2.4.1. Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом.
2.4.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют. Покрытие рабочих поверхностей парт и столов должно быть матовым. Цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий учебной мебели представлены в Приложении №1.
Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени обучения должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см
у парт 4-го номера.
Размеры учебной мебели должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1.
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1000-1150 | Оранжевый | |||
1150-1300 | Фиолетовый | |||
1300-1450 | Желтый | |||
1450-1600 | Красный | |||
1600-1750 | Зеленый | |||
Свыше 1750 | Голубой |
</div>
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки). В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к ученику, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17◦. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени обучения не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени – 15 минут.
|
2.4.3. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга диаметром не менее 10,0 мм или полос.
При использовании стола и стула с меняющимися параметрами их следует подбирать индивидуально с учетом антропометрических параметров обучающихся.
2.4.4. Расстановка столов (парт), как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Парты (столы) расставляют в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.
2.4.5. При оборудовании учебных помещений соблюдают следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
- не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
|
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 – 90.
Угол видимости учебной доски (от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен составлять не менее 35º для обучающихся 2-11 классов и не менее 45º для обучающихся 1 классов.
В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации учебные столы размещают в 3-4 ряда, при этом расстояние от 1-х столов до классной доски составляет не менее 3,0 м. При продольной конфигурации учебного помещения учебные столы расставляют в 2-3 ряда перпендикулярно стене с оконными проемами.
При установке парт-конторок дополнительно к основной ученической мебели, их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием (мебелью).
В 1 климатическом районе расстояние от стены до 1-го ряда столов составляет не мене 1,0м.
2.4.6. Парты для обучающихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставят первыми; обучающихся с пониженной остротой зрения размещают в первом ряду от окон.
2.4.7. Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону учебного помещения перед доской.
|
2.4.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы с подводкой электроэнергии. Ученические столы в кабинетах химии должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола. Кабинеты химии оборудуют вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя. Для проведения лабораторных опытов используют только миниспиртовки.
Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования.
2.4.9. Мастерские для трудового обучения (кабинеты обслуживающих видов труда) должны иметь площадь из расчета не менее 6,0 м² на одно рабочее место (из расчета 15 обучающихся). Размещение оборудования в мастерских осуществляют с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуют верстаками, расставленными либо под углом 45◦ к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепят к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой не менее 0,65 м. Сверлильные, точильные и другие станки устанавливают на специальном фундаменте и оборудуют предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и при необходимости оснащаться подставками для ног.
Швейные машинки устанавливают так, чтобы свет падал на лапку машинки спереди или слева.
Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся (Приложение 3). Все работы обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка).
В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающих видов труда устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды. Рядом умывальными раковинами размещают электро - или бумажные полотенца. В наличие должно быть мыло (лучше жидкое с дозатором). В каждой учебной мастерской для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки (Приложение 4).
2.4.10. В спортивных залах следует предусмотреть ограждение радиаторов, окон и осветительных приборов. Спортивное оборудование в зале должно быть надежно закреплено и исправно. Спортивные маты должны исключать возможность скольжения по полу. Их поверхность не должна быть скользкой, набивка - равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли, стойких к моющим и дезинфицирующим средствам. Для оказания первой медицинской помощи в каждом спортивном зале должна быть аптечка (Приложение 4).
2.4.11. Мебель, игровое и спортивное оборудование в игровых комнатах должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Игровое и спортивное оборудование должно быть исправно и надежно закреплено. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр. При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее 2 смен) с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.
2.4.12. Спальные комнаты для первоклассников оборудуют стационарными одноярусными кроватями или раскладушками с твердым покрытием. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3-0,4 м.
Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, устойчивыми к влажной уборки и дезинфекции.
2.4.13. Медицинский кабинет должен иметь специальное оборудование и инструментарий (Приложение 2).