УТВЕРЖДАЮ
Декан экономического факультета
_________ проф. Богомолова И.П.
"_____"____________ 2008 г.
Рабочая программа
дисциплины
Человек и его потребности
для специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм
на заседании кафедры «Сервисные технологии», протокол №
от “_____” ______________200 г.
Заведующий кафедрой _____________________________ Н.С. Родионова
на заседании методической комиссии по экономическим дисциплинам
протокол № от “_____” ___________________200 г.
Председатель методической комиссии ________________В. Б. Артеменко
Воронеж 2008
Выписка из Государственного образовательного стандарта
Комплексный подход исследования человека как целостности; представление о человеке как социально-природном существе; общности и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы; основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью; экологии культуры человека, космичеcкой антропоэкологии; классичеcкие научные идеи духовно-культурной деятельности; культурного творчества социоприродных измерений человека; индивидуальные психические, физиологические особенности человека – основа запросов и потребностей человека; социальная и экономическая зависимость различных видов обслуживания; структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов; социоприродные изменения человека и классификация потребностей, оценка их социальной значимости; методы удовлетворения потребностей, обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов.
Цели и задачи курса
|
Целью изучения дисциплины является теоретическое осмысление научных знаний о человеке и его потребностях как источнике духовно- культурной деятельности людей.
Учебная дисциплина «Человек и его потребности является неотъемлемой частью высшего образования маркетологов, сервисологов, менеджеров, специалистов по рекламе, предпринимателей и экономистов. Знание человеческой мотивации, представление о базовых потребностях человека, их иерархии в способах удовлетворения – ключ к успеху в любом деловом предприятии, основа эффективности межличностных отношений.
В современном обществе интерес к изучению данных вопросов, чрезвычаен, внимание к вопросам менеджмента и рекламы носит ажиотажный характер.
Задачи изучения дисциплины следующие:
· Изучение современных классификаций потребностей человека.
· Ознакомление студента с культурными ценностями и индивидуальными потребностями человека.
· Исследование психологии потребителя, вопросов этики бизнеса и рекламы
· Знакомство с принципами социального маркетинга
· Ознакомление студентов со структурой потребностей.
· Изучение культуры потребления
· Исследование рекламы как элемента культуры и социального маркетинга
· Совершенствование культуры межличностных отношений студентов; формирование – через систему индивидуальных заданий - творческого отношения к будущей профессии (специалист в области социального сервиса и туризма).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Уровень освоения содержания дисциплины определяется знаниями, умениями и навыками, полученными студентом при изучении дисциплины.
|
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- предмет, сущность и объект, основные понятия;
- комплексный подход исследования человека как целостности;
- представление о человеке как социально-природном существе;
- основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью
экологии культуры человека;
- индивидуальные психические, физиологические особенности человека
Уметь:
- обслуживать с учетом природных и социальных факторов;
- самореализоваться с учетом духовных потребностей.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Для полной формы обучения.
Вид учебной работы | Всего Часов | Семестр | |
2 (18 нед) | |||
Общая трудоёмкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа (СРС) | |||
Выполнение реферата. Подготовка реферата: объем текста для изучения 180 с. = 11,2 п.л.; оформление текста 2-х рефератов – 20 л.+20 л=40 л ф. а 4; 5,6 х 2 + 20 х 0,2 = 11,25 + 4 = 15, ч. 15х2=30ч | |||
Проработка материалов по конспекту лекций: Объем лекций 36 ч, 17 ч Время на проработку– 36 ч. х 0,3=10,8 | |||
Проработка материалов по учебнику: Объем текста для изучения – 480 с. = 30 п.л. Время на изучение – 1,5 х 30 = 45 ч. | |||
Вид итогового контроля | экз | ||
Дисциплина входит в цикл | ДС.0103 |
- Содержание дисциплины.
Разделы дисциплины и виды занятий для полной (ПФ) и сокращенной (СФ) формы обучения.
|
№ | Наименование темы | Объем в часах | |||
Лекции ПФ/СФ | практич | ||||
Введение. Человек как предмет познания | |||||
Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли | |||||
Человек в разных аспектах существования. Индивид, личность, индивидуальность. | |||||
Направленность личности, мотивация и мотивы. | |||||
Понятие потребностей и их классификация | |||||
Модели поведения потребителя | |||||
Особенности функционирование сферы услуг | |||||
Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей | |||||
ИТОГО | |||||
Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Введение. Человек как предмет познания
Становление предмета «Человек и его потребности»
Основные понятия теории потребностей
Тема 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли
Человек в первобытном обществе
Первые цивилизации и «осевое время» Библия о потребностях человека
Проблема потребностей у мыслителей античности
Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения
Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения
Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.
Тема3. Человек в разных аспектах существования. Индивид, личность, индивидуальность.
Характеристика индивида
Характеристика личности
Характеристика индивидуальности
Тема 4. Направленность личности, мотивация и мотивы.Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности)
Мотив как побуждение
Мотивация, обусловленная потребностями личности
Тема 5. Понятие потребностей и их классификация
Определение потребностей
Классификации потребностей
Структурный анализ системы потребностей
Тема 6. Модели поведения потребителя
Характеристики потребителя
Типология личности по К.Г.Юнгу и покупательское поведение
Типология потребителя
Тема 7. Особенности функционирование сферы услуг
Классификация услуг
Рынок услуг
Тема 8. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей
Общение работника сферы сервиса и клиента
Качество услуг, ожидания потребителей и их удовлетворения
Психология и тактика процесса обслуживания потребителя
Практические занятия.
№ | Наименование темы | Объем в часах | |
ПЗ | |||
Тема 1. Основные концепции человека и его потребностей в истории общественной мысли. | |||
Тема 2. Проблема человека в современной науке и культуре. | |||
Тема 3. Потребности человека: философский аспект исследования. | |||
Тема 4. Потребности человека: психологический и социальный аспекты исследования. | |||
Тема 5. Мотивы поведения и мотивация деятельности человека. | |||
ИТОГО |
6. Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль ведется по исполнению студентами заданий практических занятий согласно расписанию занятий.
Промежуточный контроль Реферат.
Итоговый контроль усвоения дисциплины: зачет,экзамен для полной формы обучения, экзамен для сокращенной формы обучения.