Иосиф Володский. Стяжатель.




Родился в дворянской семье, с 8 лет связал жизнь с монастырями. Основатель Иосифо Волоколамского монастыря. Удельные князья, бояре дарили монастырю деньги, земли, крестьян.

«Просветитель, или облечение ереси жидовствующих».

Считал, что монастыри дБ богаты, а монахи бедными. Необходимы средства для того чтобы иконы были, святые сосуды, помогать нищим. Монахи должны вести аскетический образ жизни.

Концепция гос.власти Иосифа Володского.

Видит две проблемы:

1. Сущность гос.власти – божественная.

2. Использование ГВ.

Допускает неправомерное использование ГВ, но понимает это использование не как насилие перед народом, а как произвольное посягат-во царя на церковную собственность. Церкви богатство это божье богатство. Если светский правитель будет посягать, то это будет не Божий человек, а дьявол.

Отношение к еретикам.

Ересь – преступление и против церкви и против гос-ва. Не дБ никакого снисхождения. Подвергать см.казни нужно. Казнить нужно и тех, кто знал о еретиках и не донес на них. Найдем в 30 гг в СССР. Ссылался на императора Константина – создал закон, согласно которому придавались насилию те, кто не верил в святую троицу.

Бердяев: «Володский представитель православия, обосновавшего и освещавшего московское царство, сторонник православия жестокого, почти садистского, властолюбивого, враг всякой свободы.» Нил – сторонник духовного понимая христ-ва, защитник свободы, был противником преследования и стяжания еретиков. Нил – предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции. Володский – роковая фигура не только в истории православия, но и в истории русского царства.

Гос-во как управление профессионалами. Светский мыслитель Иван Пересветов.16 век.

Выходец из Литвы, перешел на службу в 1530 года к Ивану Грозному. Пострадал от боярского произвола.

1549 Земский собор. Начало реформ. Передает челобитные Ивану Грозному.

«Сказание о Магомед султане и царе Константине».

Логическое основание. Опирается на опытные данные, то, что может почерпнуть из исторического и собственного опыта.

Содержание политического учения. В центре внимания лежит 2 империи: Византийская и османская империя. Предложил сравнить 2 империи, продумав, а что может пригодиться для московского гос-ва.

Критикует византийскую империю за то, что в этом гос-ве слабое войско. Оно набирается из бояр, а они плохо воюют, они не профессионалы. Идеалом является турецкое гос-во. Магомед султан – грозный царь. Не слушает бояр. Дает должности по заслугам. Написал судебник. Считается с советами верной думы. Ввел военный трибуналы. Для Пересветова идеальным гос-вом представлялась сословно-представительная монархия. Пересветов обосновал необходимость проведения 3 реформ, которое сделали бы московское гос-во сильным гос-вом:

1) Военная реформа. Нужно заменить боярское ополчение регулярной армией. Жалование платить из гос.казны.

2) Финансовая реформа. Нужно создать общегос.казну. для этого нужно отказаться от института наместничества. Налоги будут собирать не наместники, кот за счет этого кормятся, а чиновники – профессиональные сборщики, которые будут получать жалование из казны.

3) Судебная реформа. Суд.ф-ю осуществляли бояре. Предлагает создать институт проф.судей, кот получали бы жалование из казны. Суд.пошлина будет идти в гос.казну и ввести надзор за судьями. Если будут судить не по правде, а мзде – наказывать.

Критически относился к кабальному холопству. Оно не способствует появлению храбрых воинов.

Принцип меритократии, принцип заслуг. Гос.должности должны занимать не в силу знатности, на основе непотизма (система гос.должностей и подбор осуществляем на основе родственных связей). Жребий оценивался критически. Этот принцип тоже не безупречен. Есть 2 недостатка:

1) Можем столкнуться с дефицитом профессионально подготовленных лиц, не из кого выбирать.

2) Способствует появлению отчуждения профессионалов-управляющих от населения.

Нужно искать сложные компроммссы. Декан гегр.офака.

Концепция тираноборчества. Андрея Курбского. 1528-1583.

Представитель боярской оппозиции. Появились выборные местные коллегиальные органы управления. Земская и губная реформа. 2- 1\2 16 века опричнина.

Курбской из рода князей. Входил в избранную раду, а потом испугался опричнины и бежит заграницу литовцам, спасая свою жизнь. Ссылается на Цицерона. Бегство оправдывал феодальным правом отъезда, чтобы избежать казни.

«Послание Курбского Ивану Грозному». «История о великом князе московском», 1573 г.

Логическое основание. Священные тексты, ссылки на Цицерона.

Критика тирании Грозного.

Правление Ивана называл безбожным и беззаконным. Грозный рассматривал свою власть «я родился и вырос по божьей волей для владения гос-вом». Бояре ведут к ослаблению гос-ва. Вельможи и бояре - холопы царя – в любой момент их можно казнить без суда и следствия. Царская опала оправданы – таких собак везде казнят.

Курбский критикует Ивана Грозного. Не приемлет запрет выезда из страны под угрозой см.казни. Значит людей уподобляют свиньям, запертым в хлеву.

Критикует лишение оклеветанных людей прав предстания перед судом.

Критикует произвол ивана грозного, кот распространялся на священнослужителей. Ни один из русских князей не осмеливался судить священников. Расправа над митрополитом Филиппом.

Лучшая форма – сословно-представительная монархия. За Восстановление Избранной рады выступает. Предлагает концепцию смешанной формы гос-ва, ссылается на Цицерона. Есть монарх, есть избранная рада (аристократия) и Земской собор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: