Проблемы налогообложения юридических лиц




 

 

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является уход предприятий от налогообложения. Действующая налоговая система угнетает экономику, особенно ее производственный сектор. Простые расчеты показывают, что среднее предприятие обязано перечислять в бюджет до 46% вновь созданной стоимости. Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высокие ставки налогов являются редкостью и, как правило, ведут к низким темпам экономического роста. Российским предприятиям, в отличие от западных, приходится приспосабливаться к изменениям в отношении прав собственности, осваивать принципы корпоративного управления, адаптироваться к конкуренции. При неблагоприятном налоговом режиме это малореально, что и подтверждается российской действительностью.

Основные причины, побуждающие предприятия искать пути снижения размеров налоговых обязательств перед бюджетом, лежат как в сфере психологии взаимоотношений предприятий с государством, так и в сугубо экономической плоскости.

Вставая на путь уклонения от уплаты налогов,предприятие часто руководствовались не абстрактными сравнениями собственной выгоды и потерь государства от недополучения налогов,а в полнее конкретными соображениями о величине собственного риска. Иными словами, рассматривался вопрос: насколько сумма налога выше, чем санкции за уклонение от его уплаты. Если последствия уклонения были не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения не велика, предприятия отдавали предпочтение уходу от налогов или их минимизации, воспользовавшись слабыми местами и противоречии в налоговом законодательстве и в технике взимания налогов.

На сегодняшний день можно выделить два принципиальных подхода к проблеме снижения налоговых платежей, применяемых предприятиями. Первый из них основан на максимальном использовании возможностей, предоставляемых действующим налоговым законодательством (законное сокращение объекта налогообложения, применение налоговых льгот и освобождение, применение так называемых давальческих схем (толлинг), регистрация в оффшорных зонах, и т.п.). Второй подход основан на использовании методов, выходящих за рамки действующего законодательства и предусматривающих незаконное сокращение объекта налогообложения, вывод финансовых ресурсов предприятия из официального обращения и перевод их в нелегальный наличный и безналичный оборот.

В настоящее время в реальной практике предприятия используют огромное число различных схем по снижению налоговых платежей. Однако наиболее масштабно с точки зрения финансовых потерь для государства и Российской экономики следует признать следующие:

- применение адресных льгот, предусмотренных действующим законодательством для отдельных групп предприятий;

- применение оффшорных схем, связанных с вывозом капитала из странны;

- работа предприятий по давальческим схемам (внутренний и внешний толлинг)

Любая из нелегальных схем уклонения от уплаты налогов предусматривает непосредственное снижение размера налоговой базы или вывод ее из-под налогообложения за счет совершения части сделок в нелегальной сфере. При этом конкретные методы уклонения зависят от специфики формирования налоговой базы конкретного налога. В случае уклонения от уплаты наиболее существенных по объемам платежей налогов (налога на прибыль, НДС, и т.п.) применяются различны схемы, предусматривающие неполный учет выручки, полученной от реализации продукции (работ,услуг). Среди них можно выделить две наиболее широко применяемых в России:

- неполный учет выручки от реализации (реализация продукции за черный нал)

- обналичивание денежных средств и вывод их из официального оборота.

Уклонение от уплаты налогов всегда подразумевает столкновение интересов двух субъектов – предприятия и государства. Однако их взаимодействие носит настолько сложный характер, что не всегда можно однозначно оценить как положительные или отрицательные те последствия, которые возникают для предприятия и государства в результате уклонения от уплаты налогов.

Действующая в РФ налоговая система на протяжении последнего десятилетия носила откровенно фискальный характер. Поэтому действия предприятий по уклонению от уплаты налогов можно рассматривать как своего рода попытку уменьшить реальную налоговую нагрузку до разумного уровня. Примерно на этом уровне возможен баланс интересов государства и предприятия. При этом в распоряжении предприятия оставались бы в полнее официально необходимые им финансовые ресурсы, сейчас получаемые лишь путем вывода доходов из-под налогообложения.

Положительный эффект может быть связан с получением дополнительного источника финансирования, который по усмотрению собственников или администрации предприятия может быть направлен на необходимые инвестиции в производство, в расчеты с поставщиками и кредиторами, неофициальные премиальные выплаты работникам для поддержания их заинтересованности в результатах труда. Однако значительная доля средств, выведенных из-под налогообложения, либо оседает на зарубежных счетах оффшорных компаний и используется владельцами предприятий или иными заинтересованными лицами по своему усмотрению, в том числе и для собственного потребления, либо направляется на финансирование иных проектов.

Указанные проблемы говорят о том, что налоговая система не способствует ускорению темпов роста российской экономики. Вместе с тем, ряд положений, введенных Налоговым кодексом, и последовательность действий по реформированию налоговой системы несомненно свидетельствуют о постепенном изменении налогового климата в стране на более разумный по отношению к предприятиям.

На сегодняшний день практическая реализация налоговой реформы должна включать следующие шаги:

1) постепенное выравнивание налогового бремени для категорий налогоплательщиков, сокращение необоснованных адресных и отраслевых льгот, снижение налоговой нагрузки на реальных производителей;

2) сокращение общего числа налогов и утверждение их исчерпывающего перечня, исключение возможности введения субъектами Федерации и муниципальными образованиями дополнительных налоговых платежей;

3) реформу межбюджетных отношений, определение баланса интересов между бюджетами различного уровня, обеспечение необходимой налоговой базы для местных бюджетов;

4) исключение укоренившейся практики систематического изменения налогового законодательства;

5) чёткое регламентирование деятельности и взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.

Продвижение налоговой реформы в указанных направлениях, несомненно, должно положительно повлиять на решение проблем, возникающих на сегодняшний день между государством и предприятием. Однако, учитывая богатую отрицательную практику, накопленную предприятиями в ходе их адаптации к действующей налоговой системе, можно предположить, что процесс отказа предприятий от применения механизмов снижения налоговых обязательств займет длительное время. При этом, государству, несмотря на возможные убытки от снижения уровня налогового бремени на начальных этапах налоговой реформы, необходимо соблюдать последовательность шагов по реформированию налоговой системы. Только в этом случае можно рассчитывать на доверие со стороны предприятий и на положительный исход налоговой реформы, что позволит увеличить наполнение бюджета и обеспечить переход к цивилизованным отношениям между государством и предприятиям.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время налоговая система России все еще находится в стадии активного развития.

Конечно, за последние годы проведена огромная работа по созданию налоговой системы, соответствующей изменившимся условиям экономики и социальной сферы. Было создано новое законодательство, которое, при всех имевшихся на начальном этапе его формирования недостатках, обеспечило сбор налогов, необходимых для первоочередных государственных нужд. Вместе с тем, ориентация налоговой политики на решение основной проблемы – мобилизации доходов в государственный бюджет – привела к становлению теневого сектора экономики, приобретшего угрожающий характер, к массовому уклонению от уплаты налогов и вывозу капитала за рубеж. Это и побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.

Проведена определенная работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы, а также по упрощению механизма исчисления и взимания налогов. Но даже с учетом проделанной работы, существующий механизм налогообложения является достаточно сложной системой.

В заключении хочу конкретно остановиться на положении в Сурском районе. Сурский район является муниципальным образованием и имеет единый местный бюджет. Большое значение для бюджета имеют налоговые доходы, к ним относятся:

- собственные налоговые доходы районного бюджета от региональных налогов и сборов, ставки по которым определены налоговым законодательством РФ;

- отчисления от федеральных налогов и сборов.

Так в 2001 году структура планируемых налоговых доходов предполагала преобладающее поступление в бюджет от налога на доходы с физических лиц – 35 %, от налога с продаж – 11 %, от налога на имущество – 11 %, за пользование природными ресурсами – 11 %. Фактически бюджет района по доходам выполнен лишь на 60 % от утвержденных доходов. Одной из главных причин невыполнения бюджета по доходам является недоимка по платежам в местный бюджет, которая за последние 3 года растет.

На 01.01.2000 – 3,1 млн. руб.

На 01.01.2001 – 5,8 млн. руб.

На 01.01.2002 – 6,1 млн. руб.

Собственные налоги покрывают менее 15 % необходимых потребностей местного бюджета.

Из 220 налогоплательщиков (юридических лиц) района регулярно и своевременно уплачивают налоги только 43 предприятия. Основными должниками являются с/х кооперативы, ведь Сурский район в основном сельскохозяйственный.

Основная масса собираемых налогов приходится на с/х предприятия.

В районе продолжается спад производства промышленного и с/х продукции.

Наблюдается повышение тарифов на тепловую электроэнергию, увеличение цен на сырье, материалы, основные средства необходимые для расширения воспроизводства.

Паритет цен на с/х продукцию и выше названные затраты ставят с/х товаропроизводителей в неравные условия, в результате чего предприятие не получают прибыль, не в полном объеме платят налоги.

Например, ОАО маслосырзавод «Сурский», таблица 2 – по всем представленным в таблице налогам имеется задолженность.

В Сурском районе практически все предприятия имеют задолженность по оплате налогов в бюджет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: