ППУ Бенджамена Констана (1767-1830)




Учения полит.либерализма позволяет определить такую форму гос управления, при которой наша свобода осуществлялась бы последовательно и регулярно.

Франц.мыслитель, полит.деятель. Родился в Лозане. Был одаренным ребенком, в 13 лет сделал попутку поступить в Оксфордский универ. Англичане не приняли его на учебу, закончит Эдинбургский университет.

Эпоха сложная. Французская революция, якобинский террор, коррупция директории, деспотизм империи Наполеона.

Для Констаны это факты реальной угрозы свободе каждого из нас.

Основная тема – найти гарантии о злоупотреблений со стороны гос.власти.

Понимая произвол гос власти – это великий враг всякой свободы.

Работы: «О полит.реакция», 1977 «О действиях террора». «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов», 1819 год. «Курс конституционной политики», 1816-1829 гг.

Логич.основание: влияние британского конституционализма как форма представительного правления, Адама Смитта. Признает значение Монтескье, Руссо, но при этом будет больше с ними спорить.

Содержание. Проблемы:

1) Выработка нового понятия свободы.

2) Поиск гарантий это свободы.

Констана выработал новое понятие индивидуальной свободы применительно к запросам индустриальных общества (США, Франция, Англия).

Долгое время, когда речь шла о свободе, мыслители обращались к античной Греции и античному миру. Бол-во мыслителей идеализировали античный тип свободы. Констана ломает эту традицию и объясняет свое решение так: Да, в античной Греции, Риме была свобода, но это была полит.свобода. Свободный грек мог гордиться тем. Что он принимает участие в народных собраниях. Современные народы англичане, американцы, французы (потеряли такой интерес к полит.свободе, которой гордились греки.

Это полит.свобода была основана на рабстве других.

Полит.свобода была, но личная свобода была существенно ограничена (свобода как личная независимость). Сохранялась жесткая регламентация семейной жизни, не было свободы совести (Протагора изгнали из Афин, когда написал работу «О богах»). Был легендарный музыкант, его пригласили в Спарту, сумел предотвратить бунт, но его осудили, потому что он добавил лишнюю струну. Свою супругу кто-то не мог посещать нормально.

В Спарте, если у родителей рождались некрасивые дети, их должны были сбросить со скалы. Во время сложных ситуаций можно было произвольно конфисковать оливковое масло. Во многих греч полисах мужчинам запрещалось оставаться холостым. Институт астракизма (челвоек могли заставить покинуть на 10 лет Афины потому, что просто стал выделяться от других, мол стал угрожать добродетели полиса).

Заключение: современные народы потеряли интерес к полит.свободе. Представительная форма правления, большие территории. Ценность одного голоса минимальна. Поэтому полит.свобода остается важной гарантией личной свободы. Свобода это право подчиняться только закону и не зависеть от произвола кого-либо. Право не отчитываться ни перед кем. Право на свободу объединения, ассоциаций.

Спорит с предшествующим мыслителем, Монтескье. Его понимание свободы – свобода это прав делать все, что дозволено законами (это накануне ВФР). Констана мыслите позже. Констана говорит, что в законы можно вложить столько запретов, что никакой свободы и не останется. Монтескье не сказал. что законы не могут запрещать.

Аббата Мабли критиковал. Идеализировал Египет, Спарту.

Как должны мыслить свободно? Свобода есть только то, что индивиды имеют право делать и том, чему общество не имеет право помещать. Свобода это личная независимость.

Гарантии свободы. Законы это одна из важных гарантий свобода, но тут же расходится с Монтескье, который абсолютизировал роль закона. Законы лишь тогда будут гарантиями, если они соответствуют 2 критериям: 1) законы должны исходить из легитимного источника, 2) содержание законов дБ справедливым. Если ограничений нет, то это может привести к большим человеческим жертвам. Во времена революционных бурь доктрина подчинения закона принесла столько вреда как никакая другая (dura lex sed lex). За этой безучастной формы скрывались самые отвратительный страсти. Хотите соединить воедино последствия это доктрины, вспомните законы римских императоров, Ричарда третьего, комитета общественного спасения.

Примеры несправедливых законов:

-Законы, которые устанавливают обратную силу. Это нарушение общественного договора. Обратная сила скрывает цену жертвы.

-Законы, которые устанавливают отв-ть за чужую вину. Отв-ть родителей за детей-дезертиров, родителей детей мигрантов.

Никто не мб судьей в своем собственном деле, нельзя дважды наказывать за одно и тоже деяние.

Что делать, если приняты несправедливые законы? Такие законы нельзя применять, исполнять.

Спорит и с Руссо на предмет свободы. Руссо высоко оценивал народ, ко принадлежит суверенитет. Народ никогда не будет угрожать свободе, считал Руссо. Констан говорит, что может сложиться ситуация, когда бол-во принимает закон, но при этом может появиться одно лицо, для которого этот закон будет явно несвободным. Есть то, что не мб санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это, то пусть она будет всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть не станет от этого менее беззаконной. Руссо этого не понял. Народы который может сделать все также опасен как любой тиран. Тирания бол-ва по отношению к одной.

Еще одной Гарантией свободы является разделение властей. Предлагает 6 ветвей власти:

1. Порок всех конституций то, что наряду с ЗВ, ИВ, СВ нет нейтральной ветви – королевская власть (чтобы сдерживать злоупотребления трех выше названных ветвей властей.)

2. ИВ – прав-во. Министерская отв-ть перед парламентом дБ. Отв-ть министров переда палатой пэров.

3. Выборная представительная власть. Нижняя палата. Дб имущественный ценз, депутатами мб только собственники. В связи с этим деят-ть депутатов не дБ оплачиваемая. Когда з\п связана с функциями представительства, тогда она становится главным объектом внимания депутатов. Идейная связь Связь с Деместрем. Эту проблему решили американцы. 27 поправка Конституции США, 1922 год. Выдержан принцип – никто не может быть судьей в своем собственном деле.

4. Наследственная (постоянная, палата пэров). Призвана сдерживать нижнюю палату.

5. Судебная власть. Независимость судебной власти. Противник чрезвычайных судов, неконституционных. Это угроза нашей личной независимости. Сторонник суда присяжных.

6. Муниципальная власть. Подобна власти мировых судей. Кто лучше понимает свободу на местах – мы сами! Самост-ть в вопросах бюджета, торговли.

Третья гарантия свободы – общественное мнение, рупором которого выступает СМИ.

Заключение: Констане принадлежит постреволюционный взгляд на проблему свободы (ВФР). Определение свободы нового типа предложил Констана. Свободы от произвола со стороны гос-ва. Концепция неприменения кровавых законов. Теория разделения властей как средство против злоупотребления властью. В Конституции Португалии в 20 гг 19 века эта теория получила свое закрепление. Классификация свободы на полит.и личную до сих пор остается для нас значимой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: