МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
На тему: «Налоговые платежи предприятий»
Студент Родионов А.Я. ____________________________
Научный руководитель
доцент к. э. н. Шаброва А.И. ____________________________
Рецензент Шорин В.П. ____________________________
Допустить к защите ГАК
Зав. Кафедрой ЭД ИДО
_____________________
«____»_________2002 г.
Ульяновск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты налогообложения предприятий 6
1.1 Сущность налогов и их функции 6
1.2 Элементы налога 13
1.3 Налоговая система РФ и место в ней налогов с юридических лиц 21
Глава II. Практика налогообложения юридических лиц в РФ 29
2.1 Порядок расчета и уплаты налога на добавленную стоимость 29
2.2 Налог на прибыль 39
2.3 Налог на имущество предприятий 43
2.4 Акцизы и налог с продаж 47
2.5 Единый социальный налог и прочие налоги 52
2.6 Проблемы налогообложения юридических лиц в РФ Заключение 61
Список литературы 63
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблема взаимоотношений государства и налогоплательщиков стала одной из наиболее болезненных и трудно поддающихся решению. Во многом ее корни объясняются объективной ситуацией в стране в этот период. Взаимоотношения государства и предприятий в этих условиях сводилась к максимальному учету собственных интересов. Государство стремилось обеспечить наполнение бюджета путем введения непомерного числа налогов и установления неоправданно высоких размеров налоговых ставок, а предприятия решали проблему выживания в рыночной среде, в том числе за счет снижения налоговых издержек. Как следствие государственная налоговая политика, ориентированная на повышение номинальной фискальной нагрузки, привела к результатам прямо противоположным ожидаемым. При этом предприятия, изыскивая все новые пути снижения фактического налогового бремени, нередко выходили за рамки закона.
В последнее время во взаимоотношениях государства и предприятий наметились позитивные изменения, свидетельствующие о возможности компромисса в налоговой политике. Отчасти это можно объяснить улучшением конъюнктуры мировых сырьевых рынков, а также наметившимся экономическим ростом внутри страны отчасти пониманием со стороны государства необходимости изменения правил игры в сфере налоговой политики, что в конечном счете позволило бы в обозримом будущем прийти к построению эффективной налоговой системы. Предпринятые в последний годы шаги в области налоговой реформы, связанные с принятием налогового кодекса и направленные на создание системы налоговых правоотношений, взаимоприемлемых как для государства, так для предприятий - налогоплательщиков, несомненно, заслуживают одобрения и поддержки. Тем не менее, на сегодняшний день проблему взаимоотношений государства и предприятий в налоговой сфере нельзя считать решенной. Эта проблема по-прежнему остается одной из наиболее актуальных.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса (20).
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбранная мной тема очень актуальна.
Цель дипломной работы, изучив сущность и функции налогов, рассмотреть методологические вопросы налоговой системы РФ, в частности налогообложения предприятий. Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- сделать краткий обзор налоговой системы РФ, определить принцип налогообложения, выделить характер, особенности налоговой системы России;
- рассмотреть и охарактеризовать ряд налогов, применяемых при налогообложении предприятий;
- изучить порядок расчета и уплаты этих налогов;
- выявить основные проблемы налогообложения предприятий, определить пути их решения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ