Итальянский мыслитель. Симпатизировал взглядам францисканцев (сторонники взглядов ранних христиан).
Эпоха. Конец средневековья. Учился в Падуанском универе. Изучал медицину и право. Потом преподавал в парижском универе и был ректором парижского универа. Был католиком. Только христ.учения истинны. Создал представление у папы Клемента 5, что он зверь из преисподни, т.к. в одной его книге Защитник мира насчитал не менее 224 еретических положений.
Различного рода войны, вассалы с сюзеренами, папы с императорами, город с городом, потребность мира была реальной потребностью. «Защитник мира» 1324 г в рукописи, в 1517 г опубликована. Название символично. Раз есть защитник, значит есть и враги мира. Дает радикальное представление, что священники враги мира, католическая церковь враг мира, потому что католическая церковь вела борьбу с императором священно римской империи. Защитником мира является император. О земном мире должен заботиться светский правитель. Иоан 22 и францисканцы провозгласили друг друга еретиками, вели борьбу с императором Людвигом Боварским. Не было мира. Марсилий считает, что необходим мир, а это здоровье для гос-ва.
Папы выступали сторонниками полноты власти (чтобы была светская и духовная власть).
ППУ Марсилия:
Понимание гос-ва.
Влияние Аристотеля. Напоминает ФА. Гос-во – совершенное сообщество (communitatis perfecto), основанное на разуме и опыте людей, от которых зависит жизнь и жить хорошо. Решает проблему выборности главы гос-ва. Типичными формами были монархия и республики. Лучшая форма единоличного правления – выборное правление. Приводит 13 доводов в пользу выборности:
1) в ходе выборов избирается лучший;
2) если выбирается глава гос-ва, то это дает нам повиновение этому главе, основанном на уважении к личному качеству правителя, а не просто следует привычке:
|
3) стремясь обеспечить избрание сыну, избранный монарх будет стараться воспитывать его, образовывать, тем самыми внушать своими действиями расположение к династии.
4) Распространенность наследственной монархии не есть док-во ее превосходства, иначе распространенные по всей стране ремесленники были бы выше редких философов.
5) Если глава гос-ва избирается, он будет бояться наказания после того как оставит свою должность. И др
Соотношение церкви и гос-в. Марсилий мыслит чрезвычайно радикально. Церковь дБ подчинена гос-ву, дух-во должно подлежать светскому суду, церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем дух-ва и папы. Верующие должны сами выбирать церковных сановников, включая папу. Это мыслитель, который опередил протестантизм.
Марсилий продумывает важную проблему. Начало проблеме положил Аристотель – устойчивость гос-ва. Вмешательство церкви в светские дела ведет к неустойчивости.
Дух-во нужно лишь для больных, а не для здоровых. Иисус говорил о врачебной доли дух-ва. Евангелие от Луки.
Правовое учение Марсилия.
Марсилий в отличие от Фомы предлагает мыслить закон в строгом смысле этого слова. Есть 1 вид закона. По законом понимает наставительное и принудительно правило, которое существует во всех гос-вах. Это правило всегда подкреплено санкцией (поощрение или наказание). Назначение закона – обеспечить гражданскую справедливость. Устанавливается светским законодателем.
|
Божественный закон (евангельское слово lex divina) это закон Христа, это не есть закон в собственном смысле слова. Этот закон указывает на пути достижения вечного блаженства, этот закон определяет различия между грехами и заслугами перед Богом. Говорит о вечном проклятии как наказание и вечном спасении как награде в потустороннем мире.
Помимо lex divina, Марсилий рассуждает о церковном праве. Куда его отнести? Тоже к lex humana можно отнести. Каноническое право это тоже не закон в собственном смысле, потому что обеспечен духовными санкциями.
Lex naturalis это нравственный закон. В силу этого его нельзя назвать законом в собственном смысле этого слова. В законе нет принудительной силы.
Гражданское право это закон.
А кто должен принимать законы в строгом смысле этого слова? Законы должны принимать либо весь народ, либо лучшая его часть. Военные, чиновники, дух-во. Частные сословия - ремесленники, крестьяне.
· Народ лучше повинуется законам, когда он сам принял.
· Народ лучше знает законы, кот он сам принял
· Каждый может заметить упущения, когда принимается закон.
Значение законов:
Марсилий повторяет идеи Платона, власть в гос-све должна осуществляться на основе законов. Закон позволяет избежать судейского усмотрения. МП четко видит разделение властей: ЗВ, ИВ. Разделение власти и требование подзаконности ИВ мы можем назвать как один из признаков правового гос-ва. У МП есть идея народного суверенитета (напоминает ЖЖР).
Отличия взглядов ФА от МП:
1) У ФА есть иерархия законов. У Марсилия этого нет.
2) Для ФА ест закон это закон без всяких оговорок, тот для МП это не есть закон в строгом смысле этого слова, это нравственный закон;
3) У ФА все ясно, что является признаком тирании. Учение Марсилия не дает критерия определения тирании, т.к. есть единственный закон.
4) Законы мб совершенными, а мб несовершенными (заложены ложные представления о справедливости). Все равно закон остается законом, потому что обеспечен принуждением. Предшественник школы юр.позитивизма.
ФА сторонник наследственной монархии, в этой части отличается от Аристотеля (полития, цензовая демократия), у Марсилия 13 доводов в пользу выборности гос-ва.