Прокопович в своих многочисленных трудах он уделял большое внимание политической и правовой проблематике. Образованию государства предшествует естественное состояние. В естественном состоянии люди опаснее хищников, способны по любому поводу убивать себе подобных. Движимые разумом и божественным промыслом, люди решают выйти из этого состояния — разрозненные семьи объединяются и образуют «гражданский союз». Вслед за этим они соглашаются на установление верховной власти. С будущим государем заключается договор. Указанным актом народ отчуждает свою волю, в дальнейшем он не имеет права расторгнуть указанный договор. Прокопович различал несколько «образов высочайшего правительства» — демократию, аристократию и монархию. бывают и такие «образы правлениям, которые «смешанный состав имеют». Ф. Прокопович резко критикует аристократию и демократию. Аристократия приводит к разногласиям в среде правящих и и часто не сумевшие договориться между собой правители оставляют заботу об общем благе и «соглашаются на разорение отечества». Еще хуже, учил Прокопович, демократия. - форме правления «часты бывают мятежи и смуты народные». Кроме того, замечает Прокопович, демократия ' может существовать только в малых государствах. Монархии разделяет на ограниченные и неограниченные. При ограниченной монархии государь принимает на себя ряд обязательств, за нарушение которых он может быть отстранен от власти. Лучшим «образом правления» является неограниченная монархия. Широкому обсуждению в трудах Ф. Прокоповича подвергнут вопрос об отношениях государства и церкви. он решительно отвергает притязания церкви на превосходство перед светской властью. Идеологом «просвещенной монархии» был В.Н. Татищев В. Н. Татищевым была разработана оригинальная теория происхождения государства и социального неравенства. человек является существом вольным. Для пользы человека оказалось необходимым наложить на него «узду неволи». различает узду «по природе», узду «по своей воле» и узду «по принуждению». Первая «узда» означает необходимость подчинения родителям. Вторая - Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, когда человек «сам себе пропитания, одежды или жилища промыслить или от неприятеля защититься не способен» и на определенных условиях идет в услужение к другому. Третья «узда» — это насильственное лишение воли. Мыслитель эту «узду» считает противоправной. Большое место в произведениях В. Н. Татищева отведено вопросу о формах правления. Здесь автор воспроизводит классификацию форм, предложенную Аристотелем (три правильных, по терминологии В. Н. Татищева — «порядочных», и три неправильных), и дополняет ее перечнем смешанных форм, которые он трактует по Полибию. Выбор лучшей формы для каждой страны зависит от обстоятельств, но действуют здесь и некоторые общие принципы. Лучшей формой для России он считал монархию. Мыслитель убеждал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства. Недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Монарх подобен господину в своем доме. Государство — это дом монарха. он предлагал создать при императрице совещательный совет из 21 человека и «нижнее правительство» из 100 человек. Выборы в эти органы должны были проводиться узким кругом должностных лиц и утверждаться императрицей. Какого-либо формального ограничения власти монарха проект не предусматривал. Отправление правосудия Татищев рассматривал как «главную должность» власти. Политические и правовые идеи нарождающейся буржуазии получили отражение в произведениях И. Т. Посошкова. Он последовательно проводит идею «общего блага», которое должен обеспечить абсолютный монарх. считал, что стране нужна сильная централизованная власть, способная твердо проводить политику «общего блага», примирять враждующие общественные силы. власть царя подобна власти бога, неограниченна и независима от какой-либо другой. И. Т. Посошков предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством. Дворяне должны состоять на военной или гражданской службе.Защищая права купечества предлагал запретить дворянам владеть фабриками и заводами'Урожай они должны были продавать оптом и только купцам. Духовенство также должно было воздерживаться от промышленной деятельности и участия в торговле. Воинство воюет, а купечество помогает и всякие потребности им уготовляет. Важным государственным органом он считал «особливую канцелярию», возглавляемую близким к царю человеком. речь идет о генерал-прокуроре. Чтобы установить «правый суд», он предлагает устрашать судей. За нарушение закона судью следует подвергнуть смертной казни. За взяточничество судей и чиновников также должны ждать строгие наказания: за первую взятку — штраф, за вторую — штраф и телесное наказание, за третью — «либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам». Разработанную «многонародным советом» и освидетельствованную «вольным голосом» «Судебную книгу» должен утвердить царь. Новое законодательство будет служить «насаждению правды», которая составляет «невещественное богатство» каждого народа.
Иммануил Кант
В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права;
Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Он был влюблён в Руссо (J). Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права). Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек принадлежит эти 2-м мирам и человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, Ю этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен Ю поведение непредсказуемо Ю мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства, должного. Т.к. нет закономерностей в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления – такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив лежит в основе учения Канта о государстве и праве. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах:
1. действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом Ю протест против сословного неравенства в Германии;
2. действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели;
3. действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом Ю выражает свою приверженность идее народного суверенитета. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы).
Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон».
Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (признание собственности по закону в лице судьи; основная её задача – защита собственности).
Источник установления законов – ограниченный круг людей. Исполнительная власть всецело подчиняется суверенному правителю. Она назначается магистратами, распоряжается через декреты (распорядительные акты, подчинённые закону).
Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода Ю антагонизм (т.е. различные