Учитель: Я думаю, что вы запомнили свои права, предлагаю написать на лучахсолнца запомнившиеся права ребенка.
(дети выходят и записывают по одному праву на луч)
8. Подведение итогов занятия.
Учитель: Древний мудрый Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
Подводя итоги, можно отметить, что в начале XXI века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире.
(демонстрация 12 слайда)
Максим: Спасибо, Конвенция! Выручила меня из беды, теперь я обязательно всю тебя изучу, потому что каждый человек, если он не хочет жить один в долине бесправия, должен знать свои права и обязанности.
Список литературы:
1. Права ребенка // Права человека. Книга для чтения. Ч. 2. 5-9 классы. М., 1999. С. 322-354. Права ребенка. Ролевые игры // Преподавание прав человека в 5-9-х кл. средней школы. М., 1997.
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Словарь терминов и понятий по обществознанию. А.М.Лопухов. Издательство: Москва, «АЙРИС-пресс», 2009г.;
4. Чанцев А. Право ребенка, право на будущее // Семья и школа. 1998. №1. Шабельник Е. Права ребенка. М., 1997.
5. Сайт https://festival.1september.ru «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»
6. Сайт https://ant-m.ucoz.ru «Виртуальный кабинет истории и обществознания»
7. Сайт https://ombudsman.donland.ru/ «Уполномоченный по правам человека»
Список электронных приложений: презентация «Конвенция о правах ребенка», вопросы для измерения «температуры» прав человека, ситуации, солнце для рефлексии.
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА…
(Классный час для учащихся 8 классов)
Авторы: Костюк Юлия Олеговна, учитель английского языка, Малиенко Оксана Юрьевна, учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 35 » города Братска.
|
Цели:
1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка;
2. Сформировать активную жизненную позициюличности;
3.Повысить социально-правовую компетентность учащихся;
4. Воспитать уважение к высказываниям одноклассников;
5. Акцентировать внимание подростков на необходимости знать свои права и обязанности.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия «права», «конвенция», «устав».
2. Побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.
3. Создать устав своего класса.
Перечень оборудования и материалов: листы бумаги, конвенция, карточки с вопросами, карточки устава класса, толковые словари.
Ход мероприятия.
Не важно, на чьей стороне сила; Важно то, на чьей стороне право.
В.Гюго
(Дети садятся в группы по 5-6 человек за «круглые столы»)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящен именно праву.Ведь, как сказал Виктор Гюго: «Не важно, на чьей стороне сила, важно то, на чьей стороне право» А что такое право? Предлагаю вам уточнить понятие «право» по толковому словарю.
(Дети ищут понятие слова «право» в толковых словарях, озвучивают понятие, высказывают своё понимание)
«Право человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах
Учитель: А отличаются ли права ребенка от прав взрослых людей? Где записаны права всех граждан страны? А права детей? Все это вы узнаете из фильма «Конвенция о правах ребенка».После просмотра фильма я прошу вас ответить на вопросы, которые лежат перед вами.
|
(Показ фильма «Конвенция о правах ребенка».)
Вопросы:
1. Где прописаны современные права ребенка? (Конвенция по правам ребенка)
2. До какого возраста определены права детей в данном документе? (до 18)
3. Какие права были у детей в средневековье? (Никаких)
4. Вычеркните лишнее. Права ребенка: право на жизнь, на защиту, на свободу мысли, на владение чужим имуществом, на развитие, на образование, на гражданство.
5. Куда ребенок может обратиться с жалобой на ущемление своих прав? (В институт уполномоченных по правам ребенка)
Учитель: Итак, вы посмотрели фильм и услышали, что права ребенка прописаны в конвенции. Сегодня вы можете посмотреть, как выглядит этот документ (демонстрация конвенции).
Ребята, в каждом учреждении есть свой особый документ – устав. Что это такое? Давайте по толковому словарю уточним это слово. (Ученики ищут определение слова «устав»)
Учитель: Итак, устав – это локальный документ для какого-то коллектива. Сегодня я попрошу вас создать устав нашего класса сначала в своих малых группах, затем мы обсудим все предложения и примем общий устав. Помните, что пункты устава не должны противоречить пунктам конвенции, закону РФ и уставу нашей школы. На обсуждение дано 5 минут. Все то, что вы примете в группе, прошу записать в заготовки «Устав класса»
(Дети работают в группах, затем обсуждают принятые в группе пункты, голосуют всем коллективом. Записывают в устав класса те пункты, за которые проголосовало большинство учеников)
|
Учитель:Сегодня мы с вами обсудили что такое «право», узнали, где права детей прописаны, составили свой собственный устав класса по правам. А ведь, как известно, там, где есть права, есть и обязанности. Что это такое, и какие у вас обязанности, мы узнаем на следующем классном часе.
Список источников информации:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17309
https://www.youtube.com/watch?v=LjHC_BHD7LE
https://www.mirslovozhegova.ru/about/
Список электронных приложений: фильм «Конвенция о правах ребенка» (в 3 частях).
Я ИМЕЮ ПРАВО
(Игра-конкурс для учащихся 5-8 классов)
Авторы: Степушина Елена Юрьевна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 37 » города Братска.
Цель: Формирование у учащихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей.
Задачи:
1. Расширение представления учащихся о правах ребенка, их содержании, осознанию взаимосвязи между правами и обязанностями.
2. Формирование навыковправо приемлемого поведения в реальных жизненных ситуациях, содействие включению учащихся в гражданскую жизнь общества, приобретению опыта защиты собственных прав и свобод других людей.
3. Воспитание понимания человеческого достоинства, уважения к правам других людей, стремления к использованию мирных способов разрешения конфликтов в реальных жизненных ситуациях, стремления к сотрудничеству.
Перечень оборудования и материалов: медиапроектор, музыкальное сопровождение, доска с материалами Конвенции о правах ребенка, задания для команд,оценочный лист для жюри, зал оформлен рисунками и плакатами.
Ход мероприятия.
(Слайд №1.Приложение №2)
(Звучит музыка. Выходят ученики с плакатами «Даешь молодежь!», «О правах ребенка прокричим звонко!» «Свободу ученику!» «Мы-главные!»)
1.Веселитесь? Ну и ну!Что же с вами, не пойму!
2.Надо, братцы, взрослым стать, и права свои узнать
3.Только ты заходишь в школу, попадаешь вдруг в цунами:
Ссоры, споры, разговоры, трудности с учителями…
4.И звучит занудно-длинно это слово-ДИСЦИПЛИНА
5.В школе есть один закон:Наш учитель прав всегда!
Неужели он не можетошибаться иногда?
5.Нас ругают, двойки ставят,и родителям звонят.
На уроке заставляют упражнения писать
1.О правах своих заявим, и борьбу за них начнем!
Вам свободу всем подарим!Всем поможем! Всех спасем!
(Ученики хором)
Пусть лозунг наш будет у всех на слуху:
«Свободу, свободу ученику!»
(Звучит музыка.Выходят учителя)
1.Нет, вы только посмотрите.., нас совсем лишили прав.
Получается, учитель никогда ни в чём не прав!
2.Знает в зале каждый зритель: не имеет прав учитель!
3.Дети, по сравненью с нами, в школе ходят королями!
1.Курят в школьном туалете,
2.Опоздали на урок,
3.И в столовой задержались… Что, не слышали звонок?
1. О правах учителя напомним
2. Перечислим, объясним и вспомним!
1.Право учителя на понимание.
2.Право учителя на уважение.
3.Право на отдых после урока, вместо очередных выяснений.
1.Право быть услышанным.
2.Право высказывать собственное мнение.
3.Право входить в класс с улыбкой,
И уходить в хорошем настроении!
Ведущий: Ну, кто из вас эти права нарушает?
Поднимите руки, ведь с вами это бывает.
(Звучит музыка.Выходят дети)
Учителя:
1.Пора борьбу начать и защитить свои права.
2.Детей призвать к ответу.
3.Организуем все дела.
(Звучит звонок) 4.Звенел звонок, а где же дети?
1.Может объявить войну?
Дети (все хором): Может нам признать вину?
Ведущий:По-другому мы решим проблему!
И раскроем нужную всем тему:
На всей планете и взрослые, и дети
Равны в правах и защищены.
И уважать друг друга мы должны!
(Звучит музыка)
Ведущий: Мы очень часто произносим фразу: «Имею право!», но не всегда задумываемся о её значении. Еще реже нам, пока мы не стали взрослыми, приходит в голову мысль о том, что получив права, мы вместе с ними получаем и обязанности.
Кроме того,когда мы провели соцопрос, и посмотрели результаты, то убедились, что ваши представления о правах не всегда реализуются в вашем практическом поведении.
(Слайды социологического опроса, проведенного среди учащихся 5-8 классов.Приложение №1)
Давайте сегодня попробуем рассмотреть эту важнейшую проблему в игровых и практических ситуациях.
Сегодня я предлагаю вам испытать себя в знании своих прав и обязанностей. Каждая параллель-это команда. Игра пройдет в 3 тура.Сначала в 1 туре вы покажете свои знания прав детей в нашей стране, на втором этапе-продемонстрируете умения применять свои знания на практике, на примере школьной жизни.А третий тур покажет, как защитить свои права на улице, и в сложных и экстремальных ситуациях.
Судить наш конкурс будут самые ярые борцы за права ребенка в нашей школе- представители школьного парламента - учащиеся 10-х классов. (Представление членов жюри)
(Слайд №2.Приложение №2)
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Главным документом является Конвенция о правах ребенка.
(Слайд №3-4)
Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделённую правами, и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), ребенком является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». (Слайды №5-15).
Ведущий: Нельзя защитить свои права, не зная, что они из себя представляют.
Тур № 1
Задание 1
О каких важнейших правах ребенка идет речь?
1. (Слайд №16). Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в наши дни?
Ответ: Слайд №17-18
2. (Слайд №19). Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим равные права?
Ответ: (Слайд №20)
3. (Слайд №21). Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Ответ: (Слайд №22)
4. (Слайд №23). Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью конвенции он нарушает?
Ответ: (Слайд №24)
Задание 2
Ведущий: Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права. Следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. И, чем старше вы становитесь, тем больше ваши права и разнообразнее обязанности. Я передаю каждой команде задания, через 2 минуты к микрофону приглашаю по два участника.
(Раздаются задания. Приложение №3), (Слад №25-26)
За каждую ошибку - штрафные очки
Тур № 2
«Права и обязанности школьников»
(Слайд №27. Приложение №2)
Ведущий: Мы в школу каждый день приходим,
И вот порою что находим:
(Слайд №28)
Ученик порой бывает непохожим на себя,
он кривляется, не видит, как он выглядит, а зря…..
(Слайд №29-30)
Можно резвиться как обезьяна, (Слайд №28)
Можно как клоун всех развлекать, (Слайд №29)
Можно шалить, или есть, или спать, (Слайд №30)
Можно мечтать о прекрасном далёком,
Можно как пчёлка громко жужжать…
Если все выдержат-это неплохо,
Ну, а потом про оценку узнать! (Слайд №30)
Ну а в такой ситуации, зритель,
Трудно понять, где же в школе учитель?
(Слайд №31)
Очень меняется он, и порою нас не узнать… что же это такое?
(Слайд №32-33)
Сердимся, злимся, порою, рычим,
Вас охраняем, и грозно следим.
Очень не хочется выглядеть грубо!
Выход же есть, здесь не нужно нам чуда,
(Слайд №33)
Просто обязанность есть у всех нас,
Ты угадай, покажи мастер класс:
(Слайд№34)
(Звучит музыка.Суета на сцене, ученики ищут устав)
(Слайд №35), (Слайд №36)
Ведущий: Ищет директор,Ищет завхоз,Завуч в тревоге…
Сложный вопрос: Где же важнейший наш документ
Прав и обязанностей инструмент?!
(Звучит музыка. Поиски устава)
1.Вот нашли!Его важнее нет!
2.В нём на всё имеется ответ!
3.Всё написано о главном, о правах
4.Ну и об обязанностях есть ещё глава!
Ведущий: Как называется документ, где написаны все права и обязанности школьника? (Слайд №37)
Задание1
(Слайд №38).
(Вызываются участники, называют права и обязанности школьников в соответствии с Уставом)
Задание 2
«Скрытая камера»
Ведущий: Часто наш школьный устав нарушают те, кому он обеспечил главное право. Какое?
Давайте посмотрим, как это происходит.Ваша задача, определить, какие положения школьного устава нарушены.
(показ фильма, ситуации из школьной жизни: опоздания, курение в школьном туалете, посещение уроков в спортивной одежде,нарушение дисциплины на уроке…)
Задание 3
Ведущий: Чтобы посмотреть на себя со стороны, я приглашаю по одному болельщику о каждой команды пройти на сцену, они нам покажут свой школьный день, а три участника от каждого класса пройдут на сцену, чтобы выполнить свое задание.
(Учащие показывают сценки по заданиям.Приложение №3)
Конкурс болельщиков
(вызывают по одному представителю от каждого класса, он должны изобразить действия по тексту, который читает ведущий)
- Утром звенит будильник, твоя реакция - одинакова.
- Ты делаешь зарядку, идешь в школу. Ноги идут еле-еле, ведь первый урок -контрольная. Шаг вперед, два шага назад…ты заходишь в школу. Здороваешься с друзьями. Даёшь подзатыльник второклашке, и получаешь такой же от старшеклассника. Потираешь ушибленное место, начинаешь смотреть расписание.
- Подходишь к кабинету, пытаешься засунуть в замок спичку... В это время дверь резко открывается…. Учитель требует у тебя дневник, ты начинаешь его просить….не вызывать в школу родителей!
(Жюри оценивает сценические способности ребят)
Тур №3
«Права ребенка на улице, в общественных местах»
(Слайд№39), (Слайд №40)
Ведущий: Мама боится, папа пугается,
Смотрят, когда телефон позвонит.
Разные трудности с сыном случаются,
Если права он не знает свои.
Но в нашей школе ученики знают свои права, и сейчас мы в этом убедимся.
(Учащиеся ищут ответы на вопросы, жюри даёт им оценку)
Задание 1.
«Ситуации»
(Слайды №41-44)
Задание 2
«Если тебя задержала полиция»
(Слайды №45),
(Ответы команд)
(Слайды №47-48)
Ведущий: Девочки и мальчики, выходя из дома
Погулять, в кино, к друзьям или просто к знакомым,
Попадают в ситуации очень опасные,
Угрожают им преступники и бандиты разные.
Их дразнят и быстро доводят до слез.
Как страх одолеть? - очень важный вопрос!
Задание 3.
«Защити себя сам»
(Слайды №50,51-54), (Ответы команд)
Тур №4
«Я имею право!»
Ведущий: Подходит к концу наша программа. Пусть все её участники выйдут на сцену и ещё раз напомнят нам о самых важных своих правах ребенка.
(Творческие домашние задания.Каждый класс предлагает свою музыкальную иллюстрацию одного из прав)
(Слайд №55). 5 класс. Право ребенка на защиту здоровья.
(Слайд №56). 6 класс. Право ребенка жить в семье.
(Слайд №57). 7 класс. Право на защиту.
(Слайд №58). 8 класс. Право ребенка на получение образования.
(Слайды№59)
(Подведение итогов, награждение)
Источники информации
1.НикитинА.Ф. Правоведение (10-11), «Просвещение», 2004,
2.МустафинаМ.В. «Правоведение» (10-11), Сборник элективных курсов, 2006,
3.СоколовЯ.В., Миньковский Г.М. Граждановедение. Ответственность за правонарушения. М., «Гражданин», 1996,
4. Соколов Я.В. Граждановедение. Права и свободы человека и гражданина. М., НВЦ «Гражданин», 1996,
5.Чеботарева Н.И. Правоведение (9). Человек имеет право. Волгоград, «Учитель», 2006,
6.Конвенция о правах ребенка.
Список электронных приложений к сценарию: презентация «Итоги социологического опроса», презентация «Каждый ребенок имеет право»
РАССКАЖУ Я ВАМ СКАЗКУ
(Сочинение)
Автор: Костяева Наталия Витальевна, социальный педагог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 9 » города Братска.
Цель: Привлечение внимания подростков к основным правам ребенка, провозглашенным в «Конвенции о правах ребенка».
Задачи:
1. Дать общее представление о правах ребенка,
2. Раскрыть творческие способности учащихся,
3. Воспитать культуру правового поведения.
Перечень оборудования и материалов: тетрадь, ручка.
Форма проведения: сочинение на уроке, или домашнее сочинение.
Ход мероприятия.
Учитель зачитывает начало сказочной истории об изучении Конвенции о правах ребенка.
Сказка
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, на пустыре за царским дворцом шли последние приготовления детской экспедиции к космическому полёту.
Все основные вопросы космической экспедиции были решены: топливо и провизия - в избытке, необходимое снаряжение - в исправности.
Даже инопланетные языки не представляли проблемы: бортовой компьютерный переводчик мог успешно справиться с любым языком.
И все – таки на душе у астронавтов было неспокойно: никто из них не знал инопланетных законов.
А как же лететь без знания законов? Малейшее нарушение, пусть даже по незнанию, и вся экспедиция насмарку … или в марсианскую тюрьму на пару лет угодишь, или, что еще хуже, звездолет конфискуют, и тогда прощай все надежды на возвращение домой …
Законы нужно знать!
Но какие законы? Французские? Американские? Китайские? Албанские?..
Тогда командир звездолёта принял решение:
- Будем пользоваться Конвенцией о правах ребёнка. Она – единый для всех планет закон. Не ошибемся!
- Так это же Конвенция о правах ребёнка… - засомневались астронавты, - а у инопланетян какие дети? А вдруг они какие-нибудь зелёные в крапинку или на трёх ногах с хвостом?
- Ну и что, - ответил командир, - вот один из нас толстый и рыжий, а другой – худой и темноволосый. Хоть они и разные по внешности, но разве перестают от этого быть детьми?
- Нет, не перестают! – немедленно согласился с командиром толстый рыжий астронавт.
- Я тоже думаю, что внешний вид не имеет значения, - добавил тонкий и темноволосый.
И все остальные астронавты с ними согласились.
- А раз так, - подвёл итог командир звездолёта, - давайте проведём предполетное изучение этой самой Конвенции. Причём в условиях, похожих на инопланетные.
- То есть как? – не поняли астронавты.
- А так, - разъяснил командир. – Суть Конвенции не меняем, но вместо земных людей представляем инопланетян такими, какими они нам кажутся.
- Ведь внешний вид не имеет значения, - еще раз повторил свою мысль худой темноволосый астронавт.
И предполетный урок начался.