История полит.учений как наука.
1. Предмет науки, метод.
Что изучает история полит учений?
1) Политико-правовую мысль прошлого и современности. С какой стати современность? Теория не возникает с неба на землю. Чтобы возникла какая-то теория, должно пройти десятилетия 2-3. Через 50 лет станет понятно, что это не теория и все надо забыть. Когда-то звучали, а потом их забыли.
У Нерсесянца предметом являются зрелые сложившиеся теории. Жуков с этим не согласен. История полит учений изучает не только теорию, но и какие-то идеи.
Почему курс европоцентричен? Потому, что на западе есть серьезные работы, кот открываем и видим, что есть учения о праве, гос-ве, политике. А мб предметом изучения истории политических учений классическая симфоническая музыка, музыка Вагнера или советская патриотическая песня? Искусство мб предметом изучения. В учебнике МГЮА есть глава о Толстом, Достоевском. Русская полит мысль часто носила худ.форму. Достоевский оказал большое влияние на русскую полит.правовую мысль. Вагнер много дает, что такое культура немецкая и немецкая гос-ть. Это был любимый композитор Гитлера.
2) Ведет поиск основных тенденций и закономерностей происхождения развития ППУ. Гуманитарные науки являются науками или нет? – ответ дали представители Баденской школы неокантианства. Они разделили науки о культуре и науки о природе. Там где нет закономерностей, наука не работает. В чем специфика гуманитарных наук? – История в принципе не повторяется, нет закономерностей. Человечество ни разу себя не повторило и никогда не повторит. В этом смысле трудно говорить о науке. Смысл истории в том, чтобы изучать кусок истории и досконально описать. Суть истории и метода гуманитарных наук – описательный метод. Трудно говорить есть ли закономерности развития гос-ва и право. КПЗС пытается выявить некие общие закономерности, это правильно. В истории не было 2-ух одинаковых гос-в никогда не будет. В ППУ есть закономерность? Что такое политическая правовая мысль – это персоналии, которые пишут источники, книги. Это полит идеология разных стран (идеология русского церковного раскола, анархизма). Не появился бы Маркс и Энгельс, вряд ли бы появилось 4 тома Капитала. Есть элемент случайности. Закономерность очень условная. Закономерность есть в этом, что каждая эпоха рождает запросы на те или иные правовые формы. 20-30 г в европе был запрос на диктатуру и это отражается в полит.идеологии. Появляются работы, сама эпоха задает условия, кот влияют на появление той или иной идеологии. Как и почему появляется социализм? Есть ли закономерность? – да, появляется капитализм, и социализм это такая реакция на капитализм. Моцарт, Чайковский не повторим, но там есть определенная логика. Музыка Шостаковича, Стравинского режат слух. Признают, что музыка Моцарта гениально, но никто из композиторов не будет писать как Моцарт. Есть некая закономерность, кот диктуется условиями. Второй аспект закономерности в том, что всякое направление в полит идеологии имеет логику своего развития. Возьмем социализм. Это сотни имен, разные эпохи, разные страны. Есть утопический социализм Мора, Сен-Симона, Маркса, Ленина, Троцкого, европейская социалистическая демократии. Это логика развития социализма. Логика развития фашизма. Можно найти эти идеи в Древней Греции, 2 рейх, во второй половине 20 века модифицируется. Они имеют свою логику развития. Закономерности есть, но он очень условны.
|
|
3) Изучает обусловленность политико-правовой мысли социальными факторами. Идеологию формулируют люди, а это конкретное место, время, условие. Эти идеи связаны. Полит правовая идеология тесно связана с жизнью, это потребности людей. Социализм как возникает и почему? – в Европе с 16 века возникает капитализм. Как только мат положение опускается ниже привычного возникает комфортная среда для появления социалистических идей. Либеральная идеология возникает потому, что приходят к власти буржуазия.
Характер политико-правового знания.
ИПУ многогранная наука:
1) ИППУ носит политический характер. Наука политическая - потому, что это наука, кот изучает как вопросы гос-ва и власти рассматривались разными авторами. Политика – сфера общ отношений, которые связаны с борьбой за власть. В политологию водят детали, механизмы, власти. ИПУ изучает политику и власть по существу, как они осмысливаются теми или иными факторами.
2) Является юр. дисциплиной. Здесь изучается право в философском аспекте. Это не история учений ГП, АП. ИПУ важно как тот или иной автор рассматривал зак-во по существу.
3) Историческая грань. ИППУ это историческая наука., т.е. важно понять как развивались ИПУ, когда они приобретали конкретную форму. У этого автора социализм приобретает такую форму, у этого иную. Кто такой историк? История это огромное кладбище. Историк это человек, кот имеет дело с тенями прошлого.
|
4) Философско-теоретическая. ИППУ это философская наука и поэтому часто называют историей философии права. Гос-во и право изучается в теоретическом и философском аспекте. Философия это система знаний, кот предполагает постижение предельных оснований вещей. Нас интересует, как авторы пытались понять предельные основы права, гос-ва. есть авторы, у кот философское составляющее имеет большое значение.
Методология ИППУ.
Наша методология гегельяно-марксисткая. Советская школа базировалась на идеологии марксизма, а Маркс берет свою методологию у Геггеля. Набор методов стандартный.
Принципы:
1. Историзм. Предполагает рассмотрение полит правового учения в его развитии. Что значит исторически посмотреть на тот или иной предмет? – это значит, что учение имеет историю, кго кто-то когда-то создавал, какую модификацию это учение прошло по истечении определенного времени. Совр соц-демократия совсем не соц-демократия 19 века.у этой идеологии был своя история.
2. Документализм. Это принцип, кот требует наличия историко правовом исследовании мат и иных источников. Анекдот мб предмет истории полит учений? – конечно. Что такое документализм? Историк всегда работает с документом. Для нас документ – текст автора. Изучаем полит идеологию крестьянских движений. Учебники есть, но источников нет. Мы не поймем, что хотел восставший мужик во времена Пугачева или Степана Разина. Возьмем К.С.Аксакова (русский славянофил, на каждый том Соловьева Аксаков писал рецензию по объему в треть тома Соловьева, критиковал Соловьева). Соловьев где-то раскопал в словацкой народной поэзии песню, на основании кот сделал вывод про судебную процедуру. Начинают спорить, как песню поснимать. А потом это все идет в учебник. На самом деле это все большие фантазии. Этот принцип предполагает, что нужно максимально трезво оценивать текст, максимально близко быть к тексту. В советской науке если автор немножко материалист, немножко атеист, немножко революционер, то его надо раздувать и делать из него полного революционера, атеиста, социалиста. Радищев, путешествие из Петербурга в Москву. Везде написано, что это революционер, радикал. Но когда начинаем читать «путешествие», понимаем, что ничего это нет. Это холерик, истеричка. Он просто дает сгущенное представление о русской действительности, ничего больше. Нет критики русской монархии. Руссо – везде написано, что он радикал. В работе об общ договоре есть маленькие оговорки и на этом основании раздули, что он радикал и революционер. Чернышевский, идеолог русского радикализма, родоначальник русского нар социализма – так написано в учебниках. Есть единственный роман «Что делать?» женщина из Англии опубликовала исследование, в котором считает сны Веры Павловны нереализованными сексуальными фантазиями Чернышевского со своей женой. С ней трудно спорить. Роман о свободе любви. Вывести что-то там на политику это домыслы. Была докторская, в кот доказывается, что Чернышевский пацифист, он за земства. У него нет призывов за свержение самодержавия.
3. Объективность и всесторонность анализа. ИПУ дБ объективным. Должен описывать текст так, как он действительно представлен. Всегда будет субъективизм. Ильин, религ.философ права. Перевезли его останки из Швейцарии. Он симпатизировал фашизму, жил в Германии, позитивно встретил приход Гитлера, потом был конфликты с властями и переехал в Швейцарию, но он все равно симпатизировал фашизму. Достоевский и Чехов законерелые антисемиты. Если пишем об авторе, должны все писать.