Направление полит-й мысли, выступившее с предложением реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в полит-ую деятельность гос-ва, получило название «нестяжательство». Напротив, приверженцы сохранение существующих форм церковной организации и ее эконом-го статуса стали называться стяжателями, что соответствовало сущностному выражению их позиции. Представители обоих этих направлений мысли принадлежали к внутрицерковным кругам и ставили перед собой задачу улучшения работы всей церковной организации, но по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и статус монастыря. Основателем доктрины нестяжания принято считать старца Нила Сорского. Идеал – общинное устройство. Главный принцип в житии – умение довольствоваться плодами делания своего. Логика его не допускала владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем. Он категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека. Последователь Вассиан Патрикеев (поставил? о ликвидации монашества как института, разграничении сфер деятельности церкви и гос-ва, запрещении преследования за убеждения. Максим Грек к законным способам происхождения власти он относит не только наследственное восприятие престола, но и занятие его выборным путем, считая его вполне законным получением царского достоинства и трона. Царь, являясь господином над людьми, обязан господствовать над своими страстями не давать волю таким порокам, как властолюбие, сребролюбие и славолюбие. Феодосий Косой – идеал – община, основанная на общей собственности, в которой все члены одинакова равны и называются чадами и духовными братьями. Стяжатели Иосиф Волоцкий – учение о власти. Он придерживается традиционных взглядов в определении сущности власти как о божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом- главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ, ибо «за государьское согрешение Бог на землю казнит». Власть неоспорима только в том случае, если ее носитель может личные страсти подчинить основной задаче употребления власти – обеспечению блага подданных. Другие цели: возвеличить властвующую персону и доказать необходимость безоговорочного подчинения ее авторитету. Ограничения властителя божественные заповеди. Филофей – царская власть – имеет божественное происхождение- царь поставлен от бога, на нем обязанность заботиться о своих подданных. Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. Сохранившая верность православию Россия непобедима. Теория Филофея «Москва – третий Рим» получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи. Карпов со ссылками на Аристотеля доказывает, что «всякий город и всякое царство… управляется должно начальниками, поэтому странам и народам нужны цари и начальники». Карпов воспроизводит и близкую Цицерону классификацию форм гос-ва: «дело народное» (республика) и царство (монархия). Все отношения меду людьми в обществе должны регулироваться только правовыми нормами. Религиозная мораль не может заменить закон. Все законное должно быть обязательно справедливым. Несправедливое и незаконное распределение благ может вызвать серьезное недовольство у подданных, в результате которого люди перестанут быть послушными своему государю. Соблюдение законов- не только основа благополучия гос-ва, но и нравственная база общественной жизни. Беззаконие Карпов связывает с падением нравственности. Законы и гос-во – результат общественной жизни и деятельности людей все законы он делили на три категории: естественные, божественные (Законы Моисея и Законы Иисуса Христа) и положительные (гос-венные). Положительное законодательство принято на базе естественных и божественных законов и включает в свое содержание их справедливые требования. Зиновий Оттенский при определении цели гос-ва Зиновий близок к Аристотелю, предусматривая прежде всего «общую пользу» и достижение «благо жизни» для всех. Осуждение тиранических способов правления тесно связано с проблемой законной реализации власти в обществе. Он делит законы на три категории: 1)законы божественные- заповеди бога, святоотеческие писания и постановления церковных сборов. 2)обычные нормы сложившиеся в каждой стране на основе конкретных географических и климатических условий, ибо в каждой земле существуют свои обычаи и нравы. 3)положительное законодательство а)законы царские б)законы градские. И. С. Пересветов широкую программу политико-юр-х преобразований предложил в середине XVI в. служилый дворянин Иван Семенович Пересветов. Единодержавие как наилучшая форма го-венной власти и гос-венного устройства не подвергалась сомнению. Он обосновывает необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический порядок собирания и распределения доходов. По поводу соотношения веры и правды: «Бог любит не веру, а правду». Суд совершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику. Иван Грозный Единственное законное основание занятие царского престола он считал право наследования. Значение царской власти он поднял на недосягаемую высоту. Его совершенно не интересует нравственность царской особы. Царь не может быть преступен по самой своей природе, он бывает только грешен, а наказание греха – прерогативы Высшего суда. Методы и способы реализации власти – употребляет термины «страх» и «гроза». А.М. Курбский был сторонником сословного представительства в центральных и местных органах власти. Источник власти в гос-ве- божественная воля, а цель – верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ее подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел. У него ясно прослеживается представление о тождестве права и справедливости. Только справедливое может быть названо правовым, так как насилие- источник беззакония, а не права. Смертная казнь исключительный случай и только по отношению к нераскаявшимся преступникам. И был еще один представитель Иван Темофеев.