Вопрос 1.
1. Трудовой пост (ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества) 1-В.
2. Рабочее место (трудовой пост, заданный и ограниченный совокупностью специфических условий; реальное пространство трудовой деятельности субъекта) 2 – С.
3. Профессия (деятельность и область проявления личности, позволяющая реализовать свой творческий потенциал и создающая условия для развития этого потенциала; – деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность удовлетворять свои насущные потребности) 3 – А,Д.
Вопрос 2.
1. Специальность (конкретизация профессии). 1-д
2. Квалификация (уровень профессионального мастерства). 2-а
3. Должность (любая квалификационная работа и профессия, характеризующаяся уровнем квалификации и уровнем руководства) 3-в
Вопрос 3.
1. Цель труда (заданные извне или построенные самим субъектом труда представления об ожидаемых результатах деятельности). 1-с
2. Предмет труда (набор взаимосвязанных признаков, свойств, вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих уму в труде). 2-а
3. Средства труда (объективная реальность, позволяющая человеку взаимодействовать с предметом труда в соответствии с его целью). 3-в
Вопрос 4.
1. Трудовые функции (любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда) 1-а.
2. Обязанности (отображение трудовых функций в нормативных документах). 2-д
3. Производственная сфера (предметные, информационные, организационные, пространственно-временные условия). 3-с.
|
Вопрос 5.
1. ПВК (индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения) 1-д
2. Способности (свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности) 2-а
3. Интеллект (комплекс многочисленных способностей, каждая из которых выступает как ключевая для достижения успеха в определенной сфере деятельности). 3-в.
Вопрос 6.
1. Музыкальное произведение – «человек - художественный образ» (д1)
2. Законы теории относительности – «человек-знак» (г2)
3. Пациенты – «человек-человек» (в3)
4. Кассовый терминал – «человек-техника» (б4)
5. Сельскохозяйственные культуры – «человек-природа» (а5).
Вопрос 7.
Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: техника, природа, знаковые системы, художественное отображение действительности, работа с людьми: по сфере деятельности и объекту труда.
Вопрос 8.
Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: гностические, преобразующие, изыскательные – по целям деятельности.
Вопрос 9.
Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: профессии ручного труда, профессии, использующие автоматические системы – по средствам труда.
Вопрос 10.
Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: близкий к комфортному микроклимат, работа на открытом воздухе, необычные и экстремальные условия труда, условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей – по условиям труда.
|
Вопрос 11.
Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: автоматические труд, полуавтоматические труд, шаблонный исполнительный труд, самостоятельный труд, свободный творческий труд – по степени регламентированности труда.
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ.
Вопрос 1.
1. Профессиография (процесс изучения, психологическая характеристика и проектирование профессии) 1-с.
2. Квалификационная характеристика (описание, разработанное и утвержденное министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой профессии) 2-в.
3. Профессиограмма (описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач) 3-а.
4. Психограмма (выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. ПВК) 4-д.
Вопрос 2.
1. Целенаправленность (психологическое изучение профессии должно проводиться для решения исследовательских и практических задач, которые определяют уровень изучения профессии, предмет исследования, методы) 1-д.
2. Перспективности и реальности (учет тенденций развития профессии в культурно-исторической перспективе) 2-с.
3. Личностного подхода ( учет возможных вариаций индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими) 3-в.
Вопрос 3.
1. Нормативно-параметрический уровень (характеристики объекта труда, объективные характеристики субъекта труда) 1-в.
|
2. Морфологический уровень (сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда) 2-а.
3. Функциональный уровень (интегрированные нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда) 3-с.
Вопрос 4.
Вид профессиограммы (по Е.Ивановой), предназначенной для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес: информационная.
Вопрос 5.
Вид профессиограммы (по Е.Ивановой), предназначенной для выявления причин, сбоев, аварий, низкой эффективности труда: ориентировочно-диагностическая.
Вопрос 6.
Вид профессиограммы (по Е.Ивановой), предназначенной для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы: методическая.
Вопрос 7.
Вид профессиограммы (по Е.Ивановой), предназначенной для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала на основе проектирования новых образцов техники: конструктивная.
Вопрос 8.
1. Полная психограмма (психологическое изучение составляется по обширной программе) 1-е.
2. Частичная психограмма (психологическое обследования личности касается лишь важных для обсуждения проблем сторон) 2-а.
3. Срезовая психограмма (разовое психологическое обследование личности) 3-в.
4. Продольная психограмма (психологическое обследование личности несколько раз во времени). 4-с.
Вопрос 9.
Автор, включающий в структуру психограммы следующие разделы: общая характеристика труда, требования к психическим процессам, требования к эмоционально-волевой сфере, типичные психологические состояния в процессе труда, ансамбли профессионально значимых качеств, противопоказания и ограничения – Э.Ф.Зеер.
Вопрос 10.
Общее название методов профессиографии, включающее анкеты, опросы, включенное наблюдение: социологические.
Вопрос 11.
Общее название методов профессиографии, включающее беседы, наблюдение, эксперимент: психологические.
Вопрос 12.
Общее название методов профессиографии, включающее измерение артериального давления, антропометрических и технических характеристик, регистрация ЭКГ: физиологические.
Вопрос 13.
1. Организационные методы (планирование и построение исследования трудовой деятельности) 1-д.
2. Интерпретационные методы (осмысление полученных результатов и выявление закономерностей трудового процесса) 2-а.
3. Алгоритмическое описание трудовой деятельности (выявление и описание вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами) 3-с.
Вопрос 14.
Количественными методами обработки эмпирических данных являются: статистический анализ, графический анализ.
Вопрос 15.
Качественными методами обработки эмпирических данных являются: описание своих впечатлений от выполняемой работы, сравнительный анализ эмпирических данных, анализ ошибок, экспертная оценка.
ГЛАВА 3. ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ.
Вопрос 1.
Авторы содержательных теорий мотивации: А.Маслоу, Ф.Герцберг.
Вопрос 2.
Авторы процессуальных теорий мотивации: Дж.Адамс, В.Врумм.
Вопрос 3.
Количество групп потребностей по теории А.Маслоу: пять.
Вопрос 4.
Потребности высшего уровня, которые стремится реализовать работник в соответствие с теорией Д.Мак-Клелланда: во власти, в принадлежности.
Вопрос 5.
Автор теории мотивации, в соответствии с которой выделяют «мотиваторы» и «гигиенические факторы»: Ф.Герцберг.
Вопрос 6.
1. Теория справедливости – ДЖ.Адамс.
2. Теория ожиданий – В.Врумм.
3. Теория постановки целей – Л.Портер, Э.Лоулер.
4. Теория подкреплений – Б.Скиннер.
Вопрос 7.
1. Потребность (состояние нужды человека в чем-то необходимом для его жизнедеятельности, источник активного поведения человека) 1-с.
2. Мотив труда (субъективный образ предмета потребности, побуждающий человека к трудовой деятельности как форме активности, реализующей потребность) 2-а.
3. Мотивация труда (процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение определенных результатов). 3-в.
4. Стимулы труда (внешний объект, событие, отношение, вещь, которые потенциально могут приобрести статус предмета потребности человека). 4-д
Вопрос 8.
1. Удовлетворенность трудом (возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связанные с трудовой деятельностью) 1-а.
2. Удовлетворенность профессиональной деятельностью (соотношение уровня притязаний, характера мотивов, реального успеха профессиональной деятельности) 2-д.
3. Неудовлетворенность трудом (выражается в напряженности, фрустрациях, регрессиях, негативизме, компенсациях, защитных реакциях, апатии, быстрой утомляемости) 3-в.
Вопрос 9.
Внешними мотивационными факторами по А.Зеличенко и А.Шмелеву являются: факторы притяжения-отталкивания, факторы инерции.
Вопрос 10.
Внутренними мотивационными факторами по А.Зеличенко и А.Шмелеву являются: условия труда, собственные мотивационные факторы профессии.
Вопрос 11.
Ученый, по мнению которого удовлетворенность трудом определяется следующими показателями: общие условия, физические условия труда, содержание труда, отношения между людьми в труде, организационные рамки труда – К.Замфир.
Вопрос 12.
Ученый, по мнению которого удовлетворенность трудом определяется следующими показателями: заработная плата, отношения с сотрудниками, отношения с руководством, возможности продвижения и т.д. – М.Аргайл.