ППУ в эпоху Возрождения, Реформации на западе.




1) Буржуазная полит.правовая мысль. Макиавели, Жан-Баден.

2) Томас Мор, Томазо Кампонело. Коммунисты.

Эпоха Возрождения.

14-15 вв.

Расцвет возрождения 2-я 1\2 15 века.

Возрождение интересов к античности. На смену средневековой картине мира приходила антропоцентристская картина мира, к античным ценностям. Интерес не к Богу, а к человеку. Гос-во будет дело рук человеческих, оно не является следствием замысла Бога. Носителями идеи возрождения была узкая группа. Меняются парадигмы картины мира. В средние века многое внимание уделялось святым, граду Божьему, то в эпоху возрождения внимание уделяется человеку.

Реформация.16 век. Это реформация католической церкви. Пришло время, когда общение с Богом стало признаваться правильным и это показатель того, что общество изменилось. Лютер сформулировал 95 тезисов против продажи индульгенции. С Богом можно общаться напрямую, не нужно идти в церковь. «Только через писание, только через благодать, только через веру».

Таким идеям способствовали Децентрализация Италии и Германии. Также появление типографии. Это способствовало распространению печатного слова, доступной культуры. Сер 15 века, к 1500 г будут известны в 12 крупных городах зап.европы. Отношение разное к типографии. Доминиканский монах Дистрато считал, что типография хуже проституции, способствует ухудшению морали. Свобода печати появилась, сл-но цензура. Первыми цензами выступили университеты.

На этом фоне встречаем Николо Макиавелли. Его ППУ. 1469 – 1527 гг.

Полит.мыслитель эпохи итальянского возрождения. Основатель полит науки нового времени. Автор путеводителя для любого полит.деятеля Vade-mecum. 14 лет был секретарем флорентийской республики. Потом был сослан в личное имение, переживал отстранение от гос.деят-ти («я могу рассуждать только о гос-ве»). Находясь в личном имении занимался крестьянским трудом, возвращался с грязной одежды, переодевался в парадный мундир, шел в библиотеку и там задавал вопросы и искал ответы, которые позволили бы решать полит.проблему. Считал, что от этого становится бессмертным.

Италия была поли.децентрализованным образованием. 5 полит.центров определи полит жизнь: Миланское герцогство, неаполитанское кор-во, флорентийская республика, папская область, венецианская республика. С 1499 по 1512 г Италию захватывали французы, швейцарцы, немцы – постоянная угроза вторжения извне. Италия была наиболее культурной и образованной страной. Развитие культуры не связана была с централизацией гос-ва

Произведения: 1513 г рукопись, публикация после смерти, Рассуждение на первые 10 книг Тита Ливия (римский историк).

Логическое основание ппу. Николо присуще мыслить в рамках антропоцентристской картины мира (человека, а не Бог в центре мира). Предлагает по новому посмотреть на человека. Человека, его поступки определяются 2мя факторами: 1) судьба, фортуна. Она может на 50 % определить наши поступки, т.к. зависим от судьбы, 2) а на 50 процентов зависим от жизненной энергии, активности. У Николо антропологический пессимизм можно встретить. Многого в этой жизни достигают люди, кот не придерживаются моральных ценностей. У него нет гордости для человека в этой части. Ч В рамках этой картины мира и в рамках такого представления о людях НМ предлагает подумать над вопросом: причины полит. упадка Италии. Он был патриотом своей родины. Вопрос: почему раньше были римляне-цезари, а теперь раздробленное полит.образование. Почему от великого Рима перешла к Италии в катастрофическом состоянии. Предлагает продумать 2 фактора, кот способствовали ослаблению Италии:

1) Христ.религия. Христ-во отвлекала людей от земной жизни. Мысли христиан были связаны с представлением о граде Божьем, потустороннем, вечном.

2) Папство. В расчетах НК ни при каком раскладе не способно обеспечить объединение Италии. У Марсилия похожие идеи.

Гос-во в понимании НМ.

У него имеет место социология гос-ва. Мыслит гос-во как полит.социолог. В любом гос-ве есть 2 силы: знать и народ. Интересы их прямо противоположны. Знать хочет угнетать народ, а народ этого не хочет. В результате соотношения сил можем получить либо единаличное управление, либо управление некоторой знати (аритократия), либо в пользу народа. Выходим на форму правления гос-ва.

Повтор классификации Аристотеля. Есть 3 прав и 3 неправ.формы правления. ОБ этом будет говорить в работе Рассуждение на первые 10 книг Тита Ливия.

Работа Принципс. Здесь новая классификация форм правления. НК предлагает все многообразие форм правления свести к 2 видам: гос-во мб либо республикой, либо принципатией (монархия). Деление на монархии и республики станет основополагающим в западной теории гос-ва с конца 19 века. Заслуга его в том, что вводит в полит лексику термин Стато, кот вытеснит империя, полис, княжество. Все гос-ва суть либо республики либо монархии. Появится термин, подобный термина стато в зап.языках: штат, эстадо, state. Общий корень «статус». В русском языке такого не произошло. Термин гос-во не имеет корня, связанный с представление о каком-то состоянии. Наше слово производно от слов «государь, господарь». Гос-во как некая вотчина.

Работа эта была написана и адресована конкретному лицу, Лоренсу де Медичи, кот дБ выступить в роли нового князя, кот объединил бы Италию. Рассуждает как естествоиспытатель. Предлагает серию советов, кот берет либо из своего полит. опыта и опыт, кот почерпнул из работ античных историков. Если в ходе объединения необходимо присоединить область жители, кот говорят на другом языке, как удержать власть? Проблема удержания власти. Предлагает: нужно перенести резиденцию на территорию, кот присоединена. Почему? – чтобы удержать, завоеванное население могло быстро обращаться к новому правителю и быстро подавлять волнения подданных. А если присоединяем территории, на кот население говорит на том же языке? – надо уничтожить род прежнего правителя, сл-но некого будет реставрировать и сможем удержать власть на этой территории. НМ абстрагируется от моральных ценностей. Пестель тоже предлагал уничтожить 1 душ Романовых. В ходе создания централизованного гос-ва все благодеяния нужно совершать самому, порционно, чтобы лучше запоминаться народу. Ленин, Сталин использовал многие рекомендации. После войны стали понижаться цены на продукты первой необходимости, что способствовало поддержки населением политики.

Квинтессенция НМ – сильный политик своих обещаний выполнять не должен. Папа Алексанр 6, как пример, никогда не выполнял обещаний, если были для него неинтересны, невыгодны. Очень многого добился как правитель. Современного политика можно анализировать также. Сильные политики не должны выполнять обещания. Сильного политика видит либо наделенного природой льва, либо лисицы. Лев дБ грозой своих конкурентов и хитрость важна для политика.

Тайная рекомендация – сильный политик должен хорошо понимать, должен рассчитывать на любовь своих поданных, либо на страх поданных. НК предлагает. Что лучше, чтобы нас боялись. Заставить бояться в наших силах, а любовь дело непостоянное, мы теряем контроль над ситуацией. Сильный политик не должен обладать всеми добродетелями, но важно казаться, что ты ими обладаешь, нужно создавать имидж себе. С именем Сталина связана концепции происхождения рус.языка. считается, что Сталин сказал, что рус.язык произошел и курско-орловского диалекта. Это способствовало росту имиджа.

Заключение. Муссолини в 1928 г написал предисловие к Принципс. Устарел ли он? Прошло 400 лет или нет? Нет, не устарел, могие идеи остаются актульаными и его работу можно назвать руководством для любого полит. деятеля. Ленин в одном из секретных писем членам политбюро ЦК РКП(б) называли НК умным писателем по гос.вопросам, справедливо говорившим о способах достижения известной полит.цели.

Гаитано Моско: Макиавелли наметил главные черты программы по созданию централизованного гос-ва в Италии, которую удалось реализовать только в к.19 века.

Николо пишет, использую флорентийский диалект, кот позволяют максимально ясно выражать мысли, не заботясь о литературной форме.

И католики, и протестанты бол-во критически оценивали НМ. Был католик и иезуит отец Луизини, кот написал работу Эссе о глупостях Макиавелли, 16 века. Продавцы книг эту работу называли «глупости отца Луизини».

НМ – шокирующее зеркало полит.реальности.

ППУ Жана Бодена. 1530 – 1596 гг.

Полит.учения.

Теоретик гос.суверенитета.

Эпоха. Сложная для Франции, эпоха религ.войн, Варфоломеевская ночь. Религ война между гугенотами и католиками. Убийство французских королей религиозными фанатиками. Появились слухи, что францию ожидает судьба рима (был великим и исчез). Актуальный проблема поиск силы, кот способна была бы предотвратить судьбу Рима, преодолеть полит и религ.кризис. Это средством станет гос-во, за кот признается абс.суверенитет.

Преследование колдунов и колдуней. Получили массовый характер на западе. За несколько веков было сожжено от 50 тыс до 9 млн.Охота на ведьм, 1580-1610 гг большие репрессии в отношение колдунов и колдуней. Первенство в этом деле принадлежит Швейцарии (раньше начали и позже кончили до 1792 г). Последняя была Анна, которую сожгут как колдунью. Жан Боден написал спец.работу, посвященную ведьмам «Демономания», 1580 г.

Боден происходил из среднего сословия. В юности решил стать юристом, чтобы лучше понять право и послужить народу. Закончил юр.фак Тулузского универа. Преподавал на факультете. Потом уехал в Париж и стал заниматься адвокатской практикой, был судьей, кот рассматривал дела по обвинению в колдовстве и потом станет кор.прокурором в городе Лане, должности получит по наследству от брата своей жены. В Лане умер от чумы.

Рост преследований колдуний связывают с ростом эпидемии чумы – ищут виновников болезней.

Работы Бодена: «Метод легкого постижения истории», 1566 г. У НМ была подобная работы «История Флоренции». «6 книг о гос-ве». 1576 г.

Логич.основание.

Боден, в отличие от НМ, мыслит в рамках теоцентрической картины мира (Бог в центре мира). Наряду с этим рассуждает и использует опытные знания (имперический исследователь). Он историк, присущ исторический взгляд на мир.

Содержание «6 книг о гос-ве». ЖБ. Разрабатывая понмание гос-ва, дистанцируется от Аристотеля, Цицерона, полит.взглядов Томаса Мора.

Аристотеля упрекает в том, что тот ничего не сказа о компетенции верховной власти. Баден не соглашается с Цицероном с тем, что важным признаком гос-ва является юрис консенсус (согласие в вопросах права). В кач-ве аргумента приводит турецкое гос-во (оно держалось не на согласии по отношению к зак-ву, а на насилии). Боден критикует Томаса Мора, кот отрицал частную собственности в гос-ве. Для Бодена Частная собственность соответствует законам божеским и естественным.

Как предлагает Боден определить гос-во.

Гос-во – правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью.

Гос-во это правовое управление, при этом критиковал Цицерона. Что-то он не последователь. Продолжает линю Аврелия Августина. Это управление на праве, на законах кор-ва.

Семья. Гос-во складывается из семей. 3 семьи уже образует гос-во. Семья это фундамент гос-ва. Гос-во зависит от семьи, от того, что происходит в человеческих семьях. Боден видит, что шло ослабление власти отца семейства в Риме и это привело к гибели римского гос-ва. Семья – первая основа социализации детей. Нет индивидов, а есть семьи.

Суверенная, верховная власть. Вслед за Аристотелем различает 3 вида власти: родительская, супружеская, господская (над рабами). Есть еще власть над семьями Суверенная власть гос-ва. Боден дает определение суверенной власти. Суверенитет – это власть постоянная и абсолютная, чем и отличается от других видов власти.

Постоянная в понимании Бодена римские диктаторы, которые имели власть в течение 1 года, эта власть не являлась суверенной.

Абсолютная – власть, подобная власти собственника. Эту власть можно передать кому угодно, концепция физической передачи власти (не договора).

Власть ограничена законами Божескими, естественными и закона общими для всех народов.

Суверенитет нельзя разделить. Верховная власть гос-ва не делится. Боден критически оценивал и относился к концепции смешанной формы гос-ва. 1\3 суверенитета есть у аристократии, монарха и у народа. По Бодену суверенитет нельзя разделить: власть принадлежи либо одному, либо нескольким либо большинству.

Боден, в отличие от Аристотеля, наполняет конкретным содержанием понятие гос.суверенитета. сформулировал полномочия суверенитета:

· Исключительное право принимать законы даже без согласия граждан.

· Право объявлять войну и заключать мир

· Право назначать ДЛ и определять должностные инструкции.

· Правосудие в последней инстанции

· Право помилования

· Чеканка монеты

· Определение мер и весов. Сейчас есть международный стандарты.

· Взимание налогов и податей.

Классификация форм правления

По Принадлежности суверенитета:

· Монархия

· Аристократия

· Если принадлежит суверенитет народу – демократия

Эта классификация позволяет Бодену решить след.проблему – какая форма явл наилучшей для преодоления кризиса во Франции. Критически оценивает демократию. В Демократии народ это зверь многоголовый и лишенный рассудка, и он с трудом что-либо может сделать хорошее. Спрашивать совет у народа все равно, что у безумного. Аристократию в связке с демократией оценивает. И там и там плохо то, что голова подсчитываются. Итого, лучшая форма для преодоления кризиса – монархия. Монархию отличает от тирании (поданный враги тирана). Выделяет также сеньориальную монархию (патремониальное гос-во). Лучшая форма монархии - легитимная (единоличная власть, при котором поданные пользуются свободой и имеют собственность и подчиняются законам монарха, а монарх подчиняется законам божеским и естественным). Что касается тирании, Боден различает тиранию по происхождению. Тираном может стать завоеватель, такому тирану можно сопротивляться. Но Боден допускает, что тираном может стать законный монарх. В данном случае позиция Боден, как юриста, надо подчиняться.

Факторы, от которых зависит нестабильность гос-ва.

Аристотель начал эту тему. Разделение на богатых и бедных – это угроза нестабильности (полития это решение проблемы). Боден предлагает еще фактор – религиозная нетерпимость.

Как юрист предлагает принять закон против ростовщичества, закон о наследовании имущества (чтобы не было крайнего нер-ва), закон о веротерпимости.

Основная заслуга – теория гос.суверенитета. Есть также концепция универсального права. Это некое идеальное право. Это право нельзя вывести, изучая зак-во только одного гос-ва, например римского. Нужно провести сравнительный анализ зак-ва древних народов (персы, евреи, египтяне, римляне) и дополнить анализ изучением законов народов современных (Турция, Франция). Ссылается на Платона (выяснял, чьи законы лучше). Основатель науки сравнительного правоведения.

Классификация законов в зависимости от источников установления:

1. Установленный Богом;

2. Природой;

3. Суверенной властью;

4. Народами (jus gencium);

5. Общим соглашением, в котором берет свое начало суверенная власть. Солический закон.

Теория гос.суверенитета получила дальнейшее развитие. Были модификации, у Руссо народный суверенитет. Теория нац.суверенитета в 19 веке, признание права за каждой нацией за созданием собственного гос-ва. Леон Дюги считал, что гос-во не обладает суверенитетом, потому что подчинено норме солидарности и лишь в рамках следования солидарности законы признаются законами. Наиболее яркую критик предложит в 20 веке мыслитель Жак Маритен. Очень опасное для граждан понятие гос.суверенитета, потому что понятие подразумевает бесконтрольность власти. Из полит.лексики гос.суверенитет должны исключить и суверенитет может принадлежать только Богу, Римскому Папе и за мудрецом. Земная власть не является представителем Бога.

Коммунистические ППУ 16-нач.17 века.

ПУ Томаса Мора, 1478- 1535

Англ.полит.мыслитель, гуманист. Автора работы «Утопия». Будет назначен королем лорд-канцлером. Берет начало разрыв традиций – раньше назначали на эту должность духовных лиц. Он первое светское лицо.

Династическая война в Англии, белой и алой розы. Уничтожение норманнской древней знати. В 1485 г мир. Начало династии Тюдоров. Раз знать уничтожена, идет усиление власти короля и ослабление парламента.

Период первоначального накопления капитала. Большим спросом используется шерсть. Создают пастбища. Рост бродяжничества, сл-но рост преступности.

Родился в семье потомственных горожан г.Лонода, папа кор.судья, учился 2 года в Оксфорде, потом в нескольких юр.школа, работал адвокатом. Конфликт между Мором и Генрихом 8. Появление англиканской церкви. Томас мор как католик должен был присягнуть королю, он отказался, был обвинен в гос.измене и был казнен. Католич.церковь причислила его к лику святых.

Логич.основание – влияние Платона и идеи ранних христиан. Он гуманист эпохи Возрождения.

Компоненты полит.учения Мора.

Термин утопия изобретен Томасом Мора. Любил создавать новые слова. Утопия – это 2 греч.слова в латинской транскрипции. 2 перевода: Либо это несуществующая страна, либо благословенная страна. Жанр диалога. Участниками является Томас Мор с приятелем и путешественник. Описывается утопистское гос-во. Работа состоит из 2 частей. В первой части определяет что из себя представляет европ.гос-во, в частности английское. Гос-во это заговор богатых и законы служат интересам богатых. У него есть концепция соц.детерминированности преступности. Англ.уг.зак-во было суровым и в то время существовало одинаковое наказание за убийство и за кражу – см.казнь. В связи с ростом бродяжничества см.казни выросли. Мор выдвигает тезис – люди совершают имущественное преступление не потому, что они плохие как люди, а общество заставляет совершать эти преступления. Никакое наказание не способно остановить рост такого вида преступления. Ед.способ накормить семью и себя – совершить хищение. Одинаково наказывать и кражу, и убийство это антигуманно. Просто так лишать людей жизни неправильно.

Утопистское гос-во. Это зеркальное отражение всех тех принципов, на которых основано реальное гсо-во.

- Если реальное гос-во признает частную собственность, то у утопистов общ.собственность. Ссылается на Платона (частная собственность причина многих беспорядков в обществе).

-Есть много разных сословий (священники, аристократы). В утопизме принцип всеобщей обязательности труда. С тз Мора это вполне возможно. Примером служит утопистское гос-во, где утопийцы работают по 6 часов. Этого достаточно чтобы обеспечить себя.

- В современном гос-ве есть понимание товарно-денежной системе. В утопистском гос-ве нет понятия ни товара, ни денег. Заменяет эту систему централизованным распределением того, что производят утопийцы. Все что они производят свозятся на склады, а потом распределяются в зависимости от потребностей.

-В современном гос-ве Мора смущал культ золотого тельца. В утопистском гос-ве отрицательное отношение к золоту – из золота делают цепи для рабов. В утопистком гос-ве реализован принцип помощи города деревне. Можно за три дня убрать урожай всем вместе и этого будет достаточно, чтобы обеспечить себя на весь год.

- Принцип выравнивания уровня жизни горожан и сельчан (меняются домами).

- островное гос-во. 54 города на острове. «федерация» городов. Есть орган – всеутопийский Сената. По 3 старца съезжаются в столицу и решают значимые для гос-ва вопросы.

В каждом городе будет 6 тыс.граждан. Каждые 30 семей выбирают для себя начальника (Филарх), кот должен следить, чтобы все трудились. Будет 200 филархов в каждом городе. На каждые 300 семей будет приходиться один ученый, будет 20 прохофилархов (ученых). В каждом городе есть выборный князь и он постоянно собирается вместе с протофилархами и принимает управленческие решения. Т.о., в каждом городе появляется сенат. Также в каждом городе есть собрание утопийцев.

Мор повторяет концепцию смешанной формы правления (князь, сенат, собрание утопийцев).

Нас смущает одинаковость. Одинаковые дома, одежда. Мору представлялось, что если у всех все одинаково – значит все спокойно в обществе. Казарменность в быту. В утопистском гос-ве есть рабы. Рабами становятся преступники. Рабство не пожизненное. Для выполнения грязных работ выкупаются другие рабы. Утопистское гос-во – мыслит эксперимент.

Утопистское гос-во позволяет нам реализовать основные права человека. Это право на отсутствие нищеты. Утопийцы все работают, и нет нищих. Достигается ценой регламентации всех сторон жизни.

Любовь к труду. Критики Мора говорили, что если не будет частной собственности, какой стимул трудиться. Прудон: «утопистское гос-во лишено идеи прогресса. Это застывшее гос-во». Томас Мор предлагает тотальное несогласие того, что было на западе. Все последующие утописты будут рассуждать таким же образом. Радикальное отрицание.

Основоположник нового жанра – утопия места. У Аврелия Августина утопия времени.

По его мнению законов должно быть мало.

Утопия играет роль шокирующего зеркала слишком знакомой реальности.

Ленин хорошо знал Макиавелли, Томаса Мора. Мор повлиял на взгляды Ленина. Работа Ленина «О значении золота сейчас и после полной победы социализма», том.44. Когда мы победим в мировом масштабе, мы сделаем из золота общественно отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира.

Мор во многом идейно связан с Платоном (отрицают ценность частной собственности). Платон отрицал ценность для философов и войнов, а Мор отрицает для всех.

Индивидуальная семья у Платона философы и войны лишены этого удовольствия, а у утопийцев институт индивидуальной семьи признается.

Отношение к физическому труду. У греков отношение к труду отрицательное. У Мора все построено на культе физического труда. В связи с этим может задаться вопрос – почему Мор отходит от преставлений Платона? Мор разделяет идеи ранних христиан - кто не работает, тот не кушает. Что касается работников умственного труда, то если у него не получается написать диссертация, надо его гнать назад – пусть занимается физическим трудом.

«для того чтобы 1 утопиец съездил в гости к другому, должен получить разрешение Филарха». Свобода передвижения ограничена.

Критики говорили, что Мечта о совершенстве ведет к кошмару. Утопия - злой гений современности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: