Проблемы государства и прав в трудах великих социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).




Они отвергали любое серьезное политическое и в особенности всякое революционное действие. В написанных ими произведениях сравнительно мало внимания уделено политики, гос-ву и праву. Решающий же факт состоит в том, что эти произведения отличает недооценка значения гос-ых и правовых институтов. Значительное воздействие на воззрения СС оказала его концепция исторического прогресса. Человеческое об-во закономерно развивается по восходящей линии. Выделял три стадии: теологическая, охватывающая времена античности и феодализма; метафизическая (по СС в период буржуазного миропорядка);позитивная – общественный строй, представляющий максимум средств и возможностей для удовлетворения людьми их важнейших потребностей. Господство в об-ве принадлежит: на 1 стадии священникам и феодалам, на 2 – юристам и метафизикам, на 3-оно переходит ученым и промышленникам. Закон, устанавливающий власть и форму правления, не имеет такого значения и такого влияния на благосостояние нации, как закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею. Прогресс знаний нравственности трактовался неизменно в качестве решающего двигателя об-го развития. Этот же фактор создаёт предпосылки наступления позитивной стадии, на которой человечество сумеет организоваться в общество, «наиболее выгодное наибольшей массе». Радикальное преобразование старого строя СС предлагал начинать с частичных реформ: устранения наследственной знати, выкупа земель у владельцев не занимающихся с/х-вом, облегчение положения крестьян. Позже надо сделать капитальную переделку политического строя, передать управление гос-вом, экономикой выскоталантливым лицам из числа «индустриалов». Народу не стоит вмешиваться в дело реорганизации общества, всё будет сделано в его интересах, а сам он останется в стороне. Эти преобразования не повлекут за собой разрушения традиционно гос-венно-правовых форм. Останется: институт монарха, правительства, министерства, представительные учреждения, но вся полнота светской власти сконцентрируется в новом созданном парламенте – в Совете промышленников. Этот новая форма правления не разрушит структуры индустриального общества, а перейдёт на более новый качественный этап, что переведёт страну на единую централизованно управляемую промышленную ассоциацию. Эта ассоциация будет жить в соответствии с разумно составленным правом комбинированной производственной деятельности выполняемой всем обществом. Эта его идея удовлетворяла концепции освобождения трудящихся от негативных последствий прогресса капитализма. Эта система до предела ограничит политическое властвование в собственном смысле слова и сведет политику, деятельность центральных органов по преимуществу лишь к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами. ФУРЬЕ. Политика и политическая деятельность представлялись ему бесполезным занятием. Резкой критике подверг Фурье политико-юр-ю систему буржуазного общества. Современное ему гос-во осуждается за то, что он всегда на стороне богатых и рьяно защищает их господствующее положение в обществе. Те, кто держит в своих руках бразды правления, вооружают небольшое число бедных рабов, т.е. «рабски угнетаемых трудящихся» и с их помощью принуждают к повиновению массу безоружных бедняков. Бедный класс, совершенно оттесненный от власти, лишен политической и социальной свободы. Гос-во, столь сурово и предвзято относящееся к бедным, покорно идёт на поводу интересов привилегированного меньшинства- людей, обладающих богатством. Характерным признаком цивилизации является «тирания индивидуальной собственности над массой», так Фурье именовал всевластие буржуазной частной собственности. Правозглашенные в декларациях права и свободы в условиях господства частнособственнических отношений остаются по мнению Фурье для подавляющего большинства индивидов лишь написанным на бумаге пышными фразами. Он считает, что общество должно в первую очередь официально признать и реально обеспечить право на труд, которое во истину не осуществимо при цивилизации, но без которого ничего не стоят все остальные права. Оценивая строй цивилизации, особенно в последней её стадии, как ненормальный, Фурье попытался на свой лад определить надежный способ избавления от него. Политические средства и методы, которые были опробованы в период фр-й революции конца XVIII века он решительно отверг. Мотив- данная революция не смогла провести коренное преобразование общества в интересах трудящихся масс. Ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право, ни республиканские учреждения и тому подобное ни изменят жалкого положения народа. Оно круто изменится если только основу общества составят ассоциации- производственно-потребительского товарищества, в которые будут входит члены различных социальных групп. Это общество будет состоять из фаланг (в каждой по 1600 человек), а сеть фаланг, принципиально одинаково организованных, в общем друг от друга независимых, покроет все страны, континенты и земной шар в целом. Фаланги определенным образом наследуют частную собственность, нетрудовой доход, сохраняют известное имущественное неравенство. Однако формы труда «промышленного и земледельческого», обслуживания и воспитания таковы, что позволяют членам фаланги умножить общественное богатство до колоссальных размеров, гармонизировать интересы коллектива и индивида, постепенно стереть классовые антагонизмы, зажить дружно, свободно придаваясь своим страстям и склонностям. Личная свобода каждого- первая заповедь существования фурьеристкой фаланги. Для Фурье свобода является большей ценностью чем равенство. Равенство личных свобод он ставит очень высоко. Но ему претит такое равенство, которое базируется не на свободе, а обеспечивается лишь суровой регламентацией всех сторон жизни людей. Фаланга знает свои общеобязательные нормы, но они издаются с согласия всего коллектива и потому соблюдаются всеми сознательно, добровольно. Фаланги у Фурье- автономные и независящие друг от друга социальные образования. Они не связаны между собой в единую целостную систему, хотя и координируют свою деятельность. Центральная власть и её аппарат, которые всё же сохраняются в будущем обществе, не имеют никакого права серьёзно вмешиваться во внутреннюю жизнь фаланг, руководить ими и т.д. Эта грешившая анархизмом установка Фурье явно шал в разрез с объективными тенденциями политического развития, происходившего в Новое время. Оуэн по сравнению с ними уже вступил в период промышленной революции и вызванного ею обострения классовых конфликтов, присущих капиталистическому обществу. Эти обстоятельства обусловили специфику системы Оуэновских реформаторских воззрений, которая сложилась к 20-м гг. XIX века. Центральное звено этой системы взглядов- учение о характере человека. Он исходил из того, что человеческий характер есть результат взаимодействие природной организации индивида и его окружающей среды, которая играет в таком взаимодействии главную роль. Подобным же образом формируются характеры целых общественных классов. Он был уверен в том, что предложенное им учение о характере человека открывает людям истинный путь к разумному и справедливо устроенному обществу. Если характер, сознание и судьбы людей формирует внешняя среда а таковой являются капиталистические отношения, то как раз они ответственны за невежество масс, падение нравов, господство духа ненависти, ответственны за искалеченные всевозможными пороками человеческие жизни. Основной виновник всех социальных зол – частная собственность. Он гораздо энергичнее выступал чем СС. и Фурье против строя частно-собственеческих отношений, осуждая современные ему социально-экономические порядки, он вместе с тем осознал, что имеющие место при капитализме прогресс производительных сил, рост крупной промышленности, подъём и широкое использование научно-технического знания порождают необходимость более высокой структуры общества. Он считал, что все эти изменения происходят согласно законам природы и являются обязательными подготовительными ступенями, ведущими к важной социальной революции, которая приближается. Обращаясь к проблеме средств и методов осуществления упомянутой благодетельной перемены в человеческих делах, он рассчитывает прежде всего на революцию сознания людей, которую могут произвести пропаганда основных истин «науки о формировании характера». Он надеялся, на то, что с помощью законов, издаваемых гос-вом, можно будет в некоторой степени подойти к проведению обширных реформ в пользу трудящихся. Он выступал в частности, за гуманное фабричное законодательство, за обще-национальную систему воспитания бедных, низших слоев населения, санкций правительства, но под наблюдением страны и её руководстве. Он был весьма озабочен, тем чтобы уже начавшаяся по его мнению, революция обрела форму исключительно мирных и постепенных преобразований. необходимыми для основания коммунистических поселений капиталами и руководствующиеся доброй волей. гуманная система обучения и воспитания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: