До начала войны за независимость британские колонии эксплуатировались метрополией, эк.была эксплуатация. Кроме этого, губернаторы штатов имели право абс.зак.вето, назначались короной. Колонии находились под эк. И полит.зависимости от метрополией. Эта зависимость не могла долго существовать. В 1775 г брит колонии (13) в Америке получили самост-ть. В этих штатах принимаются конституции. Декларация независимости США 1776 г. Создается конфедерация. Конфедерация показала слабость. Не было вертикали исп.власти, казна была пустой. Парад суверенитетов, печатание денег. Это показало слабость конфедеративного союза. Был созван конст.конвент, на кот была принята конституция США 1787 г. Американцы продемонстрировали возможности создания конфедерации и произошел органический переход к федерации. Подобный путь пошла Германия, Швейцария. 55 членов конвента, ответственные за конституцию штатов: 14 банкиров, 14 землевладельцев, 15 плантаторов, 12 предпринимателей. 39 из 55 имели опыт и заседали в континентальном конгрессе. 22 имели диплом университетов, 31 юристы по профессии. Средний возраст слегка превышал 40 лет. 31человек были офицерами в годы освободительной войны. Такое сочетание возраста, профессии и т.д. способствовало тому, что текст до сих пор не пересмотрен. Последняя 27 поправка ратифицирована в 1992 году. Работали в тайне, 17.09 текст стал известен. Газетная буря, обсуждения.
Тема права народа на самоопределение, на отделение от метрополии.
Права человека, права американцев.
Выбор лучшей формы гос.управления. Проблема разделения властей.
Проблема рабства.
Складывается 2 направления политико-правовой мысли:
1) Демократическое направление. Пейн, Джефферсон.
|
2) Умеренная политико-правовая мысль. Гамильтон, Медисон. Их интеллектуальный запас нашел отражение в тексте конституции.
Логическое основание: влияние античной политико-правовой мысли и влияние Монтескье, Локка и др.
ППУ Томаса Пейна (1737-1809).
Радикальный демократический мыслитель. Родом из Англии. Активный участник и американской и Французской революции. Был выбран депутатов во франц.конвент. Пейн будет против казни Людовика 16, окажется во франц.тюрьме. В 1802 г вернулся в США и умер от бедности.
Отношение к конституции.
Конституция дб писаной или неписаной? Конституция должна меть видимую форму и соответственно дБ писаной. Спорит с английским мыслителем Эдмондом Беркем, обесценивая англ.неписаную конституцию. Благодаря США началась эра писаных конституций.
Нест: «Для него Конституция это только то что может вместиться в нагрудном кармане».
Классификация прав человека.
Различаются естественные права (право на счастье, свобода совести, слова. Эти права есть у североамериканских индийцев.) человека и гражданские (права, которые люди передают в общий фонд, чтобы их лучше использовать. В основе гражданских прав лежат ест.права.)
Права поколений людей. Каждое новое поколение может создавать законы. Спорит с Берком, который отрицал право следующих поколений отменять конституции старого поколения.
Классификация видов права:
· Законодательное прав.
· Право юристов (прецедентное право).
Соотношение, какое право лучше. Лучшее право зак.право. Это право страны, вводимое нашими собственными законодателями, избранными народом, а право юристов это масса мнений, многие из которых противоречат друг другу, которые составлены из суд.решений, взятых из англ.юр сборников. Дело любого человека должно решаться на основе законов его собственной страны.
|
Критика прецедентного права:
Прецедентное решение мб плохим, и нижестоящие суды должны имитировать его? – это смущает Пейна.
Нет 2 абс одинаковых дел. Одно дело не может служить нормой для решения другого.
Радикальная критика конституции США.
Сторонник однопалатного парламента. Критик цензового избирательного права.
Полит.учения Пейна.
Новая классификация форм правления гос-ва. Делит формы гос-ва на старые формы и новые. Старые, где есть институт наследственной формы передачи власти, а новые – те, где этот институт исключен. Наследственная власть не имеет права на существование. Наследование власти одной семье противоречит природе. Критика палаты пэров. Наследственная власть не зависит от народа, тем она и плоха. В конституционном смысле она не способствует свободе. Новые форма правления – республика с однопалатным парламентом – чистая демократия.
Теоретик договорного происхождения гос-ва. Признает право народа на восстание. Пейн обосновывал допустимость отделения брит.колоний от метрополии. Ему принадлежит название гос-ва США.
Заключение: первым поставил вопрос о необходимости отделения колоний от метрополии и о создании независимого гос-ва. Идеи оказались восприняты Джефферсоном. Оказал влияние на освободительное движение в лат.америке против колониального господства. Избирательное право дБ всеобщим, а не цензовым. Должны быть ежегодные выборы в парламент.
|
ППУ Т.Джефферсона (1743-1826)
Американский просветитель. Автор проекта декларации независимости США. 2жды бы президентом США. Имел юр.образование, адвокат.
Логич.основание: влияние Локка, Монтескье, влияние античной политической теории (полисная демократия, демократия на местах).
Концепция прав человека. Признает равенство естественных прав человека. Создатель создает нас равными (не то, что по природе мы равны). Все люди сотворены равными, и все люди одарены своим создателем. Это свобода, жизнь и стремление к счастью. Под свободой можно было понимать и собственность. У Пейна была ссылка на счастье, поэтому его влияние возможно было, Аристотель считал, что гос-во должно делать людей счастливыми, влияние Монтескье – законодатель стремится сделать нас счастливыми. Эти права - неизменные права. От них отказаться никто не может.
Отдельно выделяет право на свободу совести. Находит в Вирджинии закон, где видел дискриминацию по религ.признаку. Это неразумный закон. Свобода совести войдет в кач-ве первой поправки в конституцию.
Есть понятие коллективных прав человека. Право на восстание и право на смену существующей формы правления. Народ имеет право изменить или упразднить форму гос.управления и учредить новую госвасть.
Полит.учения.
Сторонник договорного происхождения гос-ва.
Форма гос-ва. Республика и федерация.
Есть концепция пирамиды республики. В основание лежат местные республики и есть республика на федеральном уровне. Это реализация на практике непосредственной демократии (заимствование греч.полисов). регулярные сходы граждан дБ на местах, на них избирают судей, принимаю решение о строительстве школ, больниц. Главное – принцип личного участия каждого. Предлагал округа Вирджинии разделить на районы с население около 100 человек. Делает ставку на том, что на уровне конституции нужно закрепить всеобщее народное образование. Необходимо объявить крестовый поход против невежества народа.
Должен быть реализован принцип умеренного богатства граждан. Проект конституции Вирджинии предложил новшество – каждому, у которых нет 50 акров земли, эту землю предоставить. Мы получим эк-ки независимых граждан на местах. Республика возможная, если будет умеренное богатство. Республика на местах предполагает принцип умеренного имущественного равенства.
Джефферсон сторонник республики с разделением властей. Видел угрозу узурпации власти штатов федеральной власти. Представлял интересы самост-ти штатов, но при этом признавал ценность центральной власти. Овцы (штаты) лучше живут без опеки заботливых волков (центральных органов власти). Лучшее правит-во это то, которое меньше правит.
Статус судей не дБ пожизненным. Наши судьи настолько же честны, как и любые другие люди и не больше.
Проблема рабства. Отрицательное отношение к деят-ти англ короля, кот закаболял людей, способствовал распространению рабства на Новом свете. Что делать? Негров-рабов нужно вернуть в Африку (сторонник депортации). По природе это разные расы, и не факт что одна раса уничтожит другую расу. Негры будут помнить унижение, и это не будет способствовать стабильности Америки. Татищев был противников быстрого отмены рабовладения, их надо подготовить к самост.жизни.
Заключение: Заслуга его в том, что критиковал отсутствие ограничения срока замещения должности президента (первоначально в К его не было), в К не было билля о правах. Билль о правах был важен для него, потому что дБ нечто, на что никто не может посягать. В 91 году Билль вступит в силу. Это работой будет заниматься Медисон. Написал себе посмертную эпитафию. Отец Вирджинского университета, автор статута о религиозной свободе, автор проекта декларации независимости США.
ППУ Александра Гамильтона. (1757-1804) Федералисты.
Закончил Колумбийский университет. Участник войны за независимость. Адъютант Дж.Вашингтона. Один из разработчиков текста конституции. Погиб на дуэли.
Логич.основание: идеи французских просветителей (Монтескье, Локк).
Работы: Статьи в нескольких Нью- Йорских газетах «Федералист».
Сначала в США была конфедерация, не было вертикали власти. Необходимость создания сильного гос-ва была на повестке дня. Сначала предлагал конст.монархию, но потом отказался и признал, что нужно создавать республику в США, сторонник президентской республики (совмещение должности главы гос-ва и главы ИВ). Сторонник пожизненного назначения президента. США стали впервые в мире презид.республикой. Потом Швейцары взяли за основу Конституцию США и тоже реализовали президентскую республику в Конституции 1848 г.
У нас за основу взяли почему-то франц.конституцию. Где логика????
Разделение властей Гамильтон признает, сторонник сильной федеральной власти.
ЗВ должна принадлежать 2палатному зак.органу. Сенаторы дБ пожизненными, нижняя палата - выборная на 3 года на основе имущественного избирательного ценза.
СВ. Верховный суд, члены должны занимать должность пожизненно. Предложил институт судебного конституционного контроля. Почему? И гамильтон, и мэдисон настороженно относились к центральной зак.власти. Для них она была угрозой для свободы штатов. Если вдруг ЗВ примет противоречащие конституции законы, такие законы не должны применяться, если это решение будет принято верховным судом.
Форма гос.устройства. Сторонник сильной федерации, верх-во фед законов над законами штатов, если они соответствуют конституции.
Отношение к Биллю о правах. Был наиболее ярким оппонентом Джефферсона (скепсис по отношению к судьям, что они должны занимать должность пожизненно, и местная и центра власть дБ ограничена биллем). Гамильтон против дополнения конституции биллем. В К точно обозначена компетенция федерации в целом, а перечень полномочий штатов открытый. Тогда зачем принимать Биль, если центра власть не способная нарушить, ей нечего нарушать. Поэтому это лишнее дополнение. Помимо того, что никаких злоупотреблений со стороны федерации не дБ, включение билля может быть опасно, почему? – судьи могут тогда принимать решения, ссылаясь на эти поправки, а если бы не было билля, не было б возможности сослаться на билль. ВС по одному из дел оправдал аборты в США. Члены ВС обосновали это поправкой билля о правах, 1973 год.
Гамильтон был мин-м финансов. Встал перед необходимостью учреждения нац.банка. Развил концепцию расширительного толкования Конституции (типа это подразумевается в конституции).
Т.О., Теоретик сильного гос-ва, федеративной президентской республики, автор судебного конст.контроля.
Джеймс Мэдисон (1751-1836).
Дважды президента США. Участник конст.конвента, разработчик текста К. архитектор американской конституции, основной автор билля о правах.
Друг Джефферсона, родом из Виргинии. Закончил Пристонский университет. Ректор Вирджинского университета.
Статьи «Федералист». 29 статей. Некоторые написаны совместно с Гамильтоном. 1788 г все статьи (85) были собраны в один текста и текст отсылает Джефферсону во Францию.
Критически оценивал возможности прямой демократии для американцев, это в античных республиках могло работать. Для американцев возможна была только представительная демократия. При этом понимает, что и представительная демократия имеет недостатки. Представителями могут стать предатели, кот забудут об интересах народа в силу интриг, подкупа и других средства. Но это лучше, чем непосредственная демократия.
Форма гос.устройства – сторонник сильной федерации. Учитывают опыт конфедерации, когда было проявлено много недостатков в конфедеративном союзе (печатание денег, принятие законов в пользу должников, что не создавало устойчивость амери нации), поэтому нужна сильная федерация,
Федерация дает возможность исключить сепаратизм штатов, кот приводила к вражде между штатами. Одни вводили высокие пошлины на ввоз и вывоз товаров, а другие нет. Федерация способная исключить сепаратизм. Федерация способная обеспечить суверенитет американцев на международной арене. Дает возможность исключить принятия законов в пользу фракции большинства (неимущих). Если на уровне штатов народ может настоять на том, чтобы прав-во принято популистские решения, в 7 и 13 штатов были приняты законы в пользу должников. Такое популистское решение на уровне федерации в целом сложнее пролоббировать. Федерация позволит обеспечить стабильное развитие и исключить деспотию большинства. Вопли об отмене долгов вряд ли будут услышаны федеральной властью, а штаты могут услышать и пойти на поводу нищего народа.
Недостатки федерации: фед власть может злоупотреблять своими полномочиями. Нужно эту опасность видеть. Что делать? Делает ставку на писаную конституцию, в которой можно обозначить исключит полномочия федеральной власти (межд политика, начало войны и заключения мира и налоги). Задача обеспечения Основных прав – задача прав-ва штатов.
Разделения властей. Мечтал о равновесии властей. Угрозу равновесия видел в ЗВ. Как ее ослабить?1) бикамерализм, власть дБ 2ухпалатной, нижняя палата выборная без имущ.ценза, выборы прямые, равные для всех белых мужчин. В понимании Мэдисона нижняя палата будет защищать интересы фракции бол-ва. Верхняя палата выборная и эта палата призвана защищать народ от его же собственных сиюминутных ошибок. Сенат в понимании Мэдисона менее будет склонен ошибаться. Не будут ослеплены случайными решениями, принятыми нижней палатой.
Кворум. Был осмыслен зак.опыт Пенсильванского парламента (там был 2\3). Это было трудно обеспечить в реальности.Пенсильванцы создали институт парламентских приставов, кот использовали свои методы, чтобы оппозиционеров вытаскивать из постели и приводить их. Нужна найдена мера. Должно быть простое бол-во, 50%+1.
Сенат действовал в штате Мериленд, выборный на 5 лет. Медисон предлагает на 6 лет. Был положит опыт этого штата.
До 1913 год сенаторы избирались на зак.ассамблеях штатов на 6 лет.
Второй механизм – предложил создать ревизионный совет. Надо соединить усилия ИВ и СВ, чтобы противостоять конгрессу на стадии рассмотрения законопроекта. Эта идея в текст конституции не прошла, потому что прошла идея Гамильтона – судебный конст.контроль.
Билль о правах. Сначала был против, ведь все в конституции расписано и так. Потом изменил тз и разработал этот проект. Особенность биллях – бол-во статей сформулировано в отрицательной форме – что не должен делать конгресс. 1. Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к религии, запрещающего свободу слова, печати итд. Свобода понималась как свобода от произвола конгресса. Мэдисон не видел угрозу этим свободам со стороны властей штатов. Только в 1925 году ВС эту угрозу купировал в решении Гитлов против штата Нью-Йорк. Ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение законы, ограничивающие вольности и привилегии граждан США. Только с 1925 года реально эти свободы гарантируются ВСЕМ гражданам и на уровне властей штатов. Произошла национализация Билля.
Заключение по американской политико-правовой мысли: впервые идеи школы ест.права были конкретизированы в конст.документах США (декларация независимости, конституция США). Произошло пересечение философской мысли и конституционным закреплением. Американцы впервые разработали разделение властей по вертикали. Суд.конст.контроль. С Америки берет начало эпоха писаных конституций. Концепция президентской республики.
В США в наст.время сохраняет значение идея того, что территорию штата без согласия штата изменить нельзя.