Взгляд Канта на философию истории (всемирную историю)




Должны ли мы считать движение истории случайным стечением обстоятельств или в ней есть некий план природы, ведущий человека по своим законам на высшую ступень развития. Кант приходит к выводу, что история – это не случайное сцепление человеческих действий, стечение обстоятельств, это разумное движение, направляемое внутренней целью, стремлением к полному и согласному развитию всех способностей человека. В этом можно также и убедиться, что государства не отстают (стараются) друг от друга в культурной сфере, в развитии наук и искусств, в том, что войны становятся более затруднительными, в том, что гражданская свобода становится все более и более развитой. Следовательно, можно рассматривать всемирную историю, как исполнение скрытого плана природы, направленного на установление совершенного государственного устройства, как такового состояния, при котором все способности человека могут получить максимально полное развитие.

Политико-правовое учение Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Умер от холеры. Основные труды: «Философия духа», Философия права, Феноменология духа и Философия истории. Эта система сложилась, как всеохватывающая, обобщающая, оригинальное учение, которое обогатило немецкую классическую философию рядом выдающихся приобретений. Важнейшим из изобретений является диалектический метод.

Суть диалектического закона – наше мышление никогда не останавливается на данном положении, а всегда переходит к другому, прямо противоположному и затем ищет примирение этих двух противоположностей, слияние их в новом высшем единстве. Наше мышление никогда не останавливается на определенном положении, а всегда переходит прямо к противоположному.

Тезис – антитезис – синтезис (синтез) – формула закона.

Это не только закон мышления, но и закон бытия. Гегель по своим философским воззрениям – объективный идеалист. Идею, дух он ставит выше природы, выше материи, по Гегелю истинную душу всего существующего мира составляет абсолютное начало или абсолютная идея. Дело в том, что природа устроена настолько разумно, что это пытливым умам всегда внушало мысль о существовании некой разумной силе. Эту силу именуют по-разному: «мировой разум», «вселенский дух», «Первопричина» и прочие названия. Суть в том, что это понятие космического масштаба, это причины самого себя, это то, что сообщает вселенная одухотворенность, то, что делает наше в ней существование, то, что превращает в хаос и бессконечность. Вся Гегелевская философская система состоит из 3 частей, соответствующих основным 3 ступеням развития абсолютной идеи: логики, философии природы и философии духа. Эта система настолько грандиозна, что не имеет аналога ни до, ни после Гегеля, не создавалось ничего подобного этому.

Каждая из этих 3 частей включает в себя 3 раздела:

1) Логика

a. Бытие

b. Сущности

c. Понятие

2) Философия природы

a. Учение о механике

b. О физике

c. Об органике

3) Философия духа

a. Учение о субъективном духе

b. Об объективном духе

c. Об абсолютном духе.

Каждая из подсистем включает также 3 элемента, то есть трехчленная система развивается до бесконечности.

Нас интересует учение об объективном духе, так как с ним связаны понятия права, общества, государства, власти.

Определяющим началом объективного духа является свобода. Ступени развития объективного духа – ступени развития свободы. Ступени развития свободы и суть:

Право

Это ничто иное, как бытие свободной воли. Это первая ступень развития духа, есть право отвлеченное, абстрактное, формальное, оно лишено всякого конкретного содержания, оно устанавливает лишь возможность свободы, т.е. это правоспособность личности. «Это голая возможность лица, имеющего свободную волю». Если право – бытие свободной воли, то права могут быть только у субъектов свободной воли, т.е у лиц; поэтому лицо – это основа права и основное веление права гласит – будь лицом и уважай других как лиц.

Мораль

Противоположность праву как субъективному началу составляет мораль, как объективное начало, определяющая должное. Мораль – внутреннее самоопределение воли. Высшую ступень, объединяющую право и мораль составляет нравственность, как синтез права и долга, как действительность свободы.

Нравственность

Нравственность – действительность свободы (не возможность как при праве). Нравственность – это осуществление свободной воли в общественных отношениях, она осуществляется в 3 общественных союзах, членом которых является человек:

a. Семья, представляющая единство

Семья – союз, основанный на отношениях естественных, данных природой. Силой нравственно юридического начала превращает естественное соединение полов в союз духовный, образующий одно нравственное лицо. Это духовное единство становится видимым в детях, составляющих цель этого союза. Дети, став взрослыми, основывают собственные семейства, через это создается новый союз, состоящий из нескольких семей – общество.

b. Гражданское общество, являющееся множеством

Общество – союз самостоятельных единиц. Отсюда сеть частных отношений, составляющих существо этого союза, общее начало, господствующей в этом союзе – право. Право – это положительный закон. Вследствие этого личность и собственность получает свое законное признание, договор делается нерушимым, а преступление влечет за собой наказание. Одного это внешнего порядка мало. Внутренняя связь между правом и интересами создается частными союзами или корпорациями. Чтобы поддерживать общую между ними связь, необходим высший надзор во имя единой общей цели, которой должны подчиняться все частные цели. Этот высший надзор принадлежит новому союзу – государству.

c. Государство, дающее новое, объединяющее множество, единство

Государство – завершение диалектического развития объективного духа. Это полное осуществление нравственной идеи (действительной нравственного духа). В нем человек достигает высшего своего назначения, в нем он находит высшее осуществление своей свободы и своего права. Государство по Гегелю – это цель сама по себе, это земной бог, шествие бога по земле. Обожествление государства, культ государства дает основание причислять Гегеля к теоретикам - представителям этатизма.

Государство у него ярко возвышается и над обществом и над семейством. Государство, как самостоятельный союз, образует свой собственный организм, в котором внутреннее различие идеи образует систему раздельных властей. Признавая, что разделение властей – гарантия политической свободы, Гегель расходится с Монтескье. Он считает ошибочным признание отдельных властей в полной мере самостоятельными и независимыми. Эти власти не распадаются врозь, не ограничивают друг друга как самостоятельные силы, а действуют согласно, как члены единого целого. Гегель также различает 3 власти, но иначе, чем Монтескье:

i. Законодательная власть

Устанавливается общие нормы

ii. Правительственная власть

Прилагает эти нормы к отдельным случаям (подводит частное под общее в форме исполнения или суда)

iii. Монархическая власть

Эта власть представляет последние верховные решения и связывает 2 остальные (примиряет противоположность их).

Соответствует 3 моментам развития идеи: общему (законодательная), частному (правительственная) и единичному (монархическая). Поэтому это и есть конституционная монархия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: