Прокопович. Политический и церковный деятель.
Сподвижник Петра. Родился в Киеве, купеч.семье, имел религ.подотовку.
Логич.основание полит.взглядов: сочетание теологии и Гроция, Гоббса.
Работы: Правда волей монаршей, 1722 г. Слово о власти и чести царской.
Решение проблемы соотношения духовной и светской власти.
Считал, что дух.власть должна подчиняться светской власти. Священство это лишь один из чинов, поэтому, как и все остальные чины, должны подчиняться. Приверженец отказа патриаршества на Руси и сторонник создания духовной коллегии. Аргументы создания:
· Римские и визант.императоры имели и светскую и дух.власть.
· Лучше управления коллегиальное, нежели единоличное.
Теория договорного происхождения гос-ва. Эта теория своеобразная. Различает ест.состояние и гос.состояние. Естественное состояние считает черным, беззаконием, природная вольность. Гос.состояние дает людям мир, позволяет достигнуть общего блага.
Вопрос перехода из одного состояния в другое – переход связан с соглашением, которые люди заключают, но не без смотрения Бога.
Что касается форма правления гос-ва, 3 фактора выделяет, которые обуславливают ту или иную форму правления:
1) Народные соглашения
2) Воля Бога
3) Размер территории. Обращает особое внимание на этот фактор.
Республики могут быть в малом народе и на небольшой территории. Демократические республики хар-ся частыми смутами, а аристократические разногласиями среди правящих. Лучшая форма – монархия. Конкретизирует свои взгляды на монархию, выделяя 2 вида монархии – наследственная и выборная. Видит недостатки каждой из отдельных монархий. Наследник может оказаться недостойным и недостаток выборный - в ходе выборов могут возникнуть смуты. Предпочтение отдает наследственной монархии, монарх имеет право назначить по своему решению наследника престола. Использует прием аналогии. Как отец может лишить недостойного сына наследства, также и император может лишить престола. Ссылается на Ивана 3 – кому захочу – тому и отдам княжение. Так он оправдывает указ о престолонаследии Петра. Этот указ будет отменен в 1797 году.
|
Оценка идеи Прокоповича. Ключевский назвал работу «правда волей монаршей» краткой энциклопедией гос.права. Гурвич написал работу Правда волей монаршей и ее западные источники».
В.Н.Татищев (1686-1750).
Историк. Благодаря ему в научный оборот вошла Русская Правда, судебник 1550 года. Автор российской истории с древнейших времен. Губернатор Астрахани, руководил заводам Урала, гос.деятель.
Логич.основание: сплав истории и теории естественного права.
Основные компоненты полит.учения. Проблема происхождения гос-ва. У Татищева находим теорию дог происхождения гос-ва и теорию патриархального происхождения гос-ва. Он говорит, что вначале было ест.состояние и для него ест.состояние это состояние вольности, но эта вольность мб использована неразумно в ест.состоянии. Поэтому вольность должны быть ограничена уздой неволи в интересах самих людей. Предлагает порассуждать о 3 видах узды:
1) Узда по природе. Родительская власть. Подобная власть- власть монарха. Власть монарха это подобие власти отца.
2) Узда договорная. Индивид по своей воле выбирает некую узду для себя. Холоп не может сами себя обеспечить и идет в служение господину. Он же добровольно идет. В основе республик лежит такая узда.
|
3) Узда по принуждению. Эта узда рождает рабов.
Классификация форм правления гос-ва. Использует 2 критерия, которые позволяют ему различать форм правления гос-ва:
1) Размер территории;
2) Наличие или отсутствие внешней угрозы.
Малые народы и безопасные. Пример швейцарская республики. Голландия. У них республика возможна.
Великие и безопасные народы – Англия, здесь возможна ограниченная монархия; Венеция – аристократическая республика.
Великие и не безопасные народы. Франция, Россия, Дания, Испания. Абс.монархия.
Двойственное понимание креп.права. историч факт, что в России сложилось креп.право. Отмена Юрьева дня ошибка. На западе креп.права нет. В России отменить креп.право нельзя – иначе будет хуже для гос-ва. Отмена креп.права не согласуется с системой самодержавия. Укоренившийся обычай неволи отменять небезопасно. «Краткие экономические до деревни следующие записки», 1742 г. Рисует крестьянина как ленивого человека. Если ему дат волю, он погибнет от своей же лени. Приводит перечень из 20 пунктов, кот позволяют признать крестьянина ленивым.
Признаки лени:
· Думает только по еде
· Здоровый, по миру ходит и милостыню просит
· Нет кваса в избе.
· Сверчки, тараканы в избе.
Ищет средства, чтобы изменить ситуацию. Ставку делает на неэкономическое принуждение, а именно: тотальный надзор, чтобы работал на себя и на помещика, по звонку колокола ходи на работу.
С.Е. Десницкий, А.Н.Радищев – вторая 1\2 18 века. Представители либерального направления.