Порядок расчета и уплаты налога на добавленную стоимость




 

 

В связи с переходом к рыночной экономике НДС используется в российской налоговой системе. С 1992 года этот налог вместе с акцизами пришёл на смену налога с оборота и налога с продаж. В Законе РФ “О налоге на добавленную стоимость ” отражены основные положения порядка определения облагаемого оборота, механизм его исчисления, объекты льготного налогообложения и др. В течение последующих лет в этот закон вносились существенные изменения по ставкам НДС, кругу плательщиков, системе льгот.

В августе 2000 года принят Федеральный закон “О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах” №118-ФЗ, в котором глава 21 посвящена НДС. В связи с этим ранее действовавший закон с 2001 года утратил силу. Налог играет значительную роль в доходах бюджета. В Сурском районе поступления в бюджет по НДС занимает большую часть в структуре поступлений платежей.

НДС – это налог на стоимость, добавленную факторами производства (рабочая сила, капитал, земля) данной организации. Отсюда и особенности его исчисления, уплаты, возмещения и учёта.

Плательщиками НДС являются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (импортёры).

Налогоплательщик подлежит обязательной постановке на учёт в налоговом органе по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (индивидуальные предприниматели—по месту жительства). При этом следует иметь в виду, что постановка на учёт осуществляется самим налоговым органом на основании поступающих к нему сведений из органов государственной регистрации либо лицензирования деятельности организаций и физических лиц и на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.

Таблица 1

Состав и структура поступлений налогов

по Сурскому району

 

Содержание 2001 г. 2001 г 2000 г 2000 г
  Сумма в тыс. руб. в % к итогу Сумма в тыс. руб. В % к итогу
Налог на прибыль 216,3 3,5 214,0 3,5
Налог на добавочную стоимость 3703,1 60,5 3613,8 58,4
Налог на доходы физ. лиц 46,0 0,8 420,1 6,9
Земельный налог 226,1 3,7 224,6 3,6
Налог на покупку иностранных денежных знаков 28,1 0,5 30,3 0,5
Налог с продаж 1609,7 26,3 1468,4 23,7
Налог за пользование недрами 290,2 4,7 212,5 3,4
Итого 6119,5   6183,7  

 

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если у них в течение предшествующих трёх налоговых периодов (налоговый период - календарный месяц), то есть 3 месяца, налоговая база по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учёта НДС и налога с продаж не превысила один миллион рублей. Эта льгота распространяется на тех, кто является налогоплательщиком акцизов, а также на обязательства, возникающие в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, то есть на импортируемые товары.

Для реализации права на освобождение от уплаты НДС претендент должен представить в налоговый орган соответствующее письменное заявление и сведения; подтверждающие такое право, не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого лицо претендует на получение льготы. Освобождение от уплаты налога производится на срок, равный 12 месяцам, по истечении которого претендент на продление льготы снова представляет в налоговый орган письменное заявление и соответствующие документы (21).

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предмета залога, передача товаров (выполнение работ, оказываемые услуги) на безвозмездной основе;

2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчисление налога на доходы организаций;

3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Предусмотрены особые случаи, не признаётся операцией реализация товаров (работ, услуг), то есть она не является объектом налогообложения. К важнейшим из таких операций относятся:

1. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации её правопреемнику;

2. передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер в форме вклада в уставный (складочный капитал) хозяйственных обществ;

3. передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда в процессе приватизации;

4. безвозмездная передача основных средств органам власти и управления всех уровней, а также бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям.

Местом реализации товара признаётся территория РФ: если товар находится на территории РФ и не отгружается (не транспортируется) либо в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на территории РФ; если монтаж, установка или сборка товара производятся на территории РФ в случаях, когда этот товар не может быть доставлен по техническим причинам получателю не иначе, как в разобранном или несобранном виде.

Налоговая база для исчисления и уплаты НДС определяется налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг) с учётом особенностей произведённых им или приобретённых на стороне товаров (работ, услуг). При этом выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) и полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расчётов.

Налоговая база определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), рассчитанная исходя из цен и тарифов, используемых сторонами сделки с учётом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС, налога на ГСМ в соответствующих случаях и налога с продаж. При реализации имущества, учитываемого с уплаченным НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учётом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в неё налога на реализацию ГСМ, налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учётом переоценок).

Ставка НДС на товары дифференцирована в зависимости от их социальной значимости и конечного потребления. В частности, ставка НДС по продовольственным товарам 18 наименований и групп (кроме подакцизных) и товарам для детей 20 наименований и групп составляет 10%; по всем остальным товарам, работам, услугам, включая подакцизные продовольственные товары, - 20%.

При реализации товаров (работ, услуг), приобретённых на стороне и включающих НДС, применяются расчётные налоговые ставки соответственно 9,09% по товарам (работам, услугам), у которых НДС составлял 10%, и 16,67% - у которых НДС составлял 20%. Эти ставки рассчитаны следующим образом:

10%*100%/(100%+10%)=9,09%;

20%*100%/(100%+10%)=16,67%.

Особо выделяется налогообложение ГСМ, реализуемые через ГСМ: расчётная налоговая ставка установлена на уровне 13,79% без учёта налога с продаж.

Сумма НДС на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые на территории РФ, исчисляется по следующим формулам:

С ндс = ОЦ*Н/100;

С ндс = (ОЦ+Ас)*Н/100 - для подакцизного товара,

где С ндс —сумма НДС;

ОЦ -- отпускная (продажная) цена;

Ас -- сумма акциза;

Н -- ставка НДС, %.

По мере движения товара к конечному потребителю сумма НДС, удерживаемая данной организацией при приобретении товаров (работ, услуг) возмещается ей при реализации товаров. И так по всем организациям, задействованным в этой цепи экономических связей.

Наряду с приведёнными ставками законодательство впервые предусматривает налогообложение по нулевой ставке (0%) при реализации товаров (за исключением нефти, газового конденсата, природного газа), экспортируемых и вывезенных за пределы таможенных территорий РФ, а также при осуществлении работ (услуг), оборот по которым облагается нулевой ставкой НДС, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация и документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (копии контракта, транспортных, товаросопроводительных документов, выписка банка о фактическом поступлении выручки от иностранного покупателя товара на счёт налогоплательщика в российском банке). Документы тщательно проверяются с целью пресечения попыток уклонения от уплаты НДС: на практике известны случаи, когда товар, чаще всего подакцизный, оформляется на экспорт и, не пересекая границу, реализуются на территории РФ, принося лжеэкспортёрам огромные доходы. Более того, отдельные экспортёры пытаются “заработать” на возмещении НДС по товару, искусственно завышенному в цене путем многократных покупок и перепродаж на территории страны. Так пытались вывести три брошюрки за 60 млн., диск CD-ROM—за 10 млн. и интеллектуальную услугу—за 5 млн. долл. США.

По данным МНС России, поступления по НДС в федеральном бюджете составили в 1999году 226 млрд. руб., сумма возмещения НДС от экспорта товаров (работ, услуг) достигла 55 млрд. руб., или почти 25%. Случается и завышение цен на экспортируемые товары: декларируют вывоз алюминия, а фактически перевозят сплав, цена которого в 4000 раз меньше. Так было предотвращено хищение из казны 260 млн. руб., которые ожидали получить экспортёры за счёт возмещения НДС.

По данным Управления МНС России по Москве, за январь - ноябрь 2000 года экспортёрами товаров заявлено о возмещении НДС на 33,9 млрд. руб., из которых призваны полностью обоснованными лишь 14,5 млрд. руб. Ужесточение проверок по возмещению НДС на экспортируемые товары не ограничивается уровнем территориального налогового органа.

Все материалы, в ходе которых налоговые органы подтвердили законность возмещения НДС, направляется в столичное управление МНС РФ. Кроме того, по суммам возмещения, превышающим 5 млн. руб., материалы проверок поступают ещё и в Комиссию МНС России по рассмотрению вопросов о возмещении из федерального бюджета НДС на экспортируемые товары.

Сумма НДС в отношении товаров, ввозимым на территорию РФ и облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами,

Сндс = (Тс+Тп+Ас)*Н/100,

Где Тс—таможенная стоимость товара,

Тп—сумма ввозной таможенной пошлины.

Для безакцизного товара

Сндс = (Тс+Тп)*Н/100.

Если товары не облагаются ввозными таможенными пошлинами, то в приведённых формулах Тп не учитывается.

С целью предотвращения случаев необоснованного завышения затрат и нарушение порядка исчисления НДС все плательщики НДС при совершении операций по реализации товаров обязаны составлять счета-фактуры. На базе счетов-фактур осуществляются расчёты НДС и контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджетную систему. Счета-фактуры введены как инструмент дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора НДС и пользуются прежде всего для встречных проверок налогоплательщиков, для выявления фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необоснованного предъявления к возмещению сумм входного налога покупателями. С введением счёта-фактуры сохраняются все действующие формы расчётных и первичных учётных документов.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляемая по итогам каждого налогового периода—календарного месяца, в течение которого выполнялись соответствующие операции. В связи с этим особую значимость имеет дата реализации товаров (работ, услуг), которые зависят от принятой налогоплательщиком учётной политики налогообложения. Если дата возникновения налогового обязательства определяется по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов, то принимается наиболее ранняя из следующих дат:

--день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);

--день оплаты товара (работы, услуг);

--день предъявления расчётных документов.

Датой возникновения налогового обязательства при учётной политике, основанной на поступлении денежных средств (на счета налогоплательщика либо в кассу), считается день оплаты товара.

Различные формы погашения обязательств приобретателя по оплате товара и его передачи определяют особенности установления даты реализации. Например, при безвозмездной передаче товара датой возникновения налогового обязательства является день отгрузки товара. Если же товар не отгружается и не транспортируется, то день передачи права собственности на этот товар и считается датой его реализации.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налоговых вычетов. Вычетам (возмещению) подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров (импорте). Налоговые вычеты производятся, как правило, на основании счетов-фактур, в которых определены налоговая ставка и сумма НДС, а по импортируемым товарам—фактически уплаченная сумма НДС, выделенная в товаросопроводительных документах, после принятия на учёт указанных товаров. Вычеты сумм налога производятся только при предоставлении в налоговые органы отдельной налоговой декларации и соответствующих документов, подтверждающих это право. В приложении 3 представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по ОАО Маслосыродельный завод «Сурский»

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода (календарного месяца) исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) не позднее 20-го числа следующего налогового периода.

Так называемые “ малые налогоплательщики”, у которых ежемесячная в течение квартала выручка от реализации товаров без учёта НДС и налога с продаж не превышает 1 млн. руб., имеют право уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истёкший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Из таблицы можно увидеть состояние расчетов по уплате налоговых платежей, в том числе по НДС по ОАО Маслосырзавод «Сурский». На практике случается, что по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчётном налоговом периоде. В таком случае выявленная разница подлежит возмещению налогоплательщику путём зачёта и (или) возврата. Сумма разницы в отчётном и трёх последующих налоговых периодах на исполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, включая уплату пени, погашение недоимки, сумм санкций, присуждённых налогоплательщику, подлежащих присуждению в тот же бюджет. Зачёт производится налоговым органом самостоятельно.

По истечении трёх налоговых, следующих за отчётным, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению. Налоговый орган по истечении двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в территориальный орган федерального казначейства.

Таблица 2

Состояние расчетов по уплате налоговых платежей

ОАО «Маслосыродельный завод» Сурский

тыс. руб.

№ п/п Содержание Налог на прибыль НДС Налог на доходы с физ. Лиц Налог с продаж
  Задолженность на 01.01.2001 г.        
  Начислено за отчетный период с 01.01.2000 по 01.01.2001 в т. ч. финансовых санкций        
  Перечислено за отчетный период (с 01.01.2000 по 01.01.2001) в т. ч. финансовых санкций        
  Сальдо расчетов на конец отчетного периода (на 01.01.2002)        

 

НДС, как известно, относится к числу регулирующих доходов, и поэтому норматив распределения устанавливается в федеральном бюджете на соответствующий год. В частности, Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год” 31 декабря 1999года №227-ФЗ установлено, что 85% доходов по НДС на товары, производимые на территории РФ, зачисляются в федеральный бюджет и, следовательно, 15%--в бюджет субъекта РФ. В вою очередь, субъект РФ, принимая свой бюджет “расщепляет” причитающийся норматив: Законом Московской области “Об областном бюджете на 2000 год” от 2 июня 2000года №31/2000-03 установлено, что норматив ставки НДС зачисляется в областной бюджет в диапазоне от 0 до 14%, следовательно, в бюджеты отдельных муниципальных образований “перепадает ” от 15 до 1% платежей по НДС.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2001 год” установлено зачисление в федеральный бюджет 100% доходов по НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории России. НДС по ввозимым на территорию РФ товарам, а также на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней как и прежде, полностью зачисляется в федеральный бюджет. Таким образом, в результате централизации в федеральном бюджете в полном объёме всех доходов по НДС последний потерял роль регулирующего источника, ранее значительного для бюджетов субъектов РФ.

Налог на прибыль

 

 

Налог на прибыль предприятий служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. В структуре доходов бюджета Российской Федерации доля налога на прибыль уступает по величине лишь доле налога на добавленную стоимость. Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.

С ведением в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, плательщиками налога являются - все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции. Исключение составляют сельскохозяйственные пред­приятия индустриального типа (по перечню, утверждаемому зако­нодательными органами субъектов Российской Федерации).

Объектом обложения выступает прибыль, полученная налогоплательщиком.

При этом, прибыль – это:

- для российских организаций – полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

- для иных организаций – доход, полученный от источников в РФ.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов по отдельным видам предпринимательской дея­тельности предприятий. Это связано с тем, что по этим видам ус­тановлены ставки, отличные от основной ставки налога на при­быль предприятий. Поэтому плательщики обязаны вести раздель­ный учет по этим видам деятельности и уплачивать налоги по ним по установленным ставкам.

Налоговая ставка устанавливается Налоговым кодексом в размере 24%. При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.

Законодательные органы власти субъектов федерации имеют право снижать налоговую ставку для отдельных категорий налогоплательщиков в части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов федерации, но не ниже 10,5% (19).

По окончании I квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, с учетом предостав­ленных льгот и ставки налога. Сумма налога, которая под­лежит уплате в бюджет, определяется с учетом ранее на­численных платежей. В приложении 4 представлена налоговая декларация по налогу на прибыль по ОАО Маслосырзавод «Сурский»

Снижение налога на прибыль до 24% уменьшило реальную налоговую нагрузку на товаропроизводителей, что является безусловно положительным моментом. Но параллельно необходимо учитывать факт обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней.

Находясь в прямой зависимости от получаемой прибыли, налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Тем не менее, перед государством стоит задача стимулирования рентабельных предприятий направлять прибыль на накопление, а не на потребление. Например, налоговым кодексом предусмотрен вычет из налогооблагаемой прибыли расходов по приобретению или созданию амортизируемого имущества как метод стимулирования инвестиций за счет прибыли. В настоящее время в РФ существенно недоиспользуются производственные мощности. В то же время существует проблема несоответствия ассортимента и качества выпускаемой продукции требованиям спроса. Исходя из этих предпосылок существует потребность в стимулировании, прежде всего активной части основных фондов.

Правомерно рассматривать как стимул к инвестиционной деятельности и налоговые льготы, направленные на активизацию НИОКР. В российском законодательстве предусмотрен вычет в объеме не более 10% от налогооблагаемой прибыли при направлении предприятиями средств на проведение НИОКР, К сожалению, в настоящее время предприятия практически не используют данную льготу, во-первых из-за отсутствия прибыли, при котором 10%-ая скидка значительной роли не играет, во-вторых, из-за отсутствия возможности проведения таких работ собственными силами. Вместе с тем проблемы большинства отраслей промышленности связаны именно с использованием устаревших технологий. Поэтому необходимо предусмотреть снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на полный объем НИОКР. При этом в случае невозможности покрытия расходов по НИОКР за счет прибыли одного года необходимо предусмотреть снижение налога на прибыль в последующие годы.

Вообще, говоря о налоговых льготах, важно обеспечить максимально равномерное распределение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организации путем выравнивания налоговой базы.

Наверное, в мировой практике найдется очень мало примеров, когда в налоговой системе существует та­кое огромное количество льгот.

При высоком уровне регламентации льгот их эффективность крайне незначительна. Зачастую льго­ты создают стимулы для развития всякого рола по­среднических полукриминальных структур, предостав­ляющих услуги по легальным (с формальной точки зрения) схемам занижения налоговых платежей в бюд­жет. Доходная часть бюджета из-за этого несет колос­сальные потери.

Складывается ситуация, когда честным налогоплательщикам приходится нести нагрузку не только за себя, но и за неплательщиков. При этом эффективная ставка налога, определяющаяся отношением суммы налога к величине налоговой базы, исчисленной без учета льгот, у тех или иных организаций может отклоняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения на десятки процентных пунктов от общеустановленной ставки. Такого в принципе быть не должно.

Цивилизованная налоговая система должна пред­полагать наличие минимального количества эконо­мически обоснованных и фактически доказавших свою эффективность налоговых льгот при существовании жестко контролируемой системы целевой и адресной финансовой поддержки организаций или физических лиц, действительно в такой поддержке нуждающихся. Это общепринятая мировая практика и к этому необ­ходимо налоговое бремя направлением средств на капитальные вложения, благотворительную помощь и соответственно платило меньше налога на прибыль. Но это ни в коем случае не является негативным моментом, наоборот, реинвестирование прибыли, социальная помощь – объективная необходимость для большинства предприятий в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: