Налоговая система РФ и место в ней налогов с юридических лиц




 

 

Налоговая система является важнейшим рычагом, регулирующим взаимоотношения предприятий с государством. Она призвана, во-первых, обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Во-вторых, налоговая система должна стимулировать развитие производства в целом и отдельных её секторов и особенности.

Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания, а также ответственности за уклонение от налогов.

С 1 января 1999года правовое обеспечение налогового процесса в РФ обеспечивается Налоговым кодексом. В соответствии с положениями Налогового кодекса (п.1 ст.1) законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого Налогового кодекса и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах.

В Налоговом кодексе закреплены основополагающие принципы налогообложения, состав налоговой системы РФ, участники налоговых отношений, установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения налогоплательщиками этих обязанностей.

В ст.3 Налогового кодекса изложены принципы налогообложения, которые положены в основу налоговой системы РФ:

- принципы всеобщности и равенства налогообложения;

- налоги и сборы не могут носить дискриминационного характера и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;

- принцип экономического приоритета;

- принцип презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства;

- принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а при установлении налога должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Принцип экономического приоритета означает, что основанием для установления налога или сбора может служить экономическая природа возникновения и функционирования объекта налогообложения. Законодательная декларация этого принципа не позволит произвольно устанавливать налоги и сборы.

Принцип презумпции правоты налогоплательщика провозглашает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных основ в области налогообложения трактуются в пользу налогоплательщика.

Принцип ясности и доступности означает, что налоговые законы и иные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги или сборы, когда и в каком размере он должен платить (1).

Целям внешней и внутренней сопоставимости элементов налоговой системы при проведении научно-практических исследований и отработке стратегии налоговых правоотношений служит налоговая классификация. Её необходимость предопределена также разнообразием налоговых форм и наличием разных налоговых режимов. Разделение всех видов налогов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности.

Классификационные признаки являются объективными критериями, предопределёнными самой экономической природой налога как такового.

Классификация налогов на прямые и косвенные, (см. приложение 1). исходя из доходно - расходного критерия используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

1. Прямые налоги - те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имуществ, ростом рентной составляющей. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций; земельный налог; налог на доходы физических лиц; налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служит основанием для обложения.

2. Косвенные налоги - те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров (работ, услуг). Это налоги на потребление: НДС; акцизы на отдельные товары; таможенная пошлина; налог на операции с ценными бумагами; налог с продаж и др.

Отличительной чертой российского налогообложения является отсутствие чётких различий ме6жду прямыми и косвенными налогами.

Классификация налогов не только по способу их изъятия, но и по другим признакам имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением.

Состав налогов классифицируется по следующим признакам:

1. В зависимости от объекта обложения, субъекта несения налоговых обязательств—налоги с юридических и физических лиц.

2. В зависимости от особенностей алгоритмов применяемых ставок - прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и др.

3. В зависимости от полноты прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм - федеральные, региональные, местные налоги.

4. По некоторым иным основаниям.

Налоговая классификация отражает состав налоговой системы.

Классификация налогов, представленная необходима не только для сопоставления налогов и налоговых групп с целью установления их соизмеримости, исчисления коэффициентов эластичности, определения стратегии налогообложения. Пользуясь налоговой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов или налоговых групп к показателям, характеризующим финансовое состояние как налогоплательщиков, так и бюджета государства в целом. Такое соотнесение может выявить не только сам факт переложения налогов, но и способность к переложению отдельных налогов, а также величину налогового гнёта. Значительным шагом в систематизации учёта налогов и налоговых групп, классифицированных по отдельным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров.

Классификация налогов необходима для универсализации налогообложения, приведение его в соответствие с мировыми стандартами для проведения сопоставительного анализа.

При создании налоговой системы РФ стояла задача реализации принципа равенства правовых статусов субъектов федерации и разграничения полномочий между федеральными и региональными уровнями власти. Структура налоговой системы должна быть такой, чтобы обеспечить достаточную степень самостоятельности соответствующих бюджетов по налоговым источникам.

Необходимость разграничения налоговых полномочий между уровнями власти (налоговый федерализм) определила трёхуровневую структуру налоговой системы РФ (см. приложение 2). В РФ устанавливаются федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные) и местные налоги и сборы. Следует отметить, что согласно Налогового кодекса (ст.3) в качестве критерия, определяющего уровень налога, выступает уровень установившего его органа законодательной (представительной) власти.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. Это означает, что состав (перечень) федеральных налогов и сборов, размер налоговых ставок, объекты налогообложения, порядок формирования налогооблагаемой базы и расчёта суммы налога, сроки их уплаты в бюджет определяются на федеральном уровне и только Налоговым кодексом РФ. К федеральным налогам и сборам относят:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организаций;

4. налог на доходы от капитала;

5. налог на доходы с физических лиц;

6. таможенная пошлина и таможенные сборы;

7. налог на пользование недрами;

8. налог па воспроизводство минерально-сырьевой базы;

9. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

10.сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

11.лесной налог;

12.водный налог;

13.экологический налог;

14.федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Федерации, вводятся в соответствие с Кодексом и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации.

К региональным налогам и сборам относят:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога (3).

Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, водятся в действие в соответствие с Кодексом и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относят:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

 

С целью реализации заложенного в основы налоговой системы РФ принципа единства Налоговым кодексом запрещается установление региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных Кодексом.

Для действующей налоговой системы России характерны определённые особенности. В частности:

1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление требует поэтапного переноса налогового бремени на граждан;

2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых.

3. Создание разветвлённой системы Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

8. Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращение дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: