Д. Остин о политической организации общества и праве.




Возглавлял первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете, в котором в цикле своих лекций развил тезис о том, что право – это повеление суверена, и обосновал его. В его творчестве совместились методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых был характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе чисто юридических критериев, а также от социально-политических его характеристик, которые присущи естественно-правовой традиции обсуждения проблематики права и правоведения. В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил, принципов и типологических делений. По представлениям ДО право – совокупность знаков, изданных или одобренных сувереном для регулирования должного поведения определенного класса лиц, находящихся под его властью, такого суверена можно представить себе в виде не только лица, но и учреждения, которое действительно, а не формально является сувереном для подвластных в данном политическом сообществе. Источником права является суверенная власть, важнейшей гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению. Суверен предстает воплощением властного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть правовая норма. Позитивными законами считаются такие законы, которые предполагают возложение обязанностей и которые влекут определенные последствия в том числе в виде законного причинения вреда. Норма получает юр-й характер, когда обладающий необходимыми властными возможностями и способностями в состоянии предать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред нарушителю данной нормы. Субъектом суверенных властных полномочий может быть как человек, так и бог. Право в целом является приказом суверенной власти, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в гос-венных санкциях и принуждении. Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин решительно отвергал. Формула «закон есть закон» наиболее полно характеризует истолкование права юридико-позитивистского подхода. В концепции Остина значительное значение имеют трактовка права в строгом смысле слова: оно устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами. Право в широком смысле включает в себя богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль. Каждый законодатель должен учитывать, что между позитивным правом и моралью, а также религией существует противоречие. Четко разграничивал право и мораль; вопрос о морально должном, о приведении сущего в соответствии с этим долженствованием Остином полностью не снимается, но только выносится за рамки практической юриспруденции. Право обособляется от морали ради того, чтобы предметом юриспруденции было исключительно позитивное право- в не всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое. Решения суда следует воспринимать как часть права, в том случае, когда они признаются в качестве таковых сувереном.

1)о понятиях политической организации общества. Политическая организация- независимое политическое общество, человеческая общность, часть членов которой – подданные подчиняются суверену. Суверен – это индивид или коллектив, никому не подчиняющийся. В противоположность политической организации общества иные политические объединения не включают суверенна и полностью состоят из подданных. Человеческая общность охватывающая суверена и подданных, конституирует политическую организацию общества только в случае, когда удовлетворяет двум требованиям. Во-первых, она должна представлять собой объединение семей, насчитывающее, по крайней мере, не меньше сотни. Во-вторых, нужно, чтобы в ней именно большинство подданных находилось в состоянии привычного повиновения суверену. Повиновение выступает в форме подчинения подданных общеобязательным для них нормам, которые устанавливаются сувереном. 2)о справедливости. В политической организации понятия справедливый и несправедливый имею относительные значения. Когда любое из них произносится с определенным смыслом оно соотносится с конкретной нормой, которую говорящий принимает в качестве стандарта сравнения. Д.Остин отмечал, там где установленное право находится в конфликте с некоторыми правилами морали, то, что является справедливым при сравнение с первым, несправедливо при сравнении с последними. Право, которое действительно функционирует в независимом политическом обществе является правом, несмотря на то, что оно нам не нравится или даже отличается от норм, которые мы считаем верными. 3)о формах политического правления – выделяет 4 формы правления: монархия, олигархия, аристократия, демократия. Демократия – верховная власть части населения страны над остальными живущими здесь людьми. Монархия имеет место, если один из членов независимого политического общества обладает суверенными полномочиями. Аристократия присутствует, когда суверенные полномочия принадлежат большему количеству индивидуальных членов независимого политического общества, но не всем им. Аристократия в таком понимании бывает 3-х видов: аристократией в видовом значении этого термина, олигархией и демократией. В олигархии отношение правящих ко всем остальным членам общества является наименьшим. В аристократии- превышает величины характерные для олигархии; в демократии – такое отношение еще больше. 4) о целях политической организации общества – есть продвижение вперед общего блага населения соответствующей страны в максимальной степени. Правительства достигают её главным образом тремя способами: 1-е предоставление подданным прав, которые лично полезны им как индивидам или приносят пользу их отдельным коллективам, входящим в независимое политическое общество в качестве его частей. 2-е возложение на подданных обязанностей, необходимых для пользования такими правами. 3-е навязывание подданным обязанностей, которые способствуют благу политического сообщества в целом, хотя и специально не благоприятствуют специфическим интересам каких-либо индивидов или групп людей в пределах политической организации общества. Способствование благу охватываемой политическим обществом части человечества и способствование благу всего человечества – две цели, которые соотносятся как общие и особенные. Реализация общей цели не будет возможна без учета особенной цели и наоборот.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: