Сущность налогов и их функции




 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполняемых ими функций.

Философ эпохи Средневековья Фома Аквинский(1225-1274г.г.) определял налоги, как дозволенную форму грабежа. Шарль Монтескье(1689-1755г.г.) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определения той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790г.г.) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает- признак не рабства, а свободы.

В классической древности налоги уже существовали, но их значение было не столь большим, как в наше время. Тогда редко в ходу были прямые сборы с граждан. Для нужд государства использовались ранее накопленные сокровища, активно взималась дань с побежденного противника и.т.д.

В период абсолютизма и Просвещения налоговые сборы неизменно

Возрастали. Активно вводились «акцизы». По отношению к тому времени этот вид косвенного налога приходилось брать в кавычки, поскольку тогда под ним понималось большое разнообразие налогов. Например, во второй половине 17 века в Вилезии собирали налог на скот, подымный сбор, «мленой пфеннинг», налог на производство железа, извести, на сукновальни, на стекловарни и другое. Кроме этого собирались налоги на имущество и подушная подать. Вспомним, что примерно в это же время (1699г.) царь Петр1 ввел налоги на бороды. Его вносил каждый, кто не желал расставаться с традиционным на Руси украшением мужской физиономии. Если же у бородачей не было денег для уплаты этого налога, им моментально отстригали бороду. Практически до 19 века не существовало налога на заработную плату и подоходного налога. Господствовал акциз.

В России к 20 веку сложилась налоговая система, мало, чем отличающаяся от европейских образцов. Характерно, что в конце 19-начале 20 века налоги в России были не высоки. Это, в частности, дало возможность перерабатывающей, индустриальной и добывающей индустрии быстро шагнуть вперед. Бурно росло число предприятий, строились железные дороги, процветали ярмарки. Укреплялась финансовая система. Затем наступили 70 лет коммунистического эксперимента, когда промышленное развитие и финансы были подчинены интересам политики, основывающейся на догмах марксизма- ленинизма.

Налоги в условиях господства тотального государственного социалистического хозяйства оказались экономическим рудиментом. Некоторым исключением был период новой экономической политики НЭПа. Финансисты после окончания НЭПа тщательно высчитывали людей, занимающихся кустарными промыслами и обкладывали их совершенно непосильным налогом. Это была «мягкая» форма окончательного истребления частных предпринимателей в стране строящих коммунизм (9).

В 30-х годах как в городе, так и в селе, с хозяйственной самостоятельностью было в основном покончено, налоги превратились в пустую формальность.

В настоящее время налоговой системе России преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенных в налоге стимулирующего и регулирующего накал.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта(ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога.

С развитием рыночных отношений в РФ и повышением роли налогов в регулировании экономического и социального развития общества, в настоящее время представляется актуальным теоретическое осмысление вопроса о сущности и функциях налогов.

Прежде чем рассмотреть социально-экономическую характеристику функций налогов, обратимся к самому слову “функция”. “Функция - это способ выражения самой экономической категории; поэтому действует функция всегда в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание существующей категории”.

Бесспорно, что налогам, как экономической категории присущи определённые функции, в которых проявляются их сущность, свойства, признаки, назначение, роль и значение. Из основного назначения налогов, как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач, вытекает главная функция налогов - фискальная (от слова “фиск” - казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства).

Фискальная функция проявляется в потоке денежных средств из сферы “бизнес” в сферу “ бюджет”, то есть переносит их от непосредственных производителей к бюджетам всех уровней, то есть благодаря фискальной функции налогов обеспечивается перераспределение части ВВП через бюджетную систему в территориальном порядке (путём выделения дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи из централизованных фондов государства (фактически за счёт высокоразвитых регионов) слаборазвитым территориям), отраслевом (из производственной сферы в непроизводственную) и социальном (через финансирование бюджетной сферы) разрезах.

И в развивающейся и в развитой экономике фискальная функция налоговой системы не утрачивает своего значения, поскольку предопределена необходимостью удовлетворять общественно необходимые потребности с позиции их ценности как для общества, так и по отношению к каждому отдельному лицу.

Обеспечение финансовых потребностей казны государства обусловливает необходимость разрешения важных экономико-финансовых противоречий, возникающих по поводу решения вопросов:

- какая доля финансовых ресурсов может быть аккумулирована (обобществлена) без нанесения ущерба корпоративным экономическим интересам бюджетов домашних хозяйств (сколько изымать?);

- на каких конкретных юридических и физических лиц будут распространены обязательства по уплате налогов (с кого взимать?);

- какие права и обязанности необходимо возлагать на участников налоговых процессов.

Налогообложение есть процесс смены собственника на обобществляемую долю финансовых ресурсов. Следовательно, нарушение имущественных прав плательщиков, ущемление их финансовых интересов должно быть соответствующим образом компенсировано государством. Формы такой компенсации различны.

Налоговые процессы, протекая как перераспределение совокупного финансового результата, представляют собой сферу, объединяющую и уравновешивающую разные экономические интересы. Одной фискальной функции явно недостаточно, чтобы выразить всё многообразие потенциальных возможностей налоговых категорий и определить роль и значение их практических форм существования в экономической системе государства. Этим целям служит вторая - регулирующая функция налоговой системы.

Данная функция уравновешивает фискальное свойство налогообложения, как бы частично его нейтрализует в соответствии с новой, социально-стимулирующей ролью и новыми задачами налоговой системы в условиях глобализации современных экономических процессов.

В развитых и развивающихся экономиках реализация регулирующей функции системы налогообложения существенно различается, поэтому различны “противовесы” её фискальному проявлению. В общем смысле такими противовесами являются специальные механизмы, обеспечивающие баланс интересов двух сфер - “бизнеса” и “бюджета”, паритетное существование корпоративных, личных и общественных интересов (подсистемы льгот, кредитов, освобождений, продуктивное сосуществование прямых и косвенных налогов и др.).

Функциональное равновесие налоговых функций на практике обеспечивается посредством научно обоснованной концепции налогового механизма. Фискальное свойство налогового механизма раскрывается в процессе аккумуляции доходов в казну государства. Регулирующее свойство налогового механизма проявляется при обосновании законодательных инициатив и их принятии на практике в процессах:

- варьирования величины налоговых изъятий в разрезе разных групп плательщиков: граждан, предприятий, отраслей, с одной стороны, и распределение налоговых доходов по территориям в разрезе статей бюджетного финансирования - с другой;

- стимулирования роста продуктивности экономики и самодостаточности бюджетов домашних хозяйств;

- установления экономически обоснованного взаимодействия налоговой системы с макроэкономическими индикаторами, реагирования на изменения направлений экономической политики государства;

- установления экономически обоснованного взаимодействия налоговой системы с системами ценообразования, кредитования, бюджетного финансирования, пенсионного обеспечения, страхования и другими экономическими процессами, состояние которых зависит от состояния налоговой системы и, напротив, непосредственно сказывается на состоянии налоговой среды.

Получение позитивного налогового результата задача крайне сложная даже для устойчивых рынков. В государствах переходного типа обострены противоречия между субъектами сфер “бизнес” и “бюджет”. Задача науки и законодательной практики - “примирить” эти интересы. Стратегическая цель совершенствования методологии налогообложения - обеспечить паритет налоговых функций. До тех пор, пока налоговая практика демонстрирует отсутствие такого паритета, противоречия между субъектами сфер “бизнес” и “бюджет” будут усугубляться. С их углублением, увеличением фискального перекоса налогообложения, утратой им связей с реальной экономической средой эти противоречия будут обостряться. Как следствие этого, снижаются объёмы налоговых доходов бюджета, замедляются темпы экономического роста в стране, и, далее, выстраивается цепочка сопряжённых с этим негативных проявлений во всех сферах общественной жизни. Это одно из свойств функционирующей налоговой системы. Его смысл выражается в способности налогообложения отражать состояние экономических, социальных и политических процессов, влиять на них, изменяться вместе с ними.

Способность уравновешивать разнонаправленные финансовые интересы субъектов сфер “бизнес” и “бюджет” достигается, прежде всего, за счёт экономически обоснованного набора налоговых форм (видов налогов) и способов управления ими. При этом каждая из налоговых форм должна быть увязана с другими формами, а в своём единстве - образовывать систему. Регулирующая функция налогов - это универсальное средство, вобравшее в себя всю многогранность и разнохарактерность сущностных свойств налоговых категорий.

Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост совокупных финансовых результатов сферы “бизнес”, а тем самым - рост общенационального фонда денежных средств (бюджетов всех уровней). Регулирующая функция обеспечивает равновесие межбюджетных отношений, что по сути является немаловажным фактором экономического роста на федеральном и региональном уровнях.

Данная функция проявляется через систему налоговых льгот и через систему налоговых санкций.

Налоговые санкции есть проявление контрольного свойства, изначально предопределённого регулирующей способностью налоговой системы по отношению к сфере “бизнес”. Следовательно, уже в механизме налогового регулирования заключено контрольное свойство системы. (Во многих экономических изданиях по налогообложению часто встречается утверждение, что налоговой системе присуща относительно обособленная контрольная функция).

Благодаря свойству налогового регулирования - налоговому контролю - оценивается функциональная продуктивность налогового механизма в целом, выявляются незаконные потоки движения финансовых ресурсов как в каждой из сфер “бюджет” и “бизнес”, так и между ними или, напротив, их сокрытие. На этой основе выявляются функциональные сбои налогового механизма и инициируются новые изменения состава и структуры действующей налоговой системы с целью её совершенствования.

Фискальная и регулирующая функции не только сосуществуют, но и продуктивно взаимодействуют. Это продиктовано законом движения экономической сферы в условиях рынка. Этому также служит система регулирования всех рыночных институтов (конкуренции, банкротства и др.). В единстве эти функции определяют эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики (10).

 

 

Элементы налога

 

 

Налог, как экономическая категория, имеет систему элементов, которая выражает его содержание и форму. Элементы налога представляют собой составные части налога, в совокупности определяющие его форму и содержание, принципы построения и организации взимания и устанавливаемые законодательными актами государства.

Ст.17 Налогового Кодекса (Часть1) гласит: “Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога ”.

В налоговом праве принято различать существенные и несущественные элементы налога.

К существенным элементам, без которых порядок исчисления и уплаты налога в бюджет считается неопределённым, относятся:

субъект налога (плательщик);

объект обложения;

предмет налога;

масштаб налога;

метод учёта налоговой базы;

налоговый период;

единица налогообложения;

налоговая ставка и метод налогообложения;

порядок исчисления налога;

способы и порядок уплаты налога;

сроки уплаты налога;

отчётный период.

К несущественным (факультативным) элементам налога, отсутствие законодательного определения которых не влияет существенным образом на выполнение налоговых обязательств плательщикам, но может снизить качество их исполнения, относятся:

- порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога и начисленных штрафных санкций;

- ответственность за налоговые правонарушения;

- налоговые льготы и др.

Названные элементы налога должны быть не только обозначены, но и чётко определены законодательством и доведены до всех налогоплательщиков в целях надлежащего исполнения ими налоговых обязательств. В противном случае, “все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)” (п.7 ст. 3 Налогового Кодекса РФ).

Элементы налога действуют и влияют на социально-экономическое развитие общества в совокупности и в целостном единстве. В этом проявляется и эффективность всех элементов налога.

Рассмотрим более конкретно основные виды элементов налога.

Субъект налога, или налогоплательщик, - это физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог. Следовательно, налогоплательщики подразделяются на юридические (предприятия, учреждения, организации, фирмы, акционерные общества и др.) и физические (рабочие и служащие, фермеры, предприниматели без образования юридического лица и др.) лица. В свою очередь, они в целях налогообложения делятся на резидентов (лиц, имеющих постоянное местопребывание в определённом государстве) и нерезидентов (не имеющих в нём постоянного местопребывания). Основное различие между резидентом и нерезидентом заключается в том, что у первого облагается вся сумма дохода, полученная как внутри страны, так и за её пределами (полная налоговая обязанность), а у второго - доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность) (19).

По законодательству России в число налогоплательщиков включены и иностранные юридические лица, занимающиеся производственной или коммерческой деятельностью на территории, а также иностранные граждане и лица без гражданства.

В зависимости от целей и задач социально-экономического и политического развития РФ подвергался изменению и состав элементов налога, в том числе субъект налога. В разные периоды развития налоговое бремя перемещалось то в сторону юридических лиц, то физических. Например, удельный вес налогов с предприятий в Государственном бюджете бывшего СССР в годы первой пятилетки (1928/29 -1932гг.) составлял 75%, с населения - 17,9%, в 1940 г. – в соотношении 88,5:5,2. В консолидированном бюджете РФ доля налогов с предприятий за последние годы составляет более 80%, с населения - примерно 6%.

Приведённые данные демонстрируют не только возможность и значимость в регулировании и решении общественно-экономических и политических задач с помощью одного из элементов налога—субъекта налога, но и тот факт, что и сам субъект подвержен изменениям и влиянию в зависимости от целого ряда объективных и субъективных причин.

На практике не всегда налог уплачивается тем лицом, на которого возложена эта обязанность законодательством. В процессе налогообложения происходит переложение налога с одного субъекта на другой. Например, плательщиками косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж, таможенных пошлин) являются юридические лица, которые производят и реализуют товар с включением в его цену указанных налогов. Они же производят исчисление и уплату причитающейся суммы в бюджет. Однако плательщиком косвенных налогов являются конечные покупатели и потребители товара вследствие переложения налога в сфере обращения. Их принято называть носителями налога.

Носитель налога - это лицо, которое принимает и несёт на себе тяжесть налогового бремени в результате его переложения. В зависимости от носителя субъекты налога могут подразделяться на:

- непосредственные создатели налогооблагаемой базы (первичные плательщики);

- посредники (от производителя к потребителю - вторичные плательщики);

- конечные потребители (конечные налогоплательщики по завершении процесса переложения налога).

От выбора определённого объекта обложения (прибыль, зарплата и т. д.) зависит конкретный субъект и носитель налога.

Объект налога - это предмет или действие (событие, состояние) субъекта налога, на который падает налог. Российское налоговое законодательство определило следующие объекты налогообложения:

- доход (прибыль);

- валовая выручка;

- стоимость определённых товаров;

- отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

- операции с ценными бумагами, валютой;

- пользование природными ресурсами;

- владение имуществом;

- передача имущества;

- добавленная стоимость продукции (работ, услуг).

Согласно 1 Части Налогового Кодекса, объектами налогообложения могут являться:

- операции по реализации товаров (работ, услуг);

- имущество;

- прибыль;

- доход;

- стоимость реализации товаров (работ, услуг);

- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38).

Количество объектов обложения должно определять и количество налогов, входящих в налоговую систему страны. Это означает, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, и один и тот же объект не может облагаться налогом более одного раза за установленный законом для данного налога период.

В некоторых случаях объекты обложения выступают в качестве источника уплаты налога. Например, по налогу на прибыль предприятия объектом и источником налога служит прибыль. Источник налога - это доход субъекта (прибыль, выручка, дивиденды и др.), из которого уплачивается налог.

С источником и объектом налога тесно связана налогооблагаемая база, которая представляет собой часть дохода или стоимости выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется ставка налога. Она равна объекту налога за минусом налоговых льгот. В случае с налогом на прибыль - это налогооблагаемая прибыль, являющаяся расчётной величиной для исчисления суммы налога, определённая путём корректировки валовой прибыли предприятия в соответствии с налоговым законодательством.

Приведём пример из современной жизни. Согласно налоговому законодательству РФ, масштабом налога на владельцев транспортных средств является мощность двигателя, исчисленная в лошадиных силах, или в киловаттах мощности. Единица обложения, или единица измерения объекта обложения, при этом дифференцируется.

Так, размер налога на вертолёты, самолёты и теплоходы установлен в 10% от минимального размера оплаты труда с каждой лошадиной силы, или 13,6% с каждого киловатта мощности. При ввозе этих транспортных средств из-за рубежа масштабом для взимания таможенных пошлин служит объём двигателя. Именно к масштабу налога применяется ставка.

Итак, масштаб обложения - это та единица, которая кладётся в основу измерения налога.

Единица обложения - самая мера, с которой исчисляется налог; это единица масштаба налога, которая используется для количественной характеристики налоговой базы, а значит, и предмета налогообложения.

Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения, или норма налогообложения. Налоговый кодекс определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.

В зависимости от построения налогов различают твёрдые, долевые (процентные) и смешенные (комбинированные) ставки.

Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (объект) обложения независимо от размеров доходов. Эти ставки ещё называются специфическими.

Долевые ставки выражаются в определённых долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название “процентные” (например, 24% от налогооблагаемой прибыли предприятия). Они являются основными видами ставок в налоговых системах всех стран мира.

Смешанные (комбинированные) ставки сочетают в себе обе вышеназванные ставки.

В зависимости от отношения изменения величины ставки к доходу налогоплательщика ставки подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением дохода, то есть тяжесть изъятия обратно пропорциональна доходу: чем меньше доход, тем тяжелее бремя налога для плательщика. Они сейчас не используются в налоговой системе РФ. Регрессивное обложение характерно главным образом для косвенных налогов.

Пропорциональные ставки устанавливаются в одинаковом проценте к объекту налога без учёта его величины. С ростом налогооблагаемой базы налог увеличивается пропорционально. Так, ставки налога на добавленную стоимость (НДС) установлены в размере 10 и 20% в зависимости от вида товара, а не его стоимости; налога на имущества предприятия - до 2% от среднегодовой стоимости

имущества.

Прогрессивные ставки возрастают с увеличением размера объекта обложения. Налоговая практика знает два вида прогрессии: простую и сложную. При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (стоимости) и применяются ко всему объекту обложения. Простая прогрессия сегодня используется очень редко. При сложной прогрессии доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке. Повышенные ставки действуют не для всего увеличивающегося объекта, как при простой прогрессии, а для части, превышающей предыдущую ступень (12).

Существуют и некоторые другие виды налоговых ставок.

К ставке налога применяются предъявляются следующие требования:

- доля изъятий дохода плательщика должна быть обоснованной и безболезненной для него;

- ставки налога должны быть дифференцированными, а прогрессивная система обложения - доминирующей;

- стабильность в течение длительного периода времени.

По оценкам экспертов при изъятии у налогоплательщиков? части доходов сохраняется высокая инвестиционная и предпринимательская активность, способствующая расширенному воспроизводству. Если доля изъятия составляет Ѕ части дохода, то прекращается даже простое воспроизводство.

Сроки уплаты налога в соответствии с Налоговым Кодексом (п.3 ст.57) определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Сроки уплаты налога связаны с понятием налогового периода. Он представляет собой по Кодексу календарный год или ной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по итогам которого уплачиваются авансовые платежи (п.1 ст.55). Налоговый период используется не только для исчисления налога за определённый период времени, но и для подведения итогов за этот период. В нашей стране налоговый период равен финансовому (календарному) году.

Одним из важнейших элементов налога, направленных на снижение налогового бремени, стимулирования плательщиков и регулирование социально-экономического развития общества, служат налоговые льготы.

Под налоговыми льготами понимают полное или частичное освобождение от налогов юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством. Налоговый кодекс характеризует льготы по налогам (сборам) как предоставляемые законодательством отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги (сборы) либо уплачивать их в меньшем размере.

Элементы налога во взаимосвязи и взаимодействии формируют одно единое понятие — налог. Они действуют и влияют на социально-экономическое развитие общества в совокупности и в целостном единстве. В этом проявляется и эффективность всех элементов налога.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: