Концепция соц.. и полит. Развития Л.Г. Моргана. Ф.Энгельс «происхождение семьи, частной собственности и государства»




Как заметил Р.Штаммлер, содержание любого общеобязательного правила по­ведения является справедливым, когда оно соответствует по своему специфическому характеру идее социального идеала. Сама же материальная справедливость не имеет никакого абсолютного содержания.

Правда, по мнению ряда ученых, последнее заключение невер­но. Имеется довольно много тождественных моментов в определении материальной справедливости. Например, в юридической литературе доказывается, что наличие одного из универсальных элементов содержания понятия материальной справедливости обусловлено очевидным фактом: поскольку в сис­теме правовых норм политии находят отражение несовместимые друг с другом цели, происходит дезорганизация работы как обще­политийных руководящих структур, так и подчиненной им сферы. Естественно поэтому, что материальная справедливость в понима­нии и персонала общеполитийных органов управления, и осталь­ных объединенных в максимальные политические организации лиц включает "идею рационального порядка и последовательно­сти" задач, которые необходимо облечь в плоть юридических пред­писаний.

Такая аргументация неубедительна. Логическая непроти­воречивость закрепляемых в праве политических программ от­нюдь не всегда ставится их составителями в качестве своей особой задачи, степень реализации которой затем оценивается. Отчасти вследствие этого юридические системы многих политии полны противоречий. Другое дело, что подобного рода промахи в право-вом регулировании несомненно отрицательно сказываются на со- стоянии упорядоченности соответствующих политических тел.

Некоторые исследователи рассматривают в числе универсальных компонентов содержания категории материальной справедли­вости и другие теоретические положения, которые в действительности не могут трактоваться как повсюду присутству­ющие элементы объема этого понятия. Речь идет, в частности, об идее одинакового отношения общеполитийных органов управле­ния ко всем членам максимальной политической организации в ее многообразных интерпретациях. Так, в соответствии с весьма распространенной концепцией подобного рода равенства, ограни­ченность фонда потребления всеобъемлющей политической орга­низации произведенным ею продуктом предполагает справедливое или несправедливое его распределение. Оно будет справедливым, если общеполитийные органы управления отнесутся к трудоспо­собным членам политии и группам этих людей одинаково, то есть поставят посредством общеобязательного нормативного регулиро­вания в равное положение применительно к удовлетворению сис­тем их потребностей, а именно - в положение, в котором находится сама полития. Если всеобъемлющая политическая орга­низация должна ограничивать свое потребление выработанными ею материальными и духовными благами, то и всякой группе тру­доспособных лиц здесь, и каждому человеку из ее состава следует потреблять, за вычетом средств, идущих на содержание тех, кто находится на иждивении соответствующих работников, ровно столько благ, сколько данной группой трудоспособных или инди­видом из числа последних произведено. Здесь налицо справедливое политическое устройство, функционирующее на основе справед­ливых общеобязательных правил поведения. Но и политическая организация общества, и правовые нормы не являются справедли­выми, если указанного баланса производства и потребления нет. В этой ситуации политическая организация общества и нормы права устанавливаются и управляются мощными субъектами, которые, осознают они это или нет, проявляют больше заботы и уважения по отношению к членам особенного класса или к людям с особен­ными талантами или идеями, чем к другие.

Как показано в антропологической литературе, заявления о по­всеместном присутствии этого, а также иных представлений о ра­венстве в содержании категории материальной справедливости не соответствуют действительности, поскольку "при исследовании культур мира быстро обнаруживается, что равенство как универ­сальный принцип справедливости является мифом". Так, этно- графами приводятся сведения о превалировании понимания мате­риальной справедливости как неравного отношения общеполитийных руководящих органов к подчиненным им лицам за пределами Европы - в традиционном корейском обществе, у африканских лози. Однако разнообразные трактов­ки справедливости такого рода неравенства не чужды и обществен­ному сознанию европейцев, получив развернутое изложение уже в произведениях Платона. Именно они многие века освящали рабовладельческие и крепостнические порядки на европейском континенте будучи в известной мере ослабленными христиан­ской идеей равенства всех людей перед Богом. И лишь в XIX в. на представления большинства европейцев о справедливости стала оказывать сильное влияние идея И. Канта, согласно которой ин­дивидуальное человеческое существо является целью само по себе, в связи с чем по справедливости никакой человек не может быть произвольно пожертвован для обслуживания целей другого человека или любого числа иных людей. Таким образом, в из­вестных истории человеческих обществах неравенство отношения общеполитийных органов управления к субъектам внутриполитийной жизни считалось и считается справедливым. Очевидно, это одна из причин того, что, если мы будем искать примера для знаменитого основного прин­ципа Соединенных Штатов "... все люди созданы равными, то на самом деле вряд ли найдем подобное равенство где-либо, за исклю­чением разве диких охотников и обитателей лесов - да и там далеко не всегда. Данный вывод подтверждают не только уже приведенные материалы, но и иные многочисленные сведения из жизни разных народов мира прошлого и современности.

Какие бы цели субъекты внутриполитийной жизни ни стреми­лись закрепить в праве, добившись этого, они оказываются заин­тересованными в обеспечении формальной справедливости, то есть точной, беспристрастной и беспрепятственной реализации юриди­ческих норм. Решение такой задачи означает установление в политическом теле режима законности. Большая законность будет обеспечивать более безопасную базу для свободы и более эффективные средства для организации кооперативных схем. Причем так как принцип законности га­рантирует только беспристрастное и правильное проведение в жизнь норм, какими бы последние ни были, он совместим с

эффективной реализацией любых воплощенных в праве представ­лений о материальной справедливости.

Утверждение прочного режима формальной справедливости и законности может произойти в политическом теле, лишь если в нем реализованы следующие условия. Во-первых, действия, предписы­ваемые или запрещаемые нормами права, - такие, что их осущест­вления или из бегания можно ожидать от разумных людей; во-вторых, подобные дела рассматриваются подобным образом; в-третьих, нет правонарушения, которое не предусмотрено нормой права; в-четвертых, существуют правила юридического процесса (нельзя быть судьей в своем собственном деле, судьи должны быть беспристрастны и независимы и т.д.); в-пятых, составляющие пра­во нормы логически согласованы друг с другом. Наконец, в-шес­тых, в политии имеет место так называемое господство права. В частности, всякий субъект внутриполитийной жизни, сформули­ровавший юридическую норму, связан ею до тех пор, пока она в установленном правом порядке не отменена или не изменена.

 

52. Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский». Все свои взгляды на гос-во изложил в своем труде «гос-во и революции». Этот труд содержит теоретические – системное изложение - соответствующих ленинских представлений. В таком социальном установлении которым является гос-во присуще врожденная неотъемлемая сугубая классовость. Она принадлежит ему по нескольким причинам: 1) в гос-ве воплощен антагонизм классов, который расколол общество с тех пор как в нем установилась частная собственность и противоречивые группы с разными экономическими интересами. Ленин считал, что гос-во – это продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. 2) гос-во по своей природе является классовым установлением, т.е. происходит комплектование аппарата. Гос-во лицами из среды господствующего класса. Но гос-венный аппарат не заполняют одни только выходцы из господствующего класса. Администрация может состоять также из других социальных слоев. 3) все гос-во является классовым, т.е. гос-во осуществляет только ту политику, которая выгодна господствующему классу, который отвечает его экономическим, политическим и идеологическим интересам. Отражение интересов всего общества в целом Ленин считает малозначительной деятельностью Ленин внёс большой вклад в Марксистскую идею: сущность учения Маркса о гос-ве усвоена только тем, кто считает, что диктатура одного класса является необходимой для всего общества. Суть всех гос-ва – диктатура классов. Этот закон гос-ва нельзя отменить или смягчить. Диктатуру класса Ленин рассматривает в определенной форме: 1) диктатура определенного класса составляет его власть, т.е. он господствует над всеми остальными социальными группами. Они должны бесприкословно подчиняться его воли и интересам поведения, действий всех членов общества. 2) эта диктатура включает в себя опору власти господствующего класса на насилие, которое применяется в различных формах. Насилие необходимо для диктатуры. 3) диктатура класса не связана какими бы то ни было законами. Демократия, свобода, права являются малозначительными компонентами общественно-политической жизни. Они являются лишь проводниками диктатуры класса, пряча от народа угнетательский характер гос-ва. Ленин очень подробно анализировал гос-во и революцию и считал, что переход гос-венной власти из руг одного класса в руки другого класса – это является главным

 

53.М. Вебер о государстве и политике – о понятиях гос-ва и политики – государство представляет собой отношения господства людей над людьми. Под политикой следует понимать только руководство или оказание влияния на руководство государством, также как и организациями, заменявшими его в догосударственную эпоху. Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области с успехом претендует на монополию физического насилия. О типологии государств – политическое господство предполагает наличие штаба управления, подчинение которого правителю гос-ва вызвано материальным вознаграждением и социальным почетом. В зависимости от хар-ра этого штаба все гос-ва в истории можно разделить на два типа. В первом из них штаб чиновников является самостоятельным собственником средств управления и поэтому властелин разделяет господство с членами штаба (феодализм). Второму типу гос-в свойственно более полное сосредоточение властных полномочий в собственных руках правителя. Он управляет через личных слуг или штатных чиновников, либо с помощью любимцев и доверенных, которые не опираются на какую-либо принадлежащую им власть, конкурирующую с господством правителя. Верховный политический руководитель господствует, опираясь на лишенные собственного социального престижа слои населения, которые полностью от него зависят (бюрократия, капитализм). О подчинении граждан гос-ва его правителям – чтобы гос-во существовало люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендую те, кто теперь господствует. Причины повиновения: 1) авторитет обычая подчиняться руководителям; 2) авторитет внеобыденного личного дара, полная преданность и доверие, вызываемое наличием качеств вождя у определенного человека; 3) авторитет правил поведения, которые, по убеждению подчиняющихся политическому руководству, законно установлены. О профессиональной политической деятельности – ограничение человеческой деятельности рамками профессии является обязательной предпосылкой плодотворного труда. Политическая профессия требует, чтобы работник относился к своему профессиональному труду как к призванию. Призвание к профессиональной деятельности предполагает, что работнику свойственен такой строй мышления, который исключает неизменный вопрос, как бы при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок. Строй мышления должен быть таким, при котором труд становиться абсолютной самоцелью. Подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания. Заниматься политикой – значит стремиться влиять на распределение между политическими образованиями и внутри них. Профессиональному политику следует учитывать, что его работа может иметь задачи, которые можно разрешить только при помощи насилия. Тот, кто связывается с политикой должен отдавать себе отчет в следующем: 1) в политическом отношении ребенок действительно тот, кто считает, что из доброго может происходить только доброе, а из злого только злое, зачастую все наоборот; 2) достижение хороших целей зачастую связано с необходимостью смириться с использованием нравственно сомнительных или опасных средств и с возможностью скверных побочных последствий; 3) успех политика полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата, который можно заставить хорошо работать при помощи обильного поощрения; 4) аппарат политика должен беспрекословно ему подчиняться. Подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика, он призван управлять беспристрастно. Честь политического вождя, то есть руководящего госдеятеля, есть исключительная личная ответственность за то, что он делает. Эта ответственность состоит в расплате за предвидимые последствия своих действий. Он должен насильственно противостоять злу, так как потом будет наказан тем, что зло возьмет верх; 5) вопросом веры является устройство дела, служа которому политик стремиться к власти. Вера должна быть в наличии всегда, т.к. политик может сдерживать побуждаемые преимущественно низкими мотивами действия своей свиты до тех пор, пока честная вера в его личность и его дело воодушевляет по меньшей мере часть этого товарищества. Так, чтобы воодушевлялось хотя бы большинство, не бывает никогда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: