Советское учение о гос-ве нашло отражение в учениях большевиков Ленина, Бухарина, Сталина; большевизм определяли, как «марксизм ХХ века». Они принимали основные маркса-энгельские положения: * у гос-ва- классовая форма, природа *гос-во- официальная политика-организационная форма диктатуры господствующего класса *буржуазная демократия ущербна *отмирание гос-ва. 1) Ленин о гос-ве. У гос-ва- классовая природа, т.к.:*классовые антагонизмы *комплектование гос-венного аппарата лицами из господствующего класса *осуществление гос-венной машиной политики, выгодной господствующему классу. Ленин за отмирание гос-ва, т.к. в обществе безклассовых противоречий (т.е. после революции) гос-во не нужно. Гос-во отомрёт окончательно после выполнения высоких общественно-экономических и социальных условий. Взгляды Ленина на гос-во оказали влияние на развитие теории и практики большевизма. 2)Бухарин Н.И. о гос-ве: «гос-во есть продукт классового общества». «это классовая организация». Бытие гос-ва – непримиримость классов. Ничего кроме классовости в гос-ве нет. гос-во в обмене особого аппарата публичной власти, в обмене полити-й организации – всегда классово. Функция гос-ва – служебно – эксплуататорская, угнетающая. Гос-во – это феномен насилия, а гос-венная власть- организованное общественное насилие, принимающее облик диктатуры господствующего класса. Гос-во и диктатура связаны органически. Но концепция Бухарина порывается с логическим содержанием гос-ва и права. 3) И.В. Сталин о гос-ве. «гос-во есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». Основные функции гос-ва: - внутренняя –держать эксплуатируемых в узде. Внешняя – расширять территорию господствующего класса за счет территории других гос-в или защищать её от них. По Сталину, на «руинах старого гос-ва» возникает новая власть – «пролетарская государственность». Новый тип гос-ва- новый тип демократии (советской, пролетарской), которая лучше буржуазной, т.к. здесь массы больше привлекаются к участию в управлении гос-вом. Таким образом, Сталин завершил создание идеологии тоталитарной политической системы.
|
Советская теория права.
Развитие советской правовой мысли после Октябрьской революции складывалось на основе марксистского учения о государстве и праве, в процессе острой критики рассмотренных выше и других буржуазных теорий права, хотя одновременно и под влиянием некоторых из них. Усилиями многих видных ученых-юристов, в числе которых были М.А. Аржанов, М.М. Агарков, С.А. Голунский, Н.Н. Полянский, М.С. Строгович, Н.Г. Александров, С.Н. Братусь и др., в конце 30-40-х годов было выработано нормативное понимание и определение права как системы действующих в государстве юридических норм. Оценивая сложный путь, который прошла с тех пор юридическая наука в нашей стране, есть основания утверждать, что нормативное понимание права явилось определенным ее достижением, несмотря на отдельные недостатки и даже ошибки, которые пришлось впоследствии исправлять. Наряду с нормативным складывалось и более широкое понимание права, зачатки которого, как и нормативного, возникли еще в 20-х годах. В конце 30-40-х годов А.К. Стальгевич, а затем в 50-е годы С.Ф. Кечекьян и А.А. Пионтковский предложили понимать под правом помимо норм также и правоотношения. Вскоре Я.Ф. Миколенко высказался за включение в понятие права еще и правосознания. По проблеме понятия права, пожалуй, наиболее полемической в правоведении с конца 60-х – начала 70-х годов вновь развернулась оживленная дискуссия. Сложившиеся в процессе развития отечественного правоведения два подхода к правопониманию и соответственно два существующих ныне взгляда на понятие права получили особенно рельефное выражение в ходе обсуждения данной проблемы на заседании «круглого стола», проведенном редакцией журнала «Советское государство и право». Однако это полезное и интересное обсуждение не только не исчерпало предмета полемики и не привело к единому пониманию проблемы, но, напротив, лишний раз подтвердило необходимость дальнейшего поиска истины и возможного сближения различный позиций. Между тем вопрос о понятие права- исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Не иначе как на основе четкого представления о том, что есть право, можно определить пути повышения эффективности не только юридической науки, но и практики нормотворчества, применения и толкования права, реализации задачи- навести порядок во власти и в стране, основанный на силе права. Поэтому важно уяснить себе, в чем суть современного нормативного понимания права, каковы наиболее существенные черты широкой трактовки, в чем различие этих двух направлений по таким вопросам: что охватывается понятием права, что составляет сущность, содержание, форму и назначение права, каково соотношение права и других правовых явлений, образующих в своей совокупности правовую систему общества
|