ППУ С.Е. Десницкого (около 1740 года - 1689).




Первый русский проф.права моск.универа (до него были немецкие).

Первый их русских мыслителей высказался за разделение властей. Он сторонник реформы крепостного права. Закончил гимназию при моск.универе. Учился в универе при академии наук в Питере. В течение 6 лет учился в универе в городе Глазго, в котором слушал лекции Адама Смитта. По возвращении был назначен профессором права МГУ, оставался им 20 лет до 1787 года. Читал курс истории и теории русского зак-ва и законы искусства.

Работа: Представлении в уложенную комиссию об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в рос.империи, 1768 г.

Логич.основание: идеи Адама Смитта, Монтескье, знание англ. Полит. и Правовых институтов.

Повторяет рассуждение Смитта об этапах развития чел.обществ. Смитт предложил 4 этапа выделить: собирательство, пастушество, землепашество, коммерческое (торговое) состояние. Наиболее интенсивно зак-ва развивается в коммерч.состоянии. К коммерч.относил и древних римлян.

Представление о разделении властей. Три власти выделял:

· Законодательная власть должна принадлежать сенату, кот состоит из 600-800 человек. С таким (большим) представительным органом император будет считаться. Монарху принадлежит абс.вето.

· Судительная власть. Требования к судьям: должен предварительно сдать экзамены профессорам юрфака, сдать экзамен адвокатам, должен иметь несколько лет адв.практики, должен знать латынь, немецкий, французский, англ.языки. Сторонник суда присяжных. Был далек от реальности.

· Наказательная власть. Воеводы, кот назначаются монархом.

Выступал с критикой крепостного права. Торговля людьми противна человеколюбию. Не делал радикальных выводов. Нужно реформировать креп.право. Запретим продажу крестьян без земли. Закрепим за крепостными право собственности на движимое имущество. Теоретик «законности» в условиях существования креп.права. Наш Монтескье.

ППУ А.Н.Радищева (1749-1802 гг).

Теоретик революционной законности.

Дворянин, закончил пажеский корпус, юрфак. Автор Путешествие из Петербурга в Москву, Ода Вольность.

По указанию Екатерины был приговорен к см.казни, замененной в острог сроком на 10 лет. в 1801 году вернулся в Питер.

Использует идеи ЖЖР.

Причины перехода к гос-ву те же, что и у Руссо – появление частной собственности. Гос-во мыслит в рамках концепции договора. Речь идет о молчаливом договоре. В основе гос-ва лежит молчаливый оговор между правителями и поданными. Радищев делает след.выводы: допускает право народа на сопротивление гос.власти.

Критика самодержавия. В примечаниях это делает. Радищев despotism перевел как самодержавие (переводил примечания к работам Мабли).

«Скажи же, в чей голове может быть больше несообразностей если не в царской». Екатерина на полях написала «сочинитель сей не любит царей. Бунтовщик хуже Пугачева». Находим системную критику креп.права. С тз зак-ва критикует, у него никаких прав по закону, он мертв. С нравственной тз - обычай порабощать себе ближних это зверский обычай. Критикует с эк.тз – труд крепостного неэффективен, выдвигает тезис – земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.

Не приемлет ни абс.монархию, ни просвещенное самодержавие. Идеалом является республика. Исторический аргумент находит – была ведь Новгородская республика.

Переход к республике. Допускает народную революцию.

Что такое закон. Закон – это извет общей воли. Повторяет идеи Руссо (закон это выражение общей воли).

Закончил жизнь самоубийством.

Политические и правовые учения в Германии, в к.18 нач.19 века.

18 в. дал расцвет естественных наук.

Влияние Франц.революции. Кант и Геггель были внимательными наблюдателями контекста франц.революции. Германия экономически отсталая страна, полит.раздробленная. Ничего существенного в Германии не происходит. Расцвет философии Канта и Геггеля. Расцвет поэзии. Музыка Бетховена. Интерес немецких философов связан с исследованием отдельного человека и интерес к человеческому роду в целом. Проверяются возможности разума постигнуть мир. Многие из мыслителей проявляют скепсис по отношении. К возможностям разума. Это сформулировал удачно Гетте: «Сумма нашего сушествования, если поделим на разум, никогда не поделится без остатка».

ИППУ И.Канта. 1724-1804.

1724 г. – год основания Кеннингсберга. Родился в день святого Имануила. Закончил теологический факультет Кенигсбергского университета. Будет патриотом своей малой родины. Была далек от материальных интересов, был педант. Кант яркий читатель Руссо.

Изложить историю жизни Канта трудно, ибо не было у него ни жизни, ни истории.

Логическое основание: идеи Руссо, Монтескье, идеи французских просветителей. Достижения естественных наук в Германии.

Работы. «Метафизика нравов» 1797 год. «К вечному миру» 1795 г.

Кант как философ. У канта есть серия работ, в названии кот есть слово критика. Критика теоретического разума, критика практ.разума, критику способности суждения, 1790 г.

Критика теоретического разума. Основная тема работы – поиск ответа на вопрос – что я могу знать. Кант спорит с французскими материалистами, кот считали, что разум всесилен, и мы все можем постичь. Кант предлагает другой ответ на этот вопрос – мышление это дело субъективное, это не дает возможности согласиться с франц.материалистами. Мы можем посягать только явления, феномены, а сущность вещей остается загадкой. Разделение на феномены и вещи в себе (разумом непостижимы). Такие понятие как пространство, время, причина, следствия, это понятия, кот привнесены разумом, они как такого не существуют.

Критика практического разума. Поиск ответа на вопрос - что я должен делать? Опять спор с франц.мыслителями, они говорили, что наши поступки, наши поведения зависят от общества, в котором мы живем. Человек как феномен включен в причинно-следственные связи, зависит от общества, но Кант использует понятие ноумена – но человек же одновременно и ноумен (вещь в себе), значит, он обладает свободной, разумной волей, которая сама для себя может устанавливать правила поведения (максимы), человек может действовать независимо от внешнего влияния. Концепция автономной этики.

Человек как вещь в себе способен приписывать себе правила поведения и эти правила поведения могут быть гипотетическими императивами или же можем приписать категорические императивы. Гипотетические императивы нацелены на достижение конкретной цели. Категорический императив не связан с нашими желаниями. «Я должен, потому что должен». Можем быть мне это и неприятно, мне это вредит. Это и есть моральная личность. Предлагает формулировки категорических императивов:

1) Поступай так, чтобы правила твоего поведения могло стать основой всеобщего зак-ва. Кант не повторяет золотое правило нравственности.

2) Каждый другой для тебя человек это цель сама по себе, а не средство для достижения твоих целей.

3) Нужно вести себя достойно, и чтобы все человечество видело в тебе цель, а не средство.

Оценка Кантом категорического императива. Две вещи наполняет мой ум восхищением и одновременно страхом: звездное небо над головой и категорический императив во мне. Кант до конца не понял, что такое звездное небо.

Большое значение для людей имеет право.

1) Можем посмотреть на поступки людей и можем посмотреть, что есть поступки моральные (отдаем долг) и легальные (из страха можем возвратить долг). Т.О., поступок один, но мотивация разная (веду себя с тз морали и права).

2) Критика имперического учения о праве. Задача найти разумный критерий, который позволил бы выяснить, что такое право. Если поймем, это станет основой для позитивного законодателя.

· Право – совокупность условий, посредством которых произволение одного лица мб согласовано с произволением другого лица по общему закону свободы.

· Право –взаимное принуждение, охраняющее общую для всех свободу.

· Право-внешнее согласие действию моральному закону.

Если моральный закон основан на самопринуждении (должен потому что должен). Юр.закон основан на внешнем принуждении.

Кант как полит.мыслитель.

17 в, 18 века продолжают использовать теорию договорного происхождения гос-ва. Для Канта это допущение разума. Ничего у него оригинального нет.

Понимание гос-ва.

Гос-во – объединение множества людей, подчиненных правовым (юридическим, а не моральным) законам. Идейная связь с Цицероном (согласие в вопросах права, juris consensus).

Цель гос-ва не является счастье подданных, граждан. Это не цель гос-ва. Ссылается на Руссо. Счастливым можно было оставаться и в естественном состоянии (в догосуд.периоде). Цель гос-ва – создание и поддержание права.

Патерналистское гос-ва (вотчинное). Это гос-во, в котором одно лицо хочет сделать по своим понятиям народ счастливым и становится деспотом. Не в этом смысл гос-ва. У Канта есть идеи правового гос-ва, хотя названия нет.

2 классификации форм гос.правления.

Первый критерий. Разделения властей. Если есть разделение властей, то это республиканская форма правления, а где нет разделения властей, это деспотия.

Второй критерий – кол-во правящих. Автократия – власть принадлежит одному лицу. Власть некоторых - аристократия, власть бол-ва – демократия.

Идеальная форма правления – республика по существу. Конкретно, Кант сторонник конституционной монархии, т.е. той формы правления, где есть разделение властей. В германии был княжеский абсолютизм.

Переход. Кант против революции. Революция – горячный бред. В ходе революции меняются лишь учреждения (вывески), а сознание не меняется. Казнь народом одного лица – явная несправедливость. Это нарушение правого принципа, согласно которого никто не может быть судьей в своем собственном деле.

Если не революция, то реформы. Платон предлагает опереться на тирана. Кант: чтобы лучше провести реформы, нужен автократор. Автократор может дать народу конституцию, законы. Чем меньше лиц во власти, чем легче провести реформы.

Кант интересен как мыслитель, кот предложил порассуждать о вечном мире. работа «К вечному миру», 1795 г. Отклик на Базельский мир, кот сохранило состояние враждебности. Можно ли создать вечный мир, а не временный. Кант предлагает следующее – необходимо соблюсти 6 предварительных и 4 основных условий. Одно из основных условий – тайна.

Предварительные:

1.Нельзя включать в договор положения, которые могут возобновить войну.

2. нельзя приобретать гос-во по нормам частного права. Предлагает продумать разницу между землей и гос-вом.

3. постоянные армии дБ распущены. Постоянные армии побуждаю гос-во превзойти друг друга в кол-ве вооруженных сил. Гонка вооружений не имеет предела. А это становится очень дорого.

4. Не дБ займов для создания военных фондов. Допускает существование займов для экономических нужд.

5. не дБ вмешательства одного гос-ва во внутреннюю политику другого гос-ва.

6. В ходе военных кампаний нельзя совершать действия, которые на будущее вызовут недоверие между сторонами. Неля засылать отравителей, тайных убийц.

Основные:

1. Договор о вечном мире должны заключать республики. Кант считает, что в республиках труднее развязать войну, потому что решение принимается представителями народа, а не одним лицом. Это гарантия мира.

2. Вечный мир предполагает федерацию республик.

3. Вечный мир предполагает режим гостеприимства между народами.

4. Правители должны советоваться с философами. Обладание властью неизбежно повреждает свободное суждение разума.

Заключение. Представить аксиологического подхода к праву. Право замыкаем не идее свободы. Рассуждал о вечном мире и средствах его становления. Если завтра не будет гос-ва, но остается одно лицо, должно ли это лицо подвергнутьсяс см.казни или нет? Все равно последний убийца дБ до этого казнен, чтобы каждый получил то, что заслуживает, а если не казнить, то на народ можно было смотреть как публичного соучастника этого публичного нарушения справедливости. Идеи правового гос-ва.

ППУ Геггеля (1770-1831)

Немецкий философ, представитель идейного течения этопизма. Дал приоритет гос-ва над человеком.

Современник ВФР. Современник походов Наполеона в Германию. Пришло время, когда просвещенные монархи и профессора будут устраивать жизнь народа на разумных основаниях.

Работы. Энциклопедия философских наук. Это противовес французской энциклопедии Дидро де Ламбера.

Геггель создает энциклопедию, в кот излагает основных понятия не в алфавитном порядке (как во франц.энциклопедии), а в логической взаимосвязи.

Работа Философия права. В оценке Кистяковского, это книга была самой распространенной книгой в немецких универах в первой 1\2 19 века.

Логич.основание: отождествлял мышление и бытие. Он объективный идеалист. Что действительно, то разумно, а что разумно, тот действительно. Всю действительность сводит к разуму.

Содержание учения.

Книга Философия парва состояит из предисловия и 3 частей.

Предисловие. Геггель различает обыденные представления о гос-ве, о праве. Обыденные представления противопоставляет научным представлениям. Только правильное мышление способно привести к пониманию гос-ва и права. Можно каждому дать в руки кисти и краски, но из этого нельзя делать вывод, что они могут стать художниками. Научное мышление позволяет постигнуть идею.

Критика Геггелем Платона. Они оба объективных идеалиста. Геггель говорит о том, что Платон был неправ, когда конструировал идеальное гос-ва. Не надо гос-ва учить тому, каким оно должно быть, ибо каждое существующее гос-в содержит в себе разумность. Наряду с этой задаче Геггель ставит цель постигнуть разумность права. Право есть свобода как идея.

1ч.Абстрактное право.

2.ч. мораль

3 ч. нравственность.

Геггель также как и Кант приходил к выводу, что человек это существо с разумной и свободной волей. Каждому из нас принадлежит абстрактное право или голая возможность. Каждый из нас является правоспособным лицом. И мы должны уважать каждого другого.

Формы реализации правоспособности, абстрактного права:

1) Собственность. Это инобытие свободной воли вещам. Выводы:

· Собственность мб только частной. Геггель критикует институт монастырской собственности.

· Неразумно существование рабства.

· Частная собственность не мб равных размеров. Вопросы кто чем владеет это вопросы правовой случайности.

2) Договор. Это опосредованная форма существования собственности.

3) Нарушение права. Можем нарушить права контрагента по договору, можем совершить преступление. Другое дело, что то неразумно.

Право отрицается преступлением, а преступление отрицается наказанием. Право обеспечивается наказанием.

Разумным является реализация принципа – преступление дБ наказано. Через это торжествует право.

Геггель особе внимание уделяет лицу, кот совершает преступление. Предлагает в каждом преступнике видеть личность. Геггель спорит с Фейербахом, нем.теоретиком УП, преступник все равно что собака, Геггель предлагает посмотреть на преступника как существо со свободной разумной волей.

Наказание. Это право преступника.

Раздел «Мораль».

Это внутреннее самоопределение свободной воли. Геггеля интересуют мотивы, цели. Для него это имеет большое значение. Его интересует субъективная сторона человеческого поведения. Поскольку человек хочет, чтобы о нем судили по его самоопределению, он в этом отношении свободен, как бы не сложились внешние определения.

Ценность человек определяется его внутренним побуждением. Совершение мелкой кражи с целью сохранить свою жизнь. Право собственности нарушается, но это деяние не можем рассматривать как простое воровство. Внутреннее побуждение, мотив важен.

Раздел «Нравственность».

Различает 3 формы проявления нравственности:

· Семья. Появление неких нравственных единиц. Это и есть осуществление свободной воли в семейных отношениях.

· Гражданское общество. Это не сумма индивидов, а связи индивидов посредством системы разделения труда, посредством общих институтов. Гражданское общество состоит из сословий. Геггель выделяет три сословия: субстанциональное (земледельцы и дворяне); промышленное и торговое сословие (пром-ки, фабриканты, купцы); всеобщее сословие (чиновники, которые думают о всеобщем).

Гражданское общество невозможно без зак-ва. Благодаря зак-ву каждый из нас признается правоспособным и каждый из нас является субъектом права. Требования к за-ву:

- зак-во дБ общепризнанным. Лучшая форма зак-ва – кодификация. Критически оценивает возможности обычного права.

Чтобы существовало гражданское общество дБ институты правосудия. Важно не только знать, что записано в законах, но как эти записи применяются в судах. Сторонник суда присяжных.

Геггель видит имманентные недостатки закона. Рациональным образом невозможно обосновать, почему штраф дБ 4 талера, а не 4 талера 24 гроши. Видит условность закона. Законы применяются к конкретному случаю, хотя содержат абстрактные нормы.

Геггель против того, чтобы на знание законов была монополия юристов. Чтобы судить о качестве башмаков, нельзя обязательно быть сапожником.

· Государство.

Это действительность нравственной идеи.

Это шествие Бога в мире.

Гос-во это иероглиф сознания.

Гос-во это цель сама по себе. Геггель отказывает признавать, что гос-во необходимо для того, чтобы обеспечивать мир, безопасность. Спорит с теорией договорного происхождения гос-ва. Эта теория привела к путанице. Это институт, кот не зависит от инд.воли людей. Разумное назначение каждого из нас- жить в государстве. Индивид лишь постольку истинен и нравственен, поскольку он есть член гос-ва. Наверное, Прусское гос-во вызывало такое трепетное отношение.

Идеал формы правления гос-ва – конституционная монархия с разделением властей. Гос-в как некий организм. Поэтому он не сторонник разделения властей, он сторонник различения властей. Он различает 3 измерения власти:

1) Законодательная власть. Она устанавливает всеобщее. Двухпалатный орган. Верхняя палат наследственная, нижняя является представителем сословий корпорации гражданского общества. Он против парламентаризма в классич.виде.

2) Правительственная власть. Подводит особенное и единичное под всеобщее. Представляет она из себя иерархию чиновников. Ошибка в одном звене мб исправлена в другом звене. Прообраз теории бюрократии Макса Вебера. Высшие госчиновники имеют большие навыки и привычку госуправления и могут вести дела без народного представит-ва. Народ не знает, что он хочет.

3) Княжеская власть. Назначение ставить точки над «i».

Геггель рассматривал гос-во не только как внутренний организм, но и как внешний организм (соотношение гос-ва со внешней ареной). Кант был сторонником установления мира между народами и установил проект вечного мира. Геггель мыслит прямо противоположно – сторонник войн и критикует идею вечного мира Канта.

Посредством войн решаются споры между гос-вами. Если бы войн не было, человечество было бы болотом. Чел.история движения в борьбе с противоположным. Удачные войны не давали развиться внутренним смутам и укрепляли гос.власть.

Если Кант решал космополитическую задачу, Геггель знаком с наполеоновскими войнами и он решает национальную задачу – признание за сильным гос-вом права вести войны.

Геггель многомерный мыслитель Рассматривает гос-во с тз.всемирной истории. Геггель считает, что история движется с востока на запад и история представляет собой реализацию свободы в различных формах гос-ва. Вначале был свободен один человек (Восток) и форма правления – деспотия. Дальше античная Греция, античный Рим, здесь реализация свободы некоторых (демократия, аристократия). Пруссия. Здесь увидим реализацию свободы всех – конст.монархия.

Заключение. В разделе абстрактное право геггель предложил разумное обоснование европ.институт частного права, институтов частной собственности, признаем ценность договоров. Что касается УП, Геггель предлагает увидеть в каждом преступнике лицо, с достоинством которого нужно считаться. Это не просто объект карательной власти. Прогрессивными представляются идеи о кодификации. Спорным является обожествление или культ гос-ва. Говорит, что в ходе войны люди понимают кто для кого – гос-во для граждан или наоборот. Энгельс скажет, что эта суеверная вера в гос-во в Германии перешла в общее сознание буржуазии и даже рабочих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: