Аврелий Августин, Форма Аквинский, Падуанский.
Христианство.
1 в н.э. Римская провинция Иудея. Рождается в рамках иудаизма, т.е. возникает как некая секта. Иудаизм это монотеистическая религия. В иудаизме можно встретить представление, что должен прийти спаситель. Источник – ветхий завет, 12-2 века до н.э. Иудеи не разглядели спасителя, распяв Христа. Новый завет – признается христианами, не признается иудеями. Состоит из нескольких Евангелиев, посланий апостолов, откровения Иоанна Богослова. Ранние христиане признали значимым призыв Иисуса – нужно отказаться от стремления к богатству, славе, переизбранию на последующий пост – взамен спасение души.
В рамках общин придерживались к отрицательному отношению к богатству. Если я бедный, у меня есть щанс попасть в царство Божие. Если в римском гос-ве отрицательное отношение к физическому труду, то ранние христиане. сформулировали противоположное утверждение – кто не работает, тот и не ест. Связь между общинами проводили апостолы (бродячие проповедники). Создавались новые общества с христ.ценностями. Апостолы могли находиться и проповедовать христ ценности не больше нескольких дней, потому что надо было работать. В 1-2 в н.э. сформировалась апостольская церковь. Позднее, христианские общины начинают пополняться за счет богатых, чистолюбивых людей, община обрастает клиром. Во второй 1\2 2 века н.э появляется эпископальная церковь. Сложился христианский коммунизм – всеобщая обязательность труда, коллективной собственности.
Взгляды христиан менялись, об этом позволяет судить Новый Завет. Один из первых источников это апокалипсис Иоанна Богослова, 60 годы 1 в.н.э. Осуждение римской действительности. Рим – блудница Вавилонская. Нерон – зверь, гонитель христиан. Из-за отторжения римской действительности были преследования ранних христиан. Далее взгляды менялись, ранние христиане готовы были проявить лояльность к идеям гос-ва. «воздай кесарю кесарево, а Богу Божие», слова Христа в евангелие от Матфея. Дальше можно найти не просто идею лояльности, а покорности властям. Апостол Павел в послании к римлянам: «всякая душа да будет покорна высшим властям ибо нет власти не от Бога». Видим определение происхождения полит.власти, т.е. от воли Бога. Христ-во было признано религией, которая могла существовать наряду с другими религиями, 313 Миланский эдикт 2 императоров. Предоставили право реализовывать свои культы. А дальше христ-во стало гос.религией и первым христианским императором стал Константин, начало 4 века. А раз так, возникают 2 проблемы:
|
1) Отношение к еретикам, к инакомыслящим и каково место гос-ва, должно ли оно помогать еретикам или это дело церкви?
2) Соотношение светской и духовной власти.
В восточной римской империи все было просто- Юстиниан провозгласил себя главой церкви, он же глава гос-ва, а с западной римской империей не произошло подчинение церкви светской власти.
Христианство дало новое понимание равенства. Если 2 группа софистов предложила (все мы равны по природе, и грек и варвары), стоики – мы тоже равны, потому что мы все разумные существа, а христиане - все мы равны в отношение к Богу.
Христианство признает право на бессмертие (спасение души). Корреляция с Платоном, он считал, что разумная часть души бессмертна. У Платона признаем право на бессмертие души избранным, а христиане дают широкое представление о спасении души – для тех, кто верит в истинного Бога. Аврелий августин считал, что и тело бессмертно.
|
Полит.учения Аврелия Августина (АА). 354 – 430 гг н.э., 4-5 в.
Августин Блаженный. Один из великих учителей католич.церкви. Епископ города Гипона.
Знал латынь, плохо греч. Знаком с работами Цицерона, Платона. Преподавал риторику в Милане в 30 лет. В 33 года он принимает христ-во, до этого был язычником, мама переживала, потому что была христианкой, папа язычником, у него не было тревоги. Позднее будет рукоположен в епископы и до конца жизни им будет. Родом он из Алжира, кот входила в состав римской империи. Римская империя уже христианская империя, христ-во офиц религия. Время, когда создает свои работы АА, это время кризиса и распада римской империи. Был свидетелем роста числа нашествия варваров и ЗРИ оказывается в постоянной угрозе от нашествия варваров.
Автор более 100 книг.
Работа О граде Божьем. В этой работе есть ссылки на Платона, Цицерона и священное писание (ветхий и новые завет).
Логическое основание политического учения. Мыслит в рамках теоцентристской картины мира. В центре – Бог. Исходя из такого представления, АА предлагает посмотреть и понять что такое история человечества – это осуществление божественных предначертаний. Формулирует цель исторического процесса – цель достижения града Божьего. В граде божьем Будет состояние невозможности грешить, там будет вечный мир, тем не будет зла, там будет нескончаемый досуг и не будет труда, вынуждаемом нуждой. Зло это отсутствие добра. АА предлагает другое видение историч процесса, отличное от видения гречи римских мыслителей (представление о цикличности исторического развития было у них), а у АА в рамках христианского мировоззрения предлагает линейное видение исторического процесса. Есть начало и перспектива достижения града Божьего. АА предлагает новое понимание сущности человека. Платон, Аристотель понимали сущность как душу, а АА выделяет 2 сущности: до грехопадении человек невинное существо, а после грехопадения стал грешником, желание преобладает над разумом. Человек – греховное существо. Решает вопросы о происхождении гос-ва, необходимость бороться с еретиками итд.
|
«О Граде божьем».
Эту работу сам высоко оценивал АА. Выстраданная работа. Повод к написанию работы – в начале 5 века Рим оказался взят на несколько дней варварами во главе с Алларихом. Волнами накатываются нашествия варваров. Великий Рим оказывается во власти варваров. Стали рассуждать над тем, что христ-во виновато, что Рим пал под натиском варваров. Причина падения Рима – христ-во. Здесь видим АА, кот ставит цель опровергнуть это представление. Он говорит, что давайте вспомним Цицерона, и раньше Рим был не таким уж великим, и республика пала и была заменена империей. Когда римляне побеждали, они не знали о христианксом Боге, кот покровительствовал им. АА делает вывод, что христ-во не явл виновником поражения Рима. Это повод к написанию работы. АА предлагает свое представление о гос-ве, о градах. Различает 2 града: град Божий и град земной.
Предлагает критерий Amor, выделяет 2 вида любви: любовь к Богу и любовь к самому себе. Если любим больше Бога, тот мы принадлежим к граду Божьему, и наоборот.
Проблема происхождения гос-ва, града земного.
Гос-во произошло в силу того, что люди стали грешниками. Грех лежит в основе происхождения гос-ва. Обращаясь к христ-ву, АА ссылается на ветхий завет. От союза Адама и Евы родились дети. Кайн и Авель. Кайн убил Авеля. «И построил Каин город». АА обесценивает град земной, дискредитирует. АА обращается и к языческой аудитории и предлагает вспомнить легенду происхождении Рима, было 2 брата Ромул и Рэм, один убил другого, находит параллель между этими двумя сюжетами и опять в основе гос-ва лежит деятельность братоубийц.
Цель гос-ва. Во-первых, гос-во это средство наказания за грех. Во-вторых, гос-во это средство для предотвращения новых грехов. Гос-во должно защищать своих граждан от внешней угрозы и поддерживать правопорядок.
Классификация гос-в.
АА считает, что гос-во мб похожи на большие банды. «А гос-во без справедливости, что это, если не большая шайка разбойников, а большая шайка разбойников что это, если не гос-во в миниатюре?» (фразу знать наизусть). Гос-во в нашем представлении отличается от шайки разбойников справедливостью.
Гос-ва могут быть справедливыми (христ.гос-во, которое хранится будучи связанной верой и прочным согласием, когда все люди любят общее благо, высшее же благо есть Бог) и несправедливыми (похожи на шайки разбойников, когда мы жертвы власти). Языческие гос-ва АА оценивает сдержанно, считает, что мб хорошие законы, монархи, но в этом гос-ве можно испытать то, что представляется счастьем для толпы, потому что нет высшего блага, Бога.
Отношение к ереси
АА считает, что гос-во должно помогать церкви в борьбе с еретиками. Постулирует новую ф-ю гос-ва (идеологическая ф-я, борьба с инакомыслием). Как обосновывает необходимость гос-ва бороться с еретиками. Ссылается на апостола Луку «compelle intrare». Принуди войти. Эта формула стала формулой инквизиции.
АА дает новое обоснование рабства. Нужно было обосновать для себя почему существует рабство. У Аристотеля рабство это то что существует по природе, варвары дБ рабами греков по природе, быть рабами полезно и справедливо. Ульпиан не стал ссылаться на право природы, а на юс генциум, право народов. АА дает третий вариант – рабство связано с греховной природой человека.
Признает божественный неписаный закон.
АА меняет представления о гос-ве. Если и для аристотеля и для платона гос-во это то что существует в силу общ разделения труда, то у АА гос-во это условно необходимый институт. Гос-ва могло было и не быть, если не было бы грехопадения. У АА видим обесценивание института гос-ва. Если у Аристотеля гос-во сообщество свободных людей для достижения благой, счастливой жизни, то у АА гос-во это промежуточный этап паломничества людей на земле. У на есть перспектива – град Божий, более значимая реальность. Гос-во необходимо для выживания в этом грешном мире. с тз АА град Божий можно назвать республикой, потому что там будет истинная справедливость. Основателем республики был Христос, республика это народное дело.
Соотношение светской власти и духовной власти в понимании АА
У АА есть осмысление отношений комплементарности. Т.е. гос-во и церковь друг друга дополняют. АА признает верховенство церкви над гос-вом, но это под вопросом.
Отношение к народу у АА
«Народ должен выносить государей как рабы своих господ, чтобы временные страдания служили упражнением в надежде на приобретение вечных благ». Идея покорности, смирения властям.