личнОстное самоопределение – самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.
Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения[1].
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений[2].
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
гностический – перестройка сознания и самосознания;
практический – реальные изменения социального статуса человека
Профессиональное самоопределение | Личностное самоопределение |
• более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); • больше зависит от внешних (благоприятных) условий | • более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здоровым людям, пока еще не выдают); • зависит от самого человека, и часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи) |
профориентация – широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация [3].
|
ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении[4].
КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия[5].
КАРЬЕРА – путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения[6].
КАРЬЕРА (по Дж. Сьюперу [7]) – определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни
Тип самоопределения | Отличительные признаки |
Профессиональное | 1) характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.); 2) требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.) |
Жизненное | 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы |
Личностное | 1) характерна невозможность формализации полноценного развития личности (как уже |отмечалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является... Личностью»); 2) более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств |
|
Ф.Э Зеер[8] называет способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности:
Возраст | Стадии профессионального становления | Способы профессионального самоопределения |
Дошкольное детство (до 7 лет) | - | Профессионально-ролевые игры |
Младший школьный возраст (до 11 лет) | - | Профессиональные индукции |
Подростковый возраст (до 15 лет) | Первичная амбивалентная оптация | Профессионально окрашенные фантазии |
Романтически окрашенные профессиональные намерения | ||
Ранняя юность (до 18 лет) | Вторичная реалистическая оптация | Ситуативный выбор учебно-профессионального направления |
Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки | ||
Юность (до 23 лет) | Профессиональное образование и профессиональная подготовка | Самоопределение в учебно-профессиональном поле |
Молодость (до 27 лет) | Профессиональная адаптация | Кристаллизация профессиональной направленности |
Первичная профессионализация | Самоопределение на конкретном рабочем посту | |
Зрелость (до 33 лет) | Вторичная профессионализация | Самоопределение в профессии |
Зрелость (до 60 лет) | Профессиональное мастерство | Самоопределение в профессиональной культуре |
Пожилой возраст (до 75 лет) | Менторинг[9] - наставничество | Самоопределение в общественно-полезной и семейно-бытовой жизни |
|
жизненное поле – совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования – актуального и потенциального, – охватывающего прошлое, настоящее и будущее.
На основании этого М. Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения:
ü гармоничное –благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется;
ü стагнирующее –благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим;
Вопросы (красное выделение) – не точный ответ, или ответа нет, нужно посмотреть. Вообще должно быть все без ошибок. Если, что смотрите внимательнее и исправляйте))
[1] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 330-331
[2] Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004, С. 30
[3] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 328
[4] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 328
[5] Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006, С.173
[6] Словарь русского языка С.И. Ожегова. – М.: Рус.яз., 1984, С. 231
[7] (Дональд Сьюпер) - Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006? C. 369, 478 (Super D.E.) – см. Лекция 9, С. 6
[8] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 116
[9] Ментор – [гр. Mentor – имя воспитателя Телемака, сына Одиссея в Гомеровской поэме «Одиссея»] - руководитель, наставник, воспитатель (Словарь иностранных слов. – М.: Русс яз., 1989, С. 311