической деятельности. В группе Центральной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Братска «В контакте» участники с 10 апреля выкладывали свои конкурсные работы.
1 июня, в День защиты детей комиссия провела награждение победителей.
|
II этап –издание плаката по итогам фотоконкурса.
С согласия участников, их фотографии были использованы в издании тематического плаката «Конвенция о правах ребенка», с целью привлечения внимая детей, не участвовавших в фотоконкурсе, и мотивации их к дальнейшему изучению своих прав.
III этап – проведение в образовательных учреждениях Центрального округа города Братска месячника «Детям о праве», и создание ресурсной базы сценариев.
Образовательные учреждения представили в комиссию те мероприятия, которые они проводили в течение месячника. Выбор формы проведения мероприятия не ограничивался.
Сценарии Участников собраны в данном сборнике «Детям о праве», который послужит хорошей ресурсной базой для дальнейшего правового просвещения детей и подростков, содействию воспитания убеждения у детей, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение.
Активным участникам Акции выданы сертификаты.
КОРОТКО О КОНВЕНЦИИ
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции - 20 ноября, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.
Конвенция о правах ребёнка - международный правовой документ, в котором обозначены основные права детей.
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
|
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, мнения, свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к информации.
Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Статьи 41-54 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.
ПЕДАГОГАМ
Российские дети находятся в тяжелом положении. Нередко они подвергаются разного рода насилию в семье, ежегодно из дома убегают тысячи детей. Растет число семей, находящихся в социально-опасном положении.
Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка.
Прежде чем приступить к разработке и реализации собственных мероприятий, прочитайте небольшой перечень вопросов, приведенных ниже. Ваши ответы, или размышлениядетей,помогут Вам определиться с выбором темы и формы проведения мероприятий проекта.
- Как защищаются права детей в нашей стране?
- Какие организации защищают права детей?
- В каком возрасте ребенок имеет право заявлять о своих правах?
- Знаете ли вы Конвенцию о правах ребенка?
- Зачем детям изучать свои права?
- Что вы думаете о таком праве: каждый ребенок может быть выслушан?
- Как вы понимаете «право на личное достоинство»? Имеет ли оно место в классе, школе, группе?
- Что означает «право на жизнь без насилия», и как можно осуществить это в жизни общества?
- Как можно реализовать «права ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний»?
- Как детское самоуправление в образовательном учреждении может быть связано с защитой прав ребенка?
- Какого рода примеров в обществе больше: соблюдения прав или нарушения, и почему?
- Школа и права ребенка: могут ли быть права без обязанностей?
- Имеют ли дети право делать то, что запрещают им родители?
- Имеют ли родители право выгонять из дома своего ребенка?
- Нарушают ли дети права своих родителей?
Учащиеся и студентыдолжны получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, исследовать острые проблемы, связанные с защитой прав детей.
Организованные мероприятия должны способствовать:
- развитию и расширению кругозора личности,
- формированию активной жизненной позиции,
- правовому просвещению и предупреждению правонарушений,
- распространению среди детей знаний о Конвенции о правах ребенка,
- развитию у детей навыков участия в проектах и правовых инициативах,
- раскрытию творческого потенциала у детей,
- выработке у несовершеннолетних мотивации к отстаиванию и защите своих прав,
- развитию умений доказывать свою точку зрения, оперировать юридическими понятиями.
За последнее десятилетие произошли большие изменения в оценке роли и места правового просвещения, однако до сих пор очень многие граждане имеют весьма смутное представление о своих правах и свободах, и потому не могут осознанно ими пользоваться.
Комиссия готова к дальнейшему сотрудничеству с образовательными учреждениями в вопросах правового просвещения, содействия развитию сотрудничества по формированию социально-активного поведения личности, умелой и цивилизованной защите своих прав и свобод, ответственного отношения к обязанностям гражданина, способности действовать юридически грамотно в любой ситуации.
ПРАВА ДЕТЕЙ В СКАЗКАХ
(Внеклассное мероприятие для 5-6 классов)
Автор: Ганеева Елена Вадимовна, старшая вожатая Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 »города Братска.
Цель: привлечение внимания подростков к основным правам ребенка, закрепленных в «Конвенции по правам ребенка».
Задачи:
- научить детей видеть проблемы, уметь их решать,
- дать общее представление о системе прав ребенка,
- научить детей не попадать в трудные жизненные ситуации, связанные с нарушением законодательства,
- раскрыть творческие способности учащихся через театрализацию.
Перечень оборудования:мультимедийное оборудование для показа презентаций, 4 микрофона, музыкальная аппаратура.
Ход мероприятия.
/фоном звучит главная тема из к/ф «Шерлок Холмс», на сцене появляются Шерлок Холмс и Доктор Ватсон/
Шерлок Холмс: Я приветствую вас, дорогие друзья. И вы, Ватсон, здравствуйте. Мне очень приятно, что сегодня в этом зале собралось так много наших помощников.
Доктор Ватсон: Помощников?
Ш.Х: да, Ватсон, вы не ослышались, именно помощников! Разве мы когда-нибудь сидим без дела?
Д.В.: Ах, вот в чем дело, Холмс! Тогда понятно, почему вы пригласили в гости эти юные создания – любителей детективов.
Ш.Х: Да, Ватсон, сегодня мы должны подобрать себе отличную команду. Можно сказать, союз Юных Детективов.
/Входит Мисс Хадсон/
Мисс Хадсон: О, опять эти загадочные названия! От тайн и неизвестности голова идёт кругом! Добрый день, Холмс, добрый день, Доктор Ватсон. Кто эти милые ребята? Вы пригласили их на обед?
Ш.Х.: Нет, Мисс Хадсон, я пригласил их на состязание, а вам вручаю бразды правления.
М.Х.: Я боюсь не справиться с этой трудной миссией, хотя предложение довольно заманчивое.
Д.В.: Соглашайтесь, мисс Хадсон!
М.Х.: Ну хорошо, я попробую. Итак, юные наши детективы, мы начинаем! Ну, а для начала мы представим вам наших самых главных экспертов сыскного дела – наше жюри.
И первыми на эту сцену я хочу пригласить учащихся 6 «в» класса с отрывком из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Встречаем их бурнымиаплодисментами! /на параллели 5 кл. М.Х. говорит «с показательным выступлением»/
СЦЕНКА
по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Автор: Где то в сказочном полесье,на развилке трёх дорог
стоит скромный, но не бедныйдеревянный теремок.
Там вражды-то не бывало,но вот счастье помешало
трём сестренкам мирно жить, прячь, сучить и ворожить.
Сердца двух-то очерствели,зла, конечно, не хотели
Ни они, ни царь Салтан… Но случился этот срам.
Ушки вы уж навострите,посидите, не поспите,
поглядите сказ про то,как творилось это зло,
что со всеми приключилось,что в итоге получилось.
Ну и вот мы начинаем,потихоньку все смолкаем!!! (Тссс) /на сцене появляются 3 сестры/
Автор: Три девицы под окномпряли поздно вечерком
Повариха: Кабы я была царица, -
Автор: говорит одна девица.-
Повариха: то на весь крещёный мирприготовила б я пир.
Портниха: Кабы я была царица, -
Автор: говорит ее сестрица, -
Портниха: то на весь бы мир однанаткала б я полотна.
Царица: Кабы я была царица, -
Автор: молвит третия сестрица, -
Царица: я б для батюшки царя родила богатыря.
Автор: Только вымолвить успела…
Дверь тихонько заскрипела,
и в светлицу входит царь,стороны той государь.
/появляется царь и входит в избу/
Царь: Здравствуй, красная девица, -
Автор: говорит он.
Царь: будь - царица! и роди богатырямне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки сестрицы,выбирайтесь из светлицы,
поезжайте вслед за мной,вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,а другая - повариха!
/все уходят, автор остается/
Автор: царь недолго собирался,в тот же вечер обвенчался.
царь Салтан за пир честной сел с царицей молодой.
/царь и царевна прощаются, та машет ему платком в след/
Автор: В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
на добра коня садяся, ей наказывал:
себя поберечь,его любя.
/царь уходит со сцены, царица выходит с малышом на руках/
Автор: наступает срок родин.
Сына Бог им дал! В аршин!!!
И царица над ребенком,как орлица над орлёнком!
/царица отдает письмо гонцу/
Автор: шлёт с письмом она гонца,чтоб обрадовать отца!
/появляются повариха, ткачиха и сватья-баба, уводят гонца с собой/
Автор: а ткачиха с поварихой, со сватьей бабой-бабарихой,
извести её хотят,перенять гонца велят…
/смена действий все уходят, а появляется на сцене гонец и царь/
/гонец читает письмо царю, царь грустит/
Гонец: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь,
Ни мышонка, ни лягушку, а неведому зверушку.
Автор: Как услышал царь-отец,что сказал ему гонец,
сгоряча начал чудесить,и гонца хотел повесить!
Но смягчился на сей раз,дал гонцу такой приказ:
ждать царёва возвращеньядля законного решенья!
/все уходят со сцены кроме автора/
Автор: долго ехал тот гонец,потерял письмо вконец.
или мы, что позабыли…?
Но указ тот подменили.
/появляется на сцене стар-бояр с указом и 2 стражниками/
Автор: И читает стар-бояр:
С.- Бояр: Царь велит своим боярамвремени не тратить даром,
и царицу и приплодтайно бросить в бездну вод.
/Стар-бояр и стража идут в спальню к царевне. Появляетсяцарица на сцене/
Автор: Делать нечего…
Бояре, потужив о государеи царице молодой,
в спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю: ей и сыну злую долю.
И царицу в тот же час в бочку с сыном посадили,
засмолили, покатили и спустили в окиян,
как велел им царь Салтан.
/внизу сцены сидит Закон, царица со взрослым сыном садится к нему в «бочку»/
Автор: долго плыла бочка та,и не дни, а месяца…
рос и сынушкаГвидон, ну и с ним был брат-Закон.
Гвидон: ты волна, моя волна,ты гуллива и вольна,
плещешь ты, куда захочешь,
ты морские камни точишь,
топишь берег ты земли,поднимаешь корабли,
не губи ты нашу душу,выплесни ты нас на сушу.
Автор: И послушалась волна:
тут же на берег онабочку вынесла легонько,и отхлынула тихонько.
вышел из нее Гвидон,
вышел с ним и Брат Закон,
Слышен стал царицын стон…
Царица: Что же наш с тобой отец,умный, бравый молодец, так жестоко поступил, в бочку нас он посадил?!
Автор: А Гвидон ей говорит:
Гвидон: Мать моя, царица Мира, не гневись на батю ты.
Скоро мы вопрос решим, на суде поговорим!
/царица, сын уходят, Закон выходит на сцену,сидит царь/
Автор: И отправился Законв град родной, где белый дом.
где сидят все пред окном,
где был царь, но мрачен он.
Закон: Что же, царь, ты так не весел?
что ты голову повесил?
Что?! - дитя ты погубил?!Что?! - не светел этот мир?!
Автор: Отвечал ему Салтан:
Царь: Если б знал я, братец, сам,
что наступит эко время, и вот свалится мне бремя,
и наступит эков день, и останусь я как пень!
Буду пнем, тупою клячей!
не прощу себе я, значит,что царицу не сберег,
что я сына не стерег!
злые бабьи языки наплели и обвели,
обманули, знать, царя,своего государя.
и царицу по приказу, по подменному указу
в бочку шустро посадили, в море кинули и сплыли...
вот теперь горюю…!
Закон: Верю!
Царь: Потешаешься?
Закон: Не смею!
Царь: Что ж пришел тогда? скажи, душу батьке облегчи.
Закон: Я пришел тут мир наладить,
кому надо честь поправить,
ты же, батька, не грусти,а виновников веди.
Мы их влад с тобой накажем.
только Ты, Закон и стража.
/царь уходит со сцены и возвращается с поварихой, ткачихой, сватьей и двумя стражниками/
Автор:
Царь наш долго ждать не стал. Стражников к себе позвал. Привели они с собой всех виновников, с лихвой.
Наказал их Царь с Законом,вынесли им приговоры:
«и по чести и по мируне видать им больше пира!» -
самый страшный приговор.
Был и с царицей разговор,
и раскаянье в придачу,стало быть, финалом, значит.
/все артисты выходят на сцену и строятся в линию/
Царь Салтан с царицей Мира,
сын Гвидон и брат Закон, я и стража
эти трое /показывает на повариху, ткачиху и бабу/
стар-бояр, и эти двое
сказку показали вам.Всё про честь, закон и срам.
Всё как есть, решайте сами.
Ну а мы, ВСЁ! завершаем!!! /финальный поклон/
***
/на сцене появляется Мисс Хадсон/
М.Х.: дорогие наши, юные любители частного сыска, как вы думаете, какие права человека были нарушены в этом отрывке? (правильные ответы: права на жизнь и свободу)
/Входят Ш.Х и Д.В./
М.Х.: О, вот и вы, мои уважаемые коллеги.Вы как раз вовремя. Пришло время посмотреть, как Юные Детективы разобрались с вашими сказочными историями. Где и какие статьи Конвенции усматривались в ваших произведениях.
Ш.Х.: Мы приглашаем на сцену 5 класс. Встречаем!
(сказка «Колобок»)
Доктор Ватсон: Наши юные сыщики растут прямо на глазах. Вы согласны Шерлок? Давайте пригласим на сцену следующую команду и посмотрим, как она справилась со своим заданием.
Ш.Х.: Итак, для показа своего домашнего расследования мы приглашаем на сцену 5 /6/ Б класс. Встречаем!!!
(сказка «Заяц и Лиса»)
Мисс Хадсон: Я не перестаю удивляться, как юные сыщики раскрывают столь запутанные дела. Вы все просто молодцы! Но пришло время вам показать последнюю миниатюру, подготовленную 5-В классом. Уважаемые коллеги, просим вас подняться на сцену.
/на празднике 6х классов Мисс Хадсон не выходит/ (сказка «Теремок»)
Д.В.: Ну вот и все кажет Холмс? Все загадки разгаданы… все миниатюры показаны. Нам остается подвести итоги и попрощаться?
Ш.Х.: Э, нет, уважаемый коллега. Пока жюри подводит итоги,у нас для ребят есть еще один главный вопрос. Как вы думаете, уважаемые коллеги, какими основным качествами должен обладать настоящий сыщик?
(дети отвечают)
/Выходит М.Х./
М.Х.: я думаю, дорогой Холмс и доктор Ватсон, наши детективы заслужили настоящего посвящения в Союз Юных Детективов. Не так ли?
Ш.Х.: да, вы правы, Мисс Хадсон.
Д.В.: итак, вы, Юные сыщики, официально признаны почётными членами «Союза Юных Детективов имени Конан Дойля» И в честь этого мы просим вас встать и произнести троекратное «УРА!»
М.Х.: Ну, а сейчас, слово передается нашим магистрам сыскного дела, и лично заместителю директора по воспитательной работе. /вручение грамот/
Список литературы:
А.Конан Дойль «Шерлок Хомс»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»