У Платона идеальное гос-во выведено из структуры человеческой души. Эту структуру он наложил на идеальное гос-ва. Соответственно, это философы, войны, ремесленники и земледельцы. Это приме аналогии идеального гос-ва с структурой человеческой души. У Аристотеля есть аналогия человеческой души с правом. У него можно встретить такое понимание закона – закон это уравновешенный разум. В душе есть разумное и волевое начало, гармония когда разумное преобладает над волевым.
Право. Закон по-гречески «номос», а понятия права нет.
Право – это мерило справедливости,т.е. мерило распределяющей и уравнивающей справедливости. Греки хорошо относились и к гос-ву, и к законам.
Классификация видов права.
· Право позитивное (писаные, неписаные законы, т.е. обычаи предков)
· Естественное право – любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет. «Никомахова этика».
Деление людей на:
· Правящих
· Управляемых.
Существование рабства Аристотель описывает с ссылкой на естественное право. Очевидно, что одни люди по природе свободны, другие рабы. И этим последним быть рабами и полезно, и справедливо.
Соотношение Правовых взглядов Аристотеля с Платоном и софистами.
У Аристотеля не критического противопоставления естественного права к праву позитивному. Это противопоставление есть у представителей второй группы софистов. Одно право просто дополняет другое. Отношение комплементарности. Это нашло отражение в трудах форма Аквинского и Гуго Гроция.
Политическое учение Полибия. 2 век до н.э.
Древнегреческий историк. Разработал концепцию круговорота форм правления гос-ва.
Эпоха сложная. В то время приходится потеря независимости полисов, подпадают под зависимость римлян, усиление римского гос-ва. Полибий происходил из аристократической семьи. Были недоброжелатели и его обвинили в негативном отношении к Риму. Сообщается о том, что он в составе тысячи таких же пострадавших были принудительно вывезены(интернированы) в Рим. Живых осталось 300 человек, в том числе и Полибий, получил покровит-во одно из римских патрициев. Он оказался в гуще полит.жизни, центром которого был Рим.
|
Он истории и задал 2 принципа исторической науки. Историческая наука дБ всеобщей и второй принцип – история дБ прагматической, она должна приносить пользу. Особое внимание уделяет военной истории и политической истории. Он историк, он философ, противопоставляет себя Платону. Разделял идею стоиков о циклическом развитии мира. Сначала потом, затем опять потоп. Работа «всеобщая история» в 40 главах. Полит. теории Полибий посвящает 6 главу. Полибий считает, что формы правления гос-ва неустойчивы и они сменяют друг друга в силу действия закона природы. Считает, что первоначально гос-ва возникает в силу того, что люди не могут сами себя защитить в отдельности и устанавливается власть вожака, основанного на насилии. Это промежуточный этап. В итоге, Это единоличная форма должна превратиться в базелею (царская власть). Монарх, кот пользуется поддержкой своих граждан. Это положит форма правления. Когда создана базелея, все начинает подчиняться закону цикла. Базелея (монархия) превращается в тиранию, на смену приходит власть аристократов, а далее власть олигархов, на смену приходит демократия, затем охлократия (разгул толпы, никто не уважается), затем появляется либо Царь либо Тиран.
|
Важна попытка Полибия найти закономерность полит.развития. Эта концепция позволяет предсказать.
Полибий просчитывает время, кот разделяет одну форму от другой. Время измеряется поколениями людей (33 года). От монархии к тирании – 3 поколения, от аристократии к олигархии 1 поколение, от демократии к охлократии несколько поколений.
Полибий не останавливается на этом и предлагает свой проект совершенного, идеального гос-ва. Задача – избежать действия закона циклов. Считает, что устойчивой формой гос-во будет, когда находим комбинацию 3 форм гос-в: монархии, аристократии и демократии. Воплощением это формы является Римская республика. 2 консула, сенат (аристократия), коммиты, нар собрания (демократия). Опытным путем римлянам это удалось создать.
Последующие исследователи творчества Полибия нашли несоответствия аналогии. Римский сенат нельзя полностью приравнять к аристократии, потому что туда входили и плебеи.
«На самом деле и римское гос-во неизбежно придет в упадок», оговаривает Полибий.
ППУ в древнем Риме
Марк Тулий Цицерон. 1 век до н.э.
Эпоха сложная. Республиканский Рим заканчивал свое существование. Показатель того что республика исчерпала себя явл восстание спартака, растет число заговор против республики, к власти придут триумвиры и по настоянию Октавиана Цицерона казнят.
В отличие от Аристотеля, Платона и отчасти Полибия, Цицерон был не только полит и правовым мыслителем, но и гос.деятелем, имел возможность осмыслить гос-ва будучи гос.служащим. Цицерон занимал все значимые гос.должности с минимально допустимого возраста. Был блестящим оратором. Закончил академию Платона, изучал греч.язык, риторику.
|
Будучи консулом, участвовал в подавлении заговора против римской республики Кателина. Настоял на том, чтобы казнить Кателину и 5 римских аристократов. Благодаря подавлению заговора, получил титул «отец отечества». Основное произведение Цицерона – работа, написанная в подражании Платону, «О гос-ве», «О законах», «Об обязанностях». Цицерон писал работы в форме диалога. На латинском языке написаны произведения. Логичекое обоснование взглядов: влияние философии стоиков и работ платона, его собственное осмысление опыта госчиновника.
Важно остановиться на его определении гос-ва. если греч язык позволял рассуждать, что есть деспотея – политея, то цицерон обозначает гос-во словом республика, противопоставляя res private.
Республика (гос-во) - это дело народное (не частное), а народ это непростое соединение людей, а такое, которое связаны между собой juris consensus (согласие в вопросах права) и общими интересами (utilitatis communuone).
Есть еще одно определение гос-ва, сформулированное в форме вопроса.
А что такое гос-во, если не общий правопорядок. Уравнять имущество никто не согласится, в интеллектуальном отношении мы тоже разные, а равными нас могут сделать одинаковые законы. Принцип формального равенства вех перед законом, нас общие законы. С Цицерона берет начало юридизация понятия гос-во.
Ганс Кельзен, мыслитель 20 века, похожие давал определения гос-в. Гос-во -это относительно централизованный правопорядок. Здесь Цицерон прочитывается.
Классификация. Цицерон выделяет 6 форм простых гос-в, меняя акценты. Более сдержанные оценки дает.
1. Монархия.
2. Власть некоторых, власть оптиматов (по-гречески аристократия)
3. Народная власть
это терпимые формы гос-ва, но несовершенные. Несовершенство в монархии в том, что народ отстранен от участия в управлении гос-вом, при власти оптиматов – простой народ отстранен, при демократии само равенство несправедливо.
Наряду с терпимыми формами гос-ва, Цицерон различает дурные гос-ва:
4. Тирания
5. Олигархия
6. Безумие толпы. Афинское полновластие.
Дурные гос-ва вообще гос-вами считать не стоит, это вообще не гос-в. Здесь он очень логичен. Возвращаясь к общему определению, то какой юрис консенсус в тирании, олигархии. У Аристотеля такой логической связи нет.
Для него остается важным определиться с лучшей формой гос-ва. Это иея комбинированного гос-ва. Лучшая форма гос-ва это та, кот включает в себя и монархический компонент, и власть оптиматов и власть народа. Цицерона можно отнести к консервативным мыслителям.
Гос деятель должен обладать основами права. Важна офиц.запись и хранение законов – это обязанность цензоров. Цицерон сам себя проверяет и рассуждает на тему проблемы испытания гос.власти. Для Цицерона гос.власть это испытание. С чем можем столкнуться? Он пишет так «бол-во людей охватывает амнезия (потеря памяти) в отношение справедливости, стоит им поддаться к стремлению полит власти, магистратурам, славе».