Требования к организации образовательного процесса




 

2.8.1. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей (законных представителей). Прием в учреждение детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет.

2.8.2. Прием детей в 1-е классы проводят с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

2.8.3. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к организации образовательного процесса для детей с шестилетнего возраста.

2.8.4. Продолжительность учебного года для обучающихся 1-х классов составляет не более 33 недель, для обучающихся 2-11-х классов – не более 34 недель без учета сроков итоговой аттестации. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном графике целесообразно предусмотреть равномерное распределение периодов учебы и каникул: 5-6 недель учебы чередуют с недельными каникулами.

2.8.5. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, а также в учреждениях, работающих в режиме полного дня, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.8.6. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Величину недельной образовательной нагрузки определяют в соответствии с таблицей 2.8.1.

 

Таблица 2.8.1.

Максимально допустимые величины образовательной нагрузки

<div align="center">

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка, (число уроков)
При 6-дневной неделе, не более При 5-дневной неделе, не более
  -  
2-4    
     
     
     
8-9    
10-11    

 

Организация профильного обучения в старшей школе не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения в старших классов должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой дневной нагрузки для учащихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков, 2-4 классов – не более 5 уроков, 5-9 классов – не более 6 уроков, 10-11 классов – не более 7 уроков.

2.8.7. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

2.8.8. При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет не более 27 уроков, при 5-дневной учебной неделе – не более 25 уроков.

2.8.9. Расписание уроков составляют отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

2.8.10. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

2.8.11. Расписание уроков составляют с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся и ранговых шкал трудности учебных предметов (Приложение 5). В расписании уроков для обучающихся 1 классов самые трудные предметы должны располагаться на 2 уроке, 2- 4 классов на 2-3 уроке, для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках. Сдвоенные по одному предмету уроки в начальных классах не проводят.

2.8.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены после 2 и 3 уроков допускается устраивать две перемены по 20 минут каждая. На этих переменах организуют питание обучающихся. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы допускается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.8.13. Обучение в 1-м классе проводят с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводят по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- продолжительность уроков – не более 35 минут;

- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

- проведение не более 4-х уроков в день;

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый);

- для посещающих группу продленного (полного) дня, необходима организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки, продолжительностью не менее 1,5 часов;

- обучение проводят без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

- в середине учебного года организуют дополнительные недельные каникулы.

2.8.14. Продолжительность урока в классах компенсирующего обучения составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включают в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в середине недели (среда) организуют облегченный учебный день.

Для реабилитации и сокращения сроков адаптации к требованиям учебного процесса обучающихся компенсирующих классов обеспечивают в учреждении необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, ТСО и наглядными пособиями.

2.8.15. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся 1-9 классов на уроках проводят физкультминутки и гимнастику для глаз. (Приложения 6 и 7).

2.8.16. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физкультуры в процессе учебных занятий обеспечивается за счет:

- ежедневной гимнастики до начала занятий (8-10 минут);

- физкультурных минут на каждом уроке и во время самоподготовки длительностью 1-2 минуты (в начальных классах их следует проводить 2 раза на 15 и 30 минутах урока, в средних классах 1 раз на 20 минуте урока);

- игр малой и средней подвижности на переменах;

- динамической паузы (не менее 40 минут) на воздухе для обучающихся в начальных классах;

- спортивного часа после окончания учебных занятий. Этот час следует заполнять различными спортивными и подвижными играми, простейшими соревнованиями. Для обучающихся в 5-9 классах в спортивный час целесообразно включать такие спортивные игры как волейбол, бадминтон (до 1,5 час), футбол (до 1 час), зимой – катанье на коньках и лыжах (до 1,5 час). В этом случае допустимо увеличение продолжительности спортивного «часа».

2.8.17. Уроки физической культуры проводят не менее 2 раз в неделю. Их следует проводить в понедельник, среду и пятницу, чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения.

Уроки физкультуры целесообразно проводить на открытом воздухе. В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

Сдвоенные уроки по физической культуре (за исключением занятий плаванием и лыжами) не допускаются.

На занятиях физической культурой исключают физические упражнения, потенциально опасные для здоровья:давление на голову по вертикальной оси позвоночника; значительные наклоны головы и шеи вперед, назад, в стороны; падение на вытянутые вперед или в стороны руки; сотрясение туловища, передающееся через руки; удары по голове с любой стороны; длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову, и др.

Спортивные нагрузки на занятиях физкультурой, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также конкретным метеоусловиям, если они организованы на открытом воздухе.

Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%. Для оценки эффективности занятий физической культурой должен проводиться регулярный медико-педагогический контроль.

К урокам физкультуры обучающихся допускают при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

2.8.18. В малочисленных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста.

Допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для обучающихся разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Приложение 8).

Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 2.8.2.

Таблица 2.8.2.

Наполняемость классов-комплектов

Комплекты классов Число учащихся, не более
1+3 10–15
1+2 8–10
1+4 8–10
2+3 10–12
2+4 10–15
3+4 10–15
1+2+3 8–10
1+2+3+4 8–10

 

Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 обучающихся.

2.8.19. Использование в учебном процессе ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливают согласно Таблице 2.8.3.

 

 

Таблица 2.8.3.

Длительность непрерывного применения различных ТСО на уроках<div align="center">

  Классы Непрерывная длительность использования (мин.), не более
  кинофильмов телепередач компьютера
1-2 15-20    
3-4 15-20    
5-7 20-25 20-25  
8-11 25-30 25-30  

После установленной длительности занятий на компьютере необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (Приложение 7), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (Приложение 6).

Количество уроков с использованием ТСО в течение недели не должно превышать: в начальных классах - 4, в средних и старших классах – 6. Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся в I - IV классах составляет 1 урок, в V – VIII классах – 2 урока, в IX - XI классах –3 урока.

Изображение на экране монитора должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один обучающийся.

2.8.20. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 - 2 классах - не более 25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - не более 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х классов не более 7 минут, для обучающихся в 4-х классов – не более 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 5 минут. Для обучающихся в начальных классах не допускается работа с утилем, стеклом, легко воспламеняемыми материалами, горючими газами и жидкостями.

Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся 5 - 7 классов не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

2.8.21. При организации занятий общественно-полезным трудом не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей свыше норм, установленных для подростков разного возраста и пола.); опасным в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов, уборка и вывоз отбросов и нечистот, уборка мест общего пользования, сбор утиля). Не разрешается привлекать обучающихся к уборке и мытью с применением моющих и дезсредств, уборке снега с крыш, мытью светильников и окон.

Для сельскохозяйственных работ в районах умеренной полосы следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах южной полосы - во вторую (16-17 часов) и часы с наименьшей инсоляцией. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12-13 лет составляет – 2 часа; для подростков 14 лет и старше - 3 часа. Через каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Приступать к полевым работам обучающимся можно не ранее, чем через месяц после последней обработки пестицидами.

2.8.22. Для профилактики нарушений зрения не менее 2 раз в год следует менять местами обучающихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе. Обучающихся, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, хроническими заболеваниями, обостряющимися при охлаждении, в учебных помещениях следует рассаживать дальше от наружной стены. Рекомендации по рассаживанию обучающихся с учетом состояния их здоровья заносят в классный журнал.

2.8.23. В ходе организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность» (не более 1,5 часов в день, не более 7,5 часов в неделю) нужно учитывать возрастные особенности обучающихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (50%/50%). Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п. В организации внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе. Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры проводят не менее 3 раз в неделю.

В группах продленного/полного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени обучения составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа.

Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяют в соответствие с п.2.8.24.

Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

2.8.24. Домашние задания (по всем предметам) даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-м классе - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч.

2.8.25. Нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей составляют: для учащихся 1-2-х классов – не более 1,5 кг, 3-4-х классов – не более 2,5 кг; - 5-6-х - не более 2,5 кг, 7-8-х – не более 3,5 кг, 9-11-х – не более 4,0 кг.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 500-700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4-4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

2.8.26. В учреждении обучающимся следует иметь сменную обувь. В качестве сменной обуви не следует использовать туфли типа «лодочки», домашние тапочки, кроссовную обувь, туфли с нефиксированным задником.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: