Ш. Монтескье о государстве и праве.




Политические взгляды Монтескье полны противоречий, компромиссов. Но при всем этом он считается выдающимся мыслителем. В своем произведении «Персидские письма» он критикует абсолютический режим Франции, отождествляя его с деспотическим правлением. Резко критикует католическую церковь. В своем труде «о духе законов» с большой симпатией он говорит о республиканской форме правления. Для него характерно рассматривать возникновение гос-ва и права исторически. Разнообразие законов и учреждений связано с определенной исторической обстановкой. Монтескье считал, что характер законов зависит от географической среды: климата, почвы, рельефа местности, величины территории, большое внимание Монтескье уделяет естественным законам, которые существовали до образования общества. К ним он относит равенство, мир, стремление добывать себе пищу и желание жить в обществе. Выйдя из естественного состояния люди теряют неравенство и между ними начинаются войны. Войны побуждают людей устанавливать положительные законы. Законодатель, создавая законы, должен учитывать конкретные условия климата, почвы. Правление зависит от количества властвующих. Есть три основные формы правления: республика, монархия, деспотия. К деспотии он относится отрицательно. Для характеристики формы правления Монтескье вводит понятие «принцип правления», под которым он понимает то, что заставляет действовать гос-во, страсти, которые движут им. Движущим принципом деспотии является страх. Деспотия- это гос-во, в котором господствует произвол. В нём отсутствуют законы. Деспотизму противопоставляется конституционная монархия и республика. Под монархией он понимает ограниченную законом власть типа английской конституционной монархии. Принципом правления монархии является честь. Монархия – это гос-во в котором осуществляется политическая свобода (делаешь не то что хочешь, а то что позволяют законы). Республику Монтескье делил на демократическую и аристократическую. В республики существовал принцип добродетели. В республики тоже осуществлялась политическая свобода. Под республикой он понимал такую форму правления, при которой в руках народа полностью или частично находится верховная власть. Монтескье утверждал, что формы правления зависят от размера территории гос-ва: небольшие гос-ва должны быть республиками, гос-ва средней величины – монархиями, большие гос-ва – деспотиями. Он допускал возможность создания республик на большой территории, при условии федеративной организации. Достигнуть строгого соблюдения законов можно только путем разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Доминирующую роль он отводит законодательной власти. Монтескье призвал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Он отстаивал идеи свободы слова, печати, свободы совести. Говорил об устранении крайностей имущественного неравенства, о долге гос-ва обеспечивать граждан средствами к жизни. Монтескье являлся сторонником естественного права. Законами являлись те нормы, которые основаны на справедливости. Законы имеют свойства изменяться. У разных народов законы различны в силу их традиций, обычаев.

 

Политические учения утопического социализма во Франции XVIII в

Вольтер

Вольтер (1694-1778). Родился в семье нотариуса.

Труды – «Философские письма», «Философский словарь», «Политическое завещание». Резко выступал против католической церкви, т.к. она отстаивала феодальный строй, режим неравенства. Он считал религию врагом прогресса, чудовищем суеверия, гадиной. Священники – это фанатики и шарлатаны.

Идеал Вольтера – свобода, т.е. иметь вокруг себя только равных. Однако он не был атеистом (был за религию атеистическую) – «если бы не было бога, его надо было бы выдумать». Верить в него надо без посредников, без духовенства. Он против крепостного права, феодализма, феодальной раздробленности, партикуляризма права. Его идеал – частная собственность, как гарантия свободы, равенства, свободы слова, печати, совести. Вольтер был за порядок, просвещённую монархию. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона. Равенство – это равенство всех перед законом, отмена феодальных привилегий, но не равенство имущественное. Политическими права должны обладать только собственники. Должна быть свобода труда. Он за установление буржуазного строя. Путь к нему – реформы и просвещение, союз монархов и философов.

Монтескье

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств, учение о духе законов.

М. – выходец из знатного аристократического рода. Принимал активное участие в политической жизни Франции. Являлся президентом сословно-представительного органа департамента Бордо.

Над своей теорией он работал 25 лет. Труды – «О духе законов» (состоит из 31 главы), «Персидские письма».

Учение о духе законов и значение этой теории. На дух права влияет географический фактор, который выражается в способе производства

На первых этапах развития человечества большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. Жара располагает к лени, не стимулирует к труду. На севере люди формировались мужественными в борьбе за существование Ю более мягкие законы.

Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. Женщины портят нравы, но формируют вкус.

На современном этапе определяющим является политический фактор. В нём он различал природу правления, его принципы. Природа правления – количество правящих лиц. Различает монархические, республиканские, деспотические государства. Принцип правления определяется природой правления. Принципы правления определяют дух законов. Принцип правления – это то, что управляет деятельностью того или иного правительства.

Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга.

Судебная власть должна принадлежать тоже народу.

Жан-Жак Руссо

Р. – создатель теории «народного суверенитета». Он поэт, публицист, моралист и философ..

Наука, искусство, культура портит нравы, т.к. всё это порождается богатством и роскошью, а богатство – главный источник зла. Они оправдывают богатство, закрепляют несправедливость.

Наиболее известно произведение «Об общественном договоре» (1762г.) – учение о народном суверенитете.

Ж.-Ж.Р. стоит на позициях естественного права Ю исследования начинаются с естественного состояния. Естественное состояние – «золотой» век в истории человека. Люди тогда были равны, обладали хорошим здоровьем, наслаждались всеми благами природы. Неравенство было только физическим (возраст, пол).

Случайно появилась частная собственность. Она повлекла неравенство, зависть, борьбу. Собственность возникла потому, что вокруг нашёлся человек-мошенник, который огородил участок земли и заявил, что это – его. Люди поверили. Человеческий разум потребовал такой организации, которая бы устранила существовавшую несправедливость в обществе. В результате общественного договора учреждается государство. Но оно вместо восстановления справедливости стало на защиту частных собственников

Закон заключается в общей воле, а воля не может быть предоставлена. Представительные органы не могут выразить волю народа. Депутаты – только комиссары народа. Они не могут ничего самостоятельно принимать, закон, который они ратифицировали – это даже не закон. Закон – объявление общей воли. Законодательная власть – сердце государства, мозг, приводящий в движение все его части. Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей (приёмы японских фокусников: разрезают ребёнка на части, бросают вверх – и ребёнок невредим). Это противоречит концепции народного суверенитета. Суть теории: народный суверенитет неотчуждаем, его нельзя передать кому-либо (у Бодена можно), народный суверенитет неделим, народный суверенитет неограничен, абсолютен.

Надо рассмотреть 2 вопроса, прежде чем перейти к суверенитету:

· угодно ли народу сохранить существующую форму правления?

· Сохранится ли власть в тех руках, в каких она находится сейчас?

Осуществление суверенитета возможно при небольшой территории с малым населением. В больших государствах возможно, но трудно осуществить.

Идеал – небольшая демократическая республика. Обеспечивается положение при котором ни один не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, чтобы продать себя. Для счастья необходимы 3 условия: банковский счёт, отменный повар, хороший желудок.

Мелье, Морелли, Мобли

Жан Мелье (1764-1829). Он хорошо знал жизнь крестьян, уморил себя голодом за крестьянина. Труд – «Завещание». После его смерти его труд распространился в рукописных копиях, отрывки позже были опубликованы Вольтером, Гольбахом, полностью напечатали в 1864г.

Суть: царящее в мире зло, все бездействия в обществе имеют место в силу заблуждения людей. Заблуждение поддерживает церковь, религия. Завещание начинается с разоблачения религии, которая оправдывает неравенство. Богов создают сами люди. Святые писания противоречат друг другу. Мнимые видения, пророчества и откровения не существуют. Религия поощряет и освящает 6 общественных зол: огромное неравенство людей, тунеядство, частную собственность, разделение на сословия, тиранию, запрещение расторжения брака.

Следовательно, необходимо восстание. Новая власть должна ликвидировать частную собственность, т.к. это источник зла в обществе. Власть в результате восстания должна обеспечить жизнь людей на коммунистических началах. Собственность должна быть общественной, все должны заниматься общественно полезным трудом и все счастливы, т.к. обеспечены. Люди должны жить роскошно, руководить должны мудрые, воодушевлённые идеей общего блага.

Морелли. Труд – «Кодекс природы или истинный дух её законов». Он был опубликован в 1755г. анонимно. Труд оказал сильное влияние на Бабефа и его программу.

Суть: предлагает конкретное законодательство, с помощью которого возможен переход к коммунистическому обществу. Основная цель произведения – изложение конкретного законодательства. М. стоит на позициях естественной школы права.

Существующий строй неразумен, противоречащий естественным законам природы. Основная причина всех зол – частная собственность (породила неравенство и деспотизм). В естественном состоянии действовали законы природы, люди жили в единении. Но с увеличением семей ослаблялись связи Ю переход на новые места Ю раздоры. А законодатели вместо того, чтобы возвратить людей в естественное состояние, установили частную собственность. Сейчас надо возвращаться в то состояние, исходя из естественных законов. М. предлагает 3 основных закона:

1. установить общественную собственность на всё, кроме вещей личного употребления, вещей для повседневного труда;

2. обеспечение всех работой, и превращение всех граждан в должностных лиц в порядке очереди.

Люди должны трудиться в интересах общественной пользы сообразно своим силам, дарованию и возрасту. Из этих законов, устанавливающих принципы коммунистического общества он выводит другие законы, регулирующие промышленность, сельскохозяйственное производство, потребление, участие в труде и общественной жизни, регламентирующие воспитание, отдых и др. Он считал, что надо постепенно вводить законы против роскоши, за умеренность в потреблении Ю аскетические черты М., его сурово уравнительный коммунизм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: