Доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей населения в потребительских товарах и услугах, и именно с них начинается система показателей уровня жизни. Статистика изучает состав и реальное содержание доходов по направлениям их получения и использования. Особое внимание уделяется части доходов, поступающей населению в порядке социального обеспечения и социальной защиты.
К основным задачам статистики при изучении доходов населения относятся: характеристика размера и состава доходов населения и домашних хозяйств; анализ дифференциации денежных доходов и потребления; изучение динамики денежных доходов; моделирование доходов населения; изучение влияния доходов (расходов) на потребление и другие социально-экономические показатели.
Доходы населения – это сумма всех видов поступлений в денежной форме или в виде материальных благ или услуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использования собственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотаций и льгот.
Основные доходы населения следующие:
1. заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной и натуральной форме);
2. доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
3. пенсии, пособия, стипендии и другие поступления из финансовой системы;
4. доходы от собственности.
Основные источники информации о составе денежных доходов и расходов населения следующие:
· баланс денежных доходов и расходов населения;
· выборочное обследование бюджетов домохозяйств.
Для характеристики доходов населения применяется система показателей, которая включает личные доходы населения, личные располагаемые доходы населения, реальные располагаемые доходы населения, совокупные доходы населения, среднедушевые денежные доходы населения, располагаемые доходы домашних хозяйств, реальные располагаемые доходы домашних хозяйств.
|
Личные доходы населения - это все виды доходов населения, полученные в денежной форме или натуре.
Личные располагаемые доходы населения определяются по следующей формуле:
,
где ЛДН – личные доходы населения;
НП – налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации.
Реальные личные располагаемые доходы населения вычисляются по формуле:
или ,
где - индекс потребительских цен, который определяется по формуле: ,
- средние цены покупки товара или услуги в базисном и отчетном периодах;
- количество товара (число случаев получения услуги), включенного в потребительский набор базисного периода;
- стоимость товара (услуги) или его доля в составе потребительских расходов населения базисного периода.
Совокупные доходы населения определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.
Среднедушевые денежные доходы населения исчисляются делением общей суммы денежного дохода за год на среднегодовую численность населения (или число домохозяйств).
,
где ДД – денежный доход за год;
- среднегодовая численность населения;
N - число домохозяйств.
Располагаемые доходы домашних хозяйств вычисляются по формуле:
,
где ПД – первичные доходы, полученные домашними хозяйствами (оплата труда, смешанные доходы, чистые доходы от собственности, а также прибыль и приравненные к ней доходы от жилищных услуг, оказываемых для собственного потребления владельцем занимаемого им жилья).
|
- сальдо текущих трансфертов, определяемое как разница между текущими трансфертами, полученными и уплаченными другим секторам экономики.
Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств определяется по формуле:
,
где СТ – социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживаемых домашние хозяйства.
Реальный располагаемый доход домашних хозяйств вычисляется по формуле:
или ,
где - сводный индекс потребительских цен;
- индекс покупательной способности денег
Особое значение имеют показатели средней номинальной и реальной заработной платы, средней пенсии, пособия, стипендии. Средняя номинальная заработная плата работников отдельных предприятий, организаций, фирм и отраслей, регионов и страны в целом рассчитывается по начисленному фонду оплаты труда и соответствующей численности работников (числа занятых).
Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной за вычетом налогов и обязательных платежей, деленной на индекс потребительских цен на товары и услуги. Выраженная через количество основных продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые можно приобрести на среднюю заработную плату, она характеризует ее покупательную способность.
|
Средняя пенсия за период рассчитывается исходя из суммы пенсий работающим пенсионерам, по старости, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий и т. п. с учетом компенсационных выплат и средней численности пенсионеров за этот период. Среднее пособие определяется исходя из суммы выплат пособий многодетным и одиноким матерям, по беременности и родам, на рождение, на погребение, на детей в малообеспеченных семьях, на детей в возрасте до 1,5 лет, от 1,5 до 6 лет и т. д., единовременных выплат и средней численности населения, пользующегося этими пособиями. При определении среднего размера стипендии учитываются все виды стипендий учащимся вузов и средних специальных учебных заведений, технических училищ и школ, институтов усовершенствования, аспирантам и т. д., выплачиваемых за счет госбюджета, средств самих предприятий, организаций и фирм. Средние уровни реального пособия, пенсии и стипендии, т. е. их покупательная способность, рассчитываются аналогично покупательной способности средней заработной платы с использованием того же индекса потребительских цен на товары и услуги.
При изучении уровня жизни населения, большую роль играют социальные нормативы и среди них - минимальные доходы населения. Они утверждаются в законодательном порядке и не являются статистическими показателями, выступая своего рода базой для сравнительной оценки достигнутого уровня жизни. В части доходов речь идет о минимальном доходе (прожиточном минимуме), минимальной заработной плате и минимальной пенсии по старости. Это важнейшие общегосударственные гарантии доходов населения, которые должны быть обеспечены исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны.
Минимальный доход (прожиточный минимум) - уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров их потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи, при этом учитывается структура расходов на них у 10% наименее обеспеченных семей.
"Корзиночный" подход к определению прожиточного минимума применяется в России и в некоторых странах мира. Во многих же странах по мере роста общественного богатства минимум определяется по фиксированной доле от достигнутого среднедушевого дохода.
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основании данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Потребительская корзина - это рассчитанное государством минимальное количество продуктов, услуг и товаров, которые закладываются в прожиточный минимум, рассчитанный на 1 год существования российского гражданина.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по Российской Федерации, в порядке установленном законами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.
Особо следует подчеркнуть, что прожиточный минимум является социально-экономической категорией. В отличие от биологического минимума он динамичен и изменяется в процессе общественного развития и не только под влиянием цен и инфляции.
Прожиточный минимум становится основным инструментом социальной политики; с его помощью можно оценивать уровень жизни, регулировать доходы (в частности, увязывать и постепенно сближать минимальные оплату труда, трудовую пенсию, пособие и стипендию), наиболее эффективно производить социальные выплаты.
Прожиточный минимум рассчитывается не только в целом для населения, но и раздельно для трудоспособного населения (часто с выделением мужчин и женщин), пенсионеров и детей (с выделением возраста 0-6 лет и 7-15 лет). Причем регионы страны самостоятельно определяют свой прожиточный минимум.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - нижний ее предел, устанавливаемый (по теории) за наименее квалифицированный, простой труд. Его величина является точкой отсчета для всех остальных ставок заработной платы. Пока нет единой методики расчета этого минимума, равно как и прожиточного минимума. По-разному видится и их количественная взаимосвязь. Теоретически, например, считается (и практика это ранее подтверждала), что доля минимальной заработной платы в минимальном доходе составляет 70-80%. По другим представлениям минимальная заработная плата должна в 1,5 раза превышать прожиточный минимум, поскольку на одного работающего приходится в среднем "половина" иждивенца (ребенка). При таком подходе именно минимальная заработная плата выступает гарантом социальной защищенности каждого человека и тем более работающего. Тот факт, что минимальную заработную плату получают всего 0,5% работающих, не меняет к ней отношения.
Минимальный размер пенсии (пособия и стипендии) соответственно представляет собой ее нижний предел, устанавливаемый соответствующими нормативными актами. Он рассчитывается исходя из сложившегося уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума.
Реальный размер минимальных показателей заработной платы и пенсии (пособия и стипендии), т. е. их покупательная способность, определяется, как и вообще доходов, через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые можно на них приобрести. Это называется товарным эквивалентом. Сам же расчет осуществляется как соотношение выбранного показателя дохода по стране (региону) и среднего по стране (региону) индекса цен на конкретные товары и услуги.
В 2012 году средний доход на душу населения в России составил 23,0 тыс. рублей, медианный доход на душу населения — 16,9 тыс. рублей (74 % от среднего). Средняя зарплата в России в апреле 2013 года составила 29,3 тыс. рублей, медиана зарплаты - 21,3 тыс. рублей (72 % от средней). Средняя пенсия в России в октябре 2013 года равнялась 10,1 тыс. рублей.
Реальные доходы населения снизились в 1994 году на 12 %, в 1995 году - на 20 %, покупательная способность населения (обеспеченная заработной платой или пенсией) снизилась в 1994 году на 31 %, в 1995 - на 15 %. Разрыв между доходами 10 % наиболее и наименее обеспеченных россиян в 1995 году достигал, по официальным данным, 15-кратного размера, а с учётом укрываемых от налогообложения доходов - 20-25-кратного размера.
Рост реальных, за вычетом инфляции, доходов жителей России составил в 2008 году 2,4 %, в 2009 - 3,1 %, в 2010 - 5,1 %, в 2011 - около 1 %. Что касается средней заработной платы по экономике, то за 2008-2011 годы она выросла на 18 % в реальном выражении, в номинальном - рост почти на 75 %; средняя номинальная начисленная зарплата по экономике в 2007 году была 13 593 рубля, а в 2011 году - 23 693 рубля.
С 1 января 2012 года сразу в 1,6 раза были повышены пенсии всех военных пенсионеров независимо от ведомственной принадлежности этих граждан. Также с 1 января 2012 года практически в 3 раза выросло денежное довольствие военнослужащих Вооружённых сил, увеличено денежное довольствие в системе МВД.
Важнейшим направлением анализа доходов населения является изучение их дифференциации. Показатели дифференциации доходов населения и их основных составляющих (заработная плата, социальные выплаты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности) характеризуют степень расслоения населения по уровню жизни, отражая неравномерность распределения благ, получаемых различными группами населения.
Индексация доходов
Одной из составляющих доходов населения, являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Речь идет о защите доходов населения от инфляции, что практически осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т. е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация - прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения - основная форма социальной защиты населения.
Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог индекса (повышения) цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.
Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен. При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен - функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен.