Тема, которой нет в методичке и к которой нет вопросов.




личнОстное самоопределение – самоут­верждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.

Про­фессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения[1].

Процесс профессионального самоопределения – это действия мо­лодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требова­ниям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя спо­собностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений[2].

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения:

гностический – перестройка сознания и самосозна­ния;

практический – реальные изменения социального статуса человека

 

Профессиональное самоопределение Личностное са­моопределение
• более кон­кретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); • больше за­висит от внешних (благоприятных) условий • более сложное по­нятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здо­ровым людям, пока еще не выдают); • зависит от самого человека, и часто именно плохие усло­вия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои по­являются в переломные эпохи)

профориентация – широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация [3].

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении[4].

КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия[5].

КАРЬЕРА – путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения[6].

КАРЬЕРА (по Дж. Сьюперу [7]) – определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни

Тип самоопределения Отличительные признаки
Профессиональное 1) характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и серти­фикатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.); 2) тре­буются благоприятные условия (социальный запрос, соответству­ющие организации, оборудование и т. п.)
Жизненное 1) глобальность, всеохватность того об­раза и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной сре­ды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологичес­ких и других объективных факторов, определяющих жизнь дан­ной социальной и профессиональной группы
Личностное 1) характерна невозмож­ность формализации полноценного развития личности (как уже |отмечалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является... Личностью»); 2) более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств

 

Ф.Э Зеер[8] называет способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности:

Возраст Стадии профессионального становления Способы профессионального самоопределения
Дошкольное детство (до 7 лет) - Профессионально-ролевые игры
Младший школьный возраст (до 11 лет) - Профессиональные индукции
Подростковый возраст (до 15 лет) Первичная амбивалентная оптация Профессионально окрашенные фантазии
Романтически окрашенные профессиональные намерения
Ранняя юность (до 18 лет) Вторичная реалистическая оптация Ситуативный выбор учебно-профессионального направления
Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки
Юность (до 23 лет) Профессиональное образование и профессиональная подготовка Самоопределение в учебно-профессиональном поле
Молодость (до 27 лет) Профессиональная адаптация Кристаллизация профессиональной направленности
Первичная профессионализация Самоопределение на конкретном рабочем посту
Зрелость (до 33 лет) Вторичная профессионализация Самоопределение в профессии
Зрелость (до 60 лет) Профессиональное мастерство Самоопределение в профессиональной культуре
Пожилой возраст (до 75 лет) Менторинг[9] - наставничество Самоопределение в общественно-полезной и семейно-бытовой жизни

 

жизненное поле – совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования – актуального и потенциального, – охватывающего прошлое, настоящее и будущее.

На основании этого М. Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения:

ü гармоничное –благополучное настоящее при позитивном буду­щем; благополучие, психологическая коррекция не требуется;

ü стагнирующее –благополучное настоящее при негативном бу­дущем; страх перед будущим;

 

Вопросы (красное выделение) – не точный ответ, или ответа нет, нужно посмотреть. Вообще должно быть все без ошибок. Если, что смотрите внимательнее и исправляйте))


[1] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 330-331

[2] Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004, С. 30

[3] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 328

[4] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 328

[5] Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006, С.173

[6] Словарь русского языка С.И. Ожегова. – М.: Рус.яз., 1984, С. 231

[7] (Дональд Сьюпер) - Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006? C. 369, 478 (Super D.E.) – см. Лекция 9, С. 6

[8] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 116

[9] Ментор – [гр. Mentor – имя воспитателя Телемака, сына Одиссея в Гомеровской поэме «Одиссея»] - руководитель, наставник, воспитатель (Словарь иностранных слов. – М.: Русс яз., 1989, С. 311



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: