Методы историко-правового познания.




· Исторический, конкретизирует принцип историзма, рассмотрение всего в хронологической последовательности

· Логический. Требует рассмотрение исследуемого объекта на завершающей стадии его развития абстрактно-схематично.

· Социологический. Этот метод требует выяснения зависимости ППУ от различных социальных факторов.

· Сравнительный. Предполагает сравнение разного рода ППУ и выявление сущностных черт.

Значение ИПУ как науки.

1) Она помогает более полному концептуальному пониманию всех юр дисциплин. В каждой науке есть система ценностей, какая-то концепция. Есть ГП советское, современное, царской России. Есть судебная психиатрия в Европе и наша. Человек по фрейду преступник по природе.

2) Оказывает существенное влияние на фундаментальные исследования политико-правовых проблем. Жуков убежден, что в области гуманитарной мысли изобрести колеса никому не удастся. Все базовое уже сказано, написано колоссальное кол-во литературы. Лит-ра, кот создавалась до нас, она напрочь через какое-то время забывается. Последующие учебники хуже чем предыдущие.

3) ИПУ содействует углубленному понимаю политико-правового сознания нации и народов.

Мачин:

Как таковы учения не представлены, есть только тексты, которые надо реконструировать. Учения надо отличать от взглядов.

3 структурных логических элемента, логическое основание.

1. Можно указать на то, что те или иные ППУ связаны с картиной мира (космоцентристская, антропоцентристкая, техноцентристкая картина мира. Фома Аквинский в рамках теоцентристской систем мира пишет).

Положение различных наук. Можем рассуждать как Спенсер и сводить все идеи к биологическим явлениям. Использовать достижения психологической науки образца 19 века, Петражицкий. Мифологическая картина мира, можем погружаться с Протагором, софистами и определить, что должна представлять лучшая форма поличного правления.

2. Содержательная часть. Ответы на вопросы, рассуждение на тему. Актуальные рассуждения. Теория гос.суверенитета, теория разделения властей, теория естественного права, теория полит.либерализма, консерватизма итд. Это мысли, кот представляли значимость для автора.

3. Реконструкция. Программная часть. Мыслительная операция причисления автора. выводы, кот делает автор позволяет нам осуществить мыслительную операция причисления – представитель школы естественного права, исторической школы, социологической школы. Мыслитель представители консервативного направления, либерального, социалистической правовой мысли.

Кант мыслил не так как Платон, и в отличие от Платона (должны править философы в идеальном гос-ве). Кант сказал, что правители должны советоваться с философами, философы не должны править.

Итак, сесть вязки «в отличие от». И «вслед за».

ППУ в Древней Греции.

5 в до н.э. -2 в до н.э.

Почему актуально обращение к древнегреческой политико-правовой мысли? Современный запад был бы другим, если бы не было Древней Греции и Древнего Рима. Поэтому и спасают Грецию Евросоюз.

1. Древнегреческие мыслители выявили различные формы правления гос-ва. У них мы найдем рассуждения о простых формах гос-ва и комбинированных (средство решении определенных проблем).

2. Все древнегреческие мыслители (Софисты, Платон, Аристотель) рассуждали об идеальной форме гос.правления.

3. Развитие нашего критического мышления. У древних греков найдем первое определение демократии как форму госправления. Городом управляет не горсть людей, а весь народ, поэтому строй называется народоправством. Афины как пример. Понятие демоса менялось. Сначала туда не включались рабы, затем под ними понимали только мужчин. Потом и М и Ж. Проблема наполнения понятие демоса решалась по-разному.

4. Древнегреческие мыслители дают радикальную критику демократии. Помогают развивать критическое мышление. Наиболее ярким критиком был Платон по многим параметрам. Говорил, что демократия представляет собой такую форму правления, когда есть непрофессионализм. Платона раздражал институт жребия, в результате которого могут прийти непрофессионалы. Популизм был не понятен Платону. Низкая степень выполнения решений в условиях демократий. Лицо осуждено к см\казни, а он ведет себя как полубог. Низкое кач-во выполнения принятых решений.

Почему демократия получила столько критических оценок? Афинская демократия просуществовала долго, а что существует долго, мы лучше понимает недостатки, проще критиковать. Философы были интеллектуалами, и власть народа дБ раздражать в силу непрофессионализма. Проводя аналогии, мы должны обратиться к трудам мыслителей, которые по воле судьбы связаны с обществом, где давно построено социальное гос-во и тогда найдем критику идеи и реализации социального гос-ва - немецкие философы. Соц гос-во стоит дорого, предлагает рост соц.бюрократии, увеличивается число соц.работников

5. Правовые взгляды греческих философов. Тогда увидим, что он предложили нам одну из важных классификаций видов права. Право условное, право самовозникшее (позитивное и естественное).

6. Поиск совершенной формы гос-ва, которая была бы устойчива к внутригос.переворотам. В Древней Греции было много внутригос.переворотов. Аристотель 5 главу книги Политики посвятил разбору гос.переворотов. 3 вида переворотов: 1) демократический внутригос переворот. Г. Аргос, бедняки перебили 1200 зажиточных людей, разделили все между собой, разделили гражданские должности – демократический переворот. 2) олигархический. К власти приходили олигархи. Власть 30 тиранов в Афинах. Уничтожали всех, кто выделялся на их фоне. 3) тиранические перевороты. В условиях внешней опасности к власти мог прийти чистолюбивый, молодой политик Дионисий, в 25 лет стал тираном, используя хитрость. \ Конфискацию имущество, раздача друзьям. Греко-персидская война. Пелопонесская война, которая продолжалась 30 лет. Это показатель того, что жизнь у греков была сложной. Вывод: внутригос перевороты, войны стимулировали рост гиперактивного начала. Часто собираются народные собрания, судебные процессы идут бесконечно, растрата. В связи с такой обстановкой стало востребованным искусство обрекать свои мысли в образы, понятные членам народного собрания. Появился спрос на софистов.

Софисты

научили красиво говорить, но за деньги. Они предлагали знания за деньги, они передвигались в поисках учеников, отсюда мобильность, замечали различие законов и т.д.

Сократ не любил софистов, но сам был мыслителем софистом, только на безвозмездной основе.

Софисты могли выиграть любой спор, могли доказать сначала, что кошки гоняются за мышами, а потом все наоборот.

Прекратил ли ты бить своего отца? – коварный вопрос софистов.

Главный для них – выиграть спор, а не познать истину.

Софисты – греческие просветители.

Раньше были натурфилософия – удивление над природой, с софистов начался период удивления человек. Софисты известны как одни из первых политических мыслителей.

Протагор

Путешествовал по Греции, Перикл – вождь афин.демократии, предложил ему написать что-то про тюрьмы. «Антилогии» «О государстве» «О Богах». Основатель релятивизма, нет никакой истины, есть только мнения. Человек – есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что несуществующих.

Ветер он теплый или холодный, мнение в зависимости от того простужен ты или нет.

Работы не дошли до нас, книга «О богах» была сожжена, начиналась словами, о богах не могу сказать есть они или нет их, во-первых, слишком сложен вопрос, с др. стороны слишком коротка жизнь человека.

Обратимся к диалогам Платона, кот называется «Протагор». В этом диалоге участвуют Сократ и Протагор. Тема разговора гос. управление, управление домашними делами этому можно научить или нет? Сократ, говорит, что этому нельзя научить, приводит в пример, что если на собрании решают, что построить, спрашивают зодчих, если вопрос о гражданских делах – любой человек, все равно его будут слушать. Протагор доказывал с изложением мифа, когда-то в недрах земли боги решили изваять различные живые рода из воды и земли, но нужно это продумать. Зевс говорит наделить их качествами, которые помогут им существовать. Прометей и Пимитей занимаются этим, планируют их уравнять, если большой, то медленно бегаешь, если малая масса – быстро бегаешь и т.д., что касается людей, они нагие и холодный и Прометей крадет огонь, это их достоинство.

Люди пытаются создать города, но ничего у них не получается, нет дружбы, согласия, это увидел Зевс – автор этой программы, он недоволен, вызывает Гермеса и говорит наделить людей чувством стыда и справедливости. Каждый должен быть привязан к чувству добра и справедливости, иначе не будет гос-ва. Каждый может быть членом собрания, если бы Зевс сказал, что каждый 10й, то была бы аристократия. Протагор первый обосновал мифом. Софисты способны воспитать чувство стыда и справедливости в итоге.

Протагор и Ликофрон размышляли о государстве

Горгий

Антифонт

Гиппий

Алкидан

Ликофрон

Фрасимах

Калликл

В основе лежит релятивизм, нет истины, есть мнения, агностицизм – неверие в возможность что-то понять, фил. скептицизм – сомнение в нашем разуме и истине и мифология

Выделяют старших и младших софистов (кто кого учил)

1 группа – Протагор и Горгий – высоко ценили право созданное людьми. Закон – изобретение славных добрых законодателей (Солон). Закон – это мнение, которое выражено в этом городе. Мнение города и есть истина этого города. Горгий – закон есть страж справедливости.

2 группа – которые различали право естественное и позитивное, они не просто различают, но противопоставляют их критически. Антифонт, по природе мы все равны и греки и варвары, согласно естественному мы равны, а позитивному нет) Гиппий – законы предписывают многое! (что противно природе). Законы быстро меняются! Алкидан – природа никого не создала рабом! Ликофрон – неблагородное и благодарное не различаются!

Софокл «Антигона»

Запретили похоронить брата, но она нарушила запрет и выбирает естественное право.

3 группа: не только противопоставляли права, но и пытались понять позитивное право, его назначение.

Фрасимах – право служить сильным! (тем, кто у власти) Калликл – законы служат интересам слабых (тем, кого большинство). Калликл был аристократом. В силу естественного права должен выигрывать сильнейший. Идеал для него Геракл, который захватил всех коров у Гедеона.т.е. другое понимание естественного права.

У софистов встречаем 3 школы правопонимания:

1. Школа юр позитивизма. Право замыкаем на гос-ве

2. Школа естественного права

3. Социологическая школа правопонимания. Связь права с интересам тех или иных групп общества. Право служит интересам сильных, слабых. Право зависит от расстановки сил.

Калликл. Естественное право это право сильного. Его можно признать апологетом тирании. Древнегреческая полит мысль приобретает поэтому новые черты. С одной стороны, Протагор, с другой стороны, Калликл, кот ссылкой на естественное право обосновывает тиранию.

Если до софистов одно из первых пониманий закона, номос рассматривалась как воля Богов и это первые указания мы находим у Гесиода. Что делают Софисты? Предлагают светское понимание закона. Законы это изобретение славных древних законодателей. Это законы города, для этого города законы действуют. Законы теряют связь с божественным началом. Светский взгляд. Поставили под сомнение божественное происхождение закона.

Соотношение закона с искусством. Конституция США. Это продукт законодательного искусства. ВХВ имеет правовое значение и сейчас. Кодекс Наполеона. Петровский табель о рангах (200 лет выдержал).

С нравственной тз естественное право выше, чем право созданное царем Крионтом (позитивное).

Заслуга софистов 2 группы в том, что находим обоснование фундаментальных прав человека (= всех по природе). Антифонт (и греки и варвары по природе мы все абсолютно равны). В ВДПЧ ст.1. все рождаются равными. Критика рабства. Эти взгляды способствовали тому, что в римской империи шло ослабление рабства под влиянием греческих мыслителей. Ульпиану сложно было обосновать рабство с ссылкой на естественное право (на право народов ссылается).

Свобода апелляций, свобода слова находим у Протагора. Говорит о том, что если кто-то выступает, все его слушают. Протагор не только теоретик полисной демократии, но и обосновал значимость для афинской демократии права изагориев.

Эффективность реализации права.

Слова выступают не только носителями информации, а слова могут выступать в качестве символического оружия.

 

ППУ Платона 427-347 г до н.э.

Древнегреч.философ, мыслитель. Увлекался поэзией до встречи с Сократом, потом сжег все. Идеал колокогатии. Пример реализации – Софокл, который был трагиком, музыкантом, военачальником.

Создатель академии, тысяча лет просуществовала. 20 лет в ней учился Аристотель. Работа «Гос-во», «Политик», «Законы».

Если говорить о логическом основании, Платон это объективный идеалист. Есть мир вещей и мир идей. Мир вещей познается каждым (то что делали софисты), а другой мир познается истинными философами. Можем сказать, что идеальная сущность лошади – 4 ноги, если все лошади в один момент охрамеют. Сумма 3 углов треугольника = 180 градусов. Можем ли мы допустить существование идеального гос-ва? – да, в мире идей. Что касается истины, то использует символ пещеры. Узники находятся в пещере и света не видели. Есть огонь, узники сидят спинами к этому огню, предметы отражаются на стене. Тень вещей является истиной. Если одного освободить, то в свете огня увидит предметы. Третий, когда одного вывели на поверхность и все увидит в солнечном свете. Он поймет истину. Образ восхождения от неясного знания к истинному знанию. Греки это узники пещеры, только философы могут познать истину, справедливость греки не знают.

Сущность человека – его душа. Структурирует душу. 3 элемента выделяет:

1) Разумная часть души

2) Яростная часть души

3) Вожделеющее начало.

Находясь под влиянием Пифагора, говорит, что есть бессмертная часть души (разумная часть души), остальные части эти бренные части.

Для чего нужна структура души? Гармония, когда разумное преобладает над яростным, вожделеющим. Если поискать аналогию в обществе, поем найти что-нибудь похожее? Предлагает представить гос-во как гигантскую душу. Мы лепим в своем воображении гос-во счастливое в целом. Аналог разумного начала – философы, аналог яростного начала – войны, аналог вожделеющего начала – ремесленники, земледельцы. Справедливость в том, чтобы каждый класс занимался своим делом. Это и есть идеальное гос-во. Тогда смысл идеального гос-ва заключается в трех словах: править должны философы.

Почему эта тема стала важной для Платона? – есть 2 обоснования:

1) Все мыслители были обеспокоены от внутригос переворотов, философский ум требует решения проблема.

2) Второе обоснование касается только Платона: вся полит философия Платона вышла из переживания витальной несправедливости, связанное с гибелью Сократа. Демократические Афины и судьба Сократа. Демократическим Афинам не нужны философы типа Сократа.

Первый проект идеального гос-ва - править должны философы. Аргументы:

· В идеальном гос-ве должны править те, кто презрительно относится к замещению гос.должностей. А кто? Получается только философы.

· Патон использует миф согласно которому люди разные, в души боги подмешали металлы (AG, FE, CU, AU). Если в душах философов божественное золото, это лучшие правители, ои не будут использовать золото для обогащения.

· Философы лучше всех понимают истинную сущность вещей. Они лучшие правители, любую проблему способны решить наилучшим образом. Платон основательно все продумывает.

Философы и войны не должны иметь индивидуальной семьи и индивидуальной собственности. Платон ставит проблему соотношения реальных гос-ва и идеального. В реальном гос-ве философы не правят.

Критерии: в зависимости от испорченности:

Правление военных (тимократия) хуже чем правление философов. Хуже тимократии олигархия (богатых, не всегда умных). Это тоже не самая плохая форма гос-ва. Хуже олигархии демократия. Хуже демократии тирания. Платон сочувствует тирану в какой-то степени. Жизнь тирана в 729 раз хуже жизни обычного царя.

Раз мы имеет идеальную модель гос-ва, мы должны решить проблему – как перейти к идеалу? Если брать работу Гос-во, Платон верит в том, что могут появиться правители-философы. Переход из одного сословия в другое Платон исключает, особенно из третьего в первое. Это замкнутое кастовое гос-во такое понимание гос-ва дало основанием Марксу сказать: «Афинская идеализация египетского кастового строя». Трубецкой считал это уникальным проектом.

Работа «Политик».

Платон предлагает новую классификацию форм гос-ва. Использует критерий кол-ва правящих и отношение этих правящих к законам как средство управления обществом.

Платон выделяет 6 форм гос-ва:

1. Монархия

2. Аристократия

3. Демократия

4. Тирания не уважаются законы

5. Олигархия – без опоры на закон

6. Демократия – правит демагогия.

Идеал, когда правит один, и не важно, на основе закона или нет, используя насилие или нет, главное, что правитель должен иметь царское искусство управления.

Платон как философ критикует юристов, законы. Законы не способны предусмотреть нюансы различных ситуаций, это абстракция. Тогда выигрывают философы, правители, которые обладают искусством. Закон работает для всех, а применительно к Петрову это не справедливо. У Платона сдержанное отношение к закону. В отличие от Протагора (законы это изобретение славных древних законодателей), Платон вносит скепсис в понимание бесценности закона.

Работа «Законы».

Платон в возрасте, пережил многое. Предлагает второй проект идеального гос-ва. видим поиск середины, средний путь. Не правление философов. 2 реальных гос-ва перед глазами Платона: демократия (Афины), Персия (варварство). Платон предлагает так оценить гос-ва: демократия несовершенна, потому что – много свободы, но мало власти, а в Персии много власти, а свободы нет. Тогда Платон предлагает продумать второй проект, согласно кот идеальное гос-во – среднее между демократией монархией. Монархию ограничим свободой граждан, а в демократии усилим власть, т.е. поиск гармонии. Приверженность пифагорейцам. Идеальное гос-ва должно состоять и 5тыс.40 граждан к числу которых относятся только владельцы земли. 5040 делится на 59 последовательны делителей. В этом гос-ве мы должны найти элементы монархических форм правления и элементы демократии. Платон говорит, что должна быть создана коллегия из 37 стражей закона (3+7=10), будут хранить записи об имуществе представителей того или иного класса (4 мину для 1 класса, 3 мину для второго класса, 2 мины для третьего и 1 для четвертого). Запрет ростовщичества и тогда создаем устойчивое общество состоящее из 4 классов в зависимости от размера имущества. Переход возможен. Нужно контролировать деторождение. Д.б.Совет, состоящий из 360 человек. Должен работать секциями по 30 человек в течение 1 месяца. Народное собрание. Платон наблюдает полит.пассивность граждан и предлагает, чтобы представители высших классов должны будут посещать народные собрания под угрозой штрафа. Ночное собрание. Будет состоять из 10 человек, очень старые люди, никому не подконтрольны и они представляют собой высшую власть в этом гос-ве (внеконституионную).

Платона не отпускает мысль, что философское начало дБ представлено гос-во.

В СССР ночным собранием было политбюро ЦК КПСС.

Все управление основано на законах. В этом проекте торжествует Солон. Закон это все равно, что здравый смысл.

Там где философское правление, писаных законов не требуется, доверяет разуму философов. В диалоге «законы» все основано на законах. В законе дБ сформулирована мера, иначе закон не будет применяться. Суждение на тему законодательных приоритетов. Первооснова гос-ва – рождение детей, наиболее значимыми будут законы о браке. Платон теоретик законности. Правители дБ связаны законом тоже.

Заслуги Платона:

2 проекта идеального гос-ва.

1. дБ философы

2.ДБ править законы.

Платон считал, что каждый должен заключать брак полезный для гос-ва, а не только очень приятный ему самому. В СССР были запрещены браки с иностранцами. Если не женишься до 35 лет, надо платить пеню. В СССР тоже был налог на холостяков. Пусть песнопения станут у нас законом.

Платона называют первым «коммунистом». В 1 проекте запрещена частная собственность на землю для философов и воинов.

Платон продумал 2 средства перехода к идеальному гос-ву.

Делает ставку на тиранию. Дайте мне тирана и это шанс, чтобы реализовать второй вариант гос-ва. Чтобы перейти к коммунизму, надо взять диктатуру пролетариата. Ниццше назвал Платона старым типичным социалистом.

Мор называл Платона божественным Платоном. Томас Мор находился под влиянием Платона. Геггель критиковал Платона. Платон был не прав, не надо учить гос-во. Нужно понять разумность существующих гос-в, не надо создавать другую реальность. Преступники мб излечимыми, а мб и неизлечимыми. В то время не было мест заключения под стражу, для неизлечимых предлагал создать места постоянного л\с. Идеи общей частной превенции.

ППУ Аристотеля

3 век до н.э

Кризис полисного строя. Массовые разорения крестьян, переезжают в города, они вливаются в толпу. Народными собраниями управляют демагоги.

Походы Александра Македонского на Восток. Создаются новые колонии по образцу греческих гос-в –полисов (Александрия). Граждане Александрии говорили по-гречески, а вокруг Александрии были египетские деревни, где поклонялись коровам, пирамидам.

Аристотель философ, не историк, не правовед. Родился в Тагире 20 лет учился в академии Платона. По-разному его оценивали. Эпикур не признавал в нем выдающегося философа. Македонский поставил памятник своему учителю, назвав его божественным, мудрым философом. Основал свою школу «ликей». Использовалась форма образования, основанная на прогулках (школа прогуливающихся).

Основатель многих наук – ботаника, логика, политика. Эрудированный и разносторонний мыслитель. Основная работа Политика. Кто-то посчитал, что в ходе написания работы Аристотель использовал описания 158 конституций гос-в -полисов. Это может навести на мысль, что он ближе к современным политологам, нежели платон, меньше мифов. Не использует форму диалога, а форма монографии.

Аистотель в представления о мире отличается от представления о мире Платона. Платон мне друг, но истина дороже. Платон считал, что есть мир идей и мир вещей. Идеи предшествуют вещам. Аристотель говорит «нет» и предлагает каждую вещь мыслить как единство материи и формы. Материя может принимать различные формы. Рассуждает о таких явлениях,как семья, селение, гос-во-полис. Мыслил мир иерархически Гос-во высшая форма человеческого общения.

Все греч философы были этическими мыслителями. Аристотель многое сказал по проблеме этики. Считал, что сущность человека это душа, а не то как мы выглядел.

Структура души:

· разумное начало;

· волевое начало.

Приоритет отдает разумному началу души. Назначение разума это сдерживать волевые аффекты, кот могут направить либо в одну сторону, либо в другую. Назначение разума ограничить волевые импульсы. Если это удается разуму, то нас можно назвать добродетельными людьми. Добродетель – среднее между двумя крайностями. Например, мужество – среднее между трусостью и безрассудством. Скромность – среднее между распущенностью и стеснительностью. Справедливость – Аристотель не дает оценку, но называет 2 вида справедливости: может быт уравнивающая, и мб распределяющая. Эти два вида проявляются в вправе.

Политическое учение Аристотеля.

Аристотель предложил посмотреть на каждого из нас и увидеть душу. Аристотель интересен тем, что смотрит на нас как на социальное существо. Предлагает такую аксиому – каждый из нас это животное политическое. Если такую аксиому задаем, Логично тогда понимание объяснения гос-ва. Наша природа определяет наше существование в рамках гос-ва-полис. Вне гос-ва могут жить только боги и нравственно несовершенные люди, рабы, животные.

Гос-во - это сообщество равных людей для достижения благой или счастливой жизни. Здесь есть некий нюанс: общая территория это не необходимый признак гос-ва и ф-я понимания гос-ва, кот позволяет нам быть инструментом защиты от обид тоже не необходимый признак. Для него главное это достижение благой жизни в рамках гос-ва. Видим, что Аристотель не анархист, не отрицает ценности гос-ва, а дает высшую оценку. Здесь видим спор с Ликофроном (цель гос-ва защитить нас от обид). Аристотель модернизирует назначение греческого гос-ва.

Аристотель, помимо того что он описывает, но и классифицирует. Предлагает еще одну классификацию гос-ва.

158 гос-в полисов можно разделит на 6 групп.

2 Критерия: 1) по кол-ву правящих и второй – по отношение правящих к общему благу.

Монархия – правит 1 в интересах всех.

Аристократия – правят некоторые в интересах всего полиса.

Полития – бол-во в интересах всех.

Тирания – один в своих интересах

Олигархия – некоторые в своих интересах.

Демократия – всем управляют демагоги

4 правильные формы правления и 3 неправильные.

Самая правильная форма правления– полития. Конструирует идеальное гос-во.

3 характеристики политии:

1. это такая форма гос-ва, в котором бол-во представляет собой средний класс населения (самодостаточный). Есть бедные, богатые и средние. Если будет преобладать средний класс населения, то бедные и богатые не объединятся и не выступят одним фронтом против средних, сл-но получается устойчивая форма гос-ва.

2. полития это среднее между демократии и олигархии. В Олигархии большую роль играет богатство, а демократии свобода. Полития - среднее между кол-вом (демократия) и качеством (олигархия). Из 2 неправильных лепим правильное.

3. Полития – цензовая демократия. Качество гражданина определяется способностью самого себя вооружить. Это лучший гражданин лучшего гос-ва.

4. Идеальное гос-во это гос-во полис.

5. Идеальное гос-во мб только у греков. У них умеренный характер.

6. Реализован принцип частной собственности на землю. Земля имеет средние размеры.

7. Есть и гос.земли, необходимые для общественных трапез (сисити).

8. Аристотель продумывает соотношение возраста и занимаемой гос.должности. В отличие от Платона, кот был сторонником герондократии (был реализован в политбюро ЦККПСС), Аристотель считал, что с возрастом ум размягчается. Предлагает такую схему: юный возраст предполагает военную деятельность; средний возраст предполагает законодательную деятельность; старческий возраст – занятие жречества, т.е. работа в кач-ве консультанта. Т.О., есть очередность замещения должностей и тогда не никаких обид.

Аристотель, создавая проект идеального гос-ва спорит с коммунизмом Платона (у Платона нет частной собственности, Аристотель не отрицает значение семьи). Аристотель завышает соц.природу, называя всех нас полит.животным. Сейчас важнее личная свобода, нежели политическая, в отличие от древних греков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: