Бурж.демократические революции на западе в 1847-48 г. С 1848 по 1850 г пишет работу «классовая борьба во Франции».




2 вывода делает:

1) Начинается эра пермонентных революций. Пролетариат помогал буржуазии в завоевании прав для буржуазии, а позднее станет участником собственных пролетарских революции.

2) Идея классовой диктатуры пролетариата.

1852 год 5 марта письмо Маркса Иосифу Вейдемейру. Многое было сделано до него в социальных учениях. Признает значение буржуазных экономистов, буржуазных историков и противопоставляет себя тому, что было селано до негою Мне принадлежит:

· Существование классов связано с определенными фазами развития производства.

· Классовая борьба неизбежно ведет к установлению диктатуры пролетариата.

· Сама диктатура пролетариата это лишь переход к уничтожению всяких классов и установлению общества без классов.

Пройдет время, в 1852 году будет совершен госпереворот Луи Бонапартом. Маркс откликнется на это. Напишет работу «18 брюмеро Луи Бонапарта». В этой работе будет сформулирована значимая мысль:

Маркс анализирует французское гос-во. Традиционно развивается как сильное гос-во. Этот госаппарат представляет собой полмиллиона чиновников и полмиллиона военных. Этот аппарат представляет собой паразита на теле французского общества. Это неправильно и предлагает в ходе будущей пролетарской революции сломать этот госаппарат. Идея слома госаппарата оказался продуктивной в учении, стала программным положением. В 1872 году в немецком предисловии к «манифесту компартии» эта идея была еще раз изложена.

Маркс пишет в 1859 год предисловие к «К критике политической экономии».

Положение об эк.базисе и политико-правовой надстройке. Маркс пишет: люди независимо от своей воли вступают в производственные отношения. Совокупность этих производственных отношений представляет собой эк.базис, над которым возвышается надстройка и соответствующая форм общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.

1871 г «гражданская война во Франции». Анализирует Францию во времена парижской коммуны. Парижская коммуна показала, что из себя представляет прав-во раб.класса.

-Удалось словами привилегированное положение чиновников. З\п была приравнена к з\п рабочего.

- заменили проф.армию всеобщим вооружением народа.

Маркс: «коммуна сделала правдой лозунг всех буржуазных революций, а именно, дешевое прав-во уничтожит две самые крупные статьи расходов: постоянную армию и чиновничество».

1875 год. «Критика готской программы».

Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения одного в другое. Это переходный период гос-во этого периода не мб ничем иным кроме диктатуры пролетариата. Право никогда не мб выше чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества. В переходный период от капитализма к коммунизму сохранится узкий горизонт буржуазного права. На самом деле, право вместо того, чтобы быть равным, должно стать неравным. Это будет при коммунизме.

1884 г. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва.

Л.Фейербах и конец немецкой классической философии.

Первая работа. Морган общался с ирокезами и написал книгу-Древнее общество. Маркс написал конспект к этой книге и после смерти Маркса остается конспект. Энгельса берет его за основу и дополняет свои мысли и получается работа «происхождение…». С опорой на Моргана исходит из того, что первой реальностью является не семья, с которого могло появится гос-во, а род. Проблемы перехода от родового строя к государственному строю.

Меня будут интересовать только эк предпосылки перехода из родового строя к государственному.

Почему произошел переход? Должно было произойти 3 крупных общественных разделений труда. Выделение пастушеских племен из общих масс варваров; отделение ремесла от земледелия; появление класса купцов (настоящих общественных тунеядцев). Они способствовали росту обменных операций в обществе, а любой обмен неэквивалентен. Это способствовало к расслоению в обществе и обмен результатами труда был неэквивалентен, общество раскалывается на имущественно неравные классы. Чтобы один класс не пожрал другой, необходимо было появление гос-ва. Это будет не всегда, гос-во должно отмереть.

Критика: Концепция пролетариата нереальна. Бакунин: В Германии 40 млн заводских рабочих и что? Все они станут прав-вом рабочего класса?

Понятие класса это философское понятие. Это абстракция и определить границы класса не можем.

Буржуазное общество основано на антагонизме. Противоречиея есть, но не хватает Гармонии.

Призыв к революции скрывал цену революции. Ценой стала гражданская война.

Теория социальной демократии Фердинанда Лассаля (1825-1863)

Выходец из семьи банкира, немецкий полит.мыслитель. президент партии Всеобщий германский рабочий союз. Сын банкира (сословие мещан). Учился в торговой школе, был исключен из-за хар-ра. В 16 лет написал: если бы я родился принцем или князем, то я был бы аристократом от головы до пяток, но тк я простой мещанский сын, я стану социальным демократом.

Перевелся в берлинский универ, к вот изучал философию. Была одаренным человеком, быстро сдал экзамены.

Объединение германии сверху. Бисмарк был заинтересован, чтобы его усилия не пропали даром. У них с Лассалем были долгие встречи в ходе кот обещал поддержку рабочим, и Бисмарк обещал ввести всеобщее избирательное право. В 1871 г был введено оно.

Программа работников

Наука и работники.

О сущности конституции.

Логич основание: сам себя называл марксистом. Наизусть знал манифест компартии. Идеи, кот транслирует лассаль, это идеи самого лассаля. Работал с рабочей аудитории, гениальный агитатор, транслятор марксистских идей. Энгельс называл лассаля правоверным гегельянцем.

Фамилия ненастоящая. Был евреем. Была фамилия Ласал. Дон-жуан, сделал предложение обрученной даме. Папа был против, Лассаль вызвал папу девушки на дуэль, папа переадресовал зятю, лассаль был смертельно ранен.

Гос-во это гос-во «ночной сторож». Защищает интересы только собственников и не защищает интересы основных рабочих. То гос-во подчинено грубой материи денег, потому что в это время в Германии существовал имущ избирательный ценз. Гос-во может решить проблемы рабочего класса. Вера в возможности гос-ва была колоссальная. Если будет установлено всеобщее изб право, то 98% неимущих пойдут на изб участки, делегируют своих представителей в госорганы и это даст возможность при помощи госкредитов, займов решить проблемы рабочего класса. Проблема заключалась в исключении эксплуатации труда. Можно создать предприятия, на кот рабочие получали бы неурезанный трудовой доход, чтобы прибавочная стоимость не присваивалась бы собственниками средств производства. Сколько заработал, столько и получил. Принципиальное отличие его программа от марксистской (ставка на насильственную революцию). Лассаль просто считает, что нужно бороться за полит.права. Сторонник мирного перехода к социализму.

Под его влиянием была создана социал-демократическая партия. Гос.помощь производственным товариществам.

Лассаль как теоретик КП.

Различает 2 вида конституций: фактическая (действительная) и писаная.

Фактическая конституция – реальное соотношение сил в обществе. Король-войско - дворянство - промышленники - банкиры -легкая буржуазия -рабочие.

Писаная – соотношение переводится на бумагу.

Лассаль формулируют проблему – от чего зависит прочность писаной конституции – зависит от соответствия фактической конституции. Считает, что писаная конституция может оказаться листком бумаги, если не соответствует фактическому соотношению сил.

ППУ Анархизма

Это течение появляется в к 18 века. Можно создать общество без гос-ва и законов. Прудон Пьер Жозеф, Бакунин, Кропоткин.

Анархизм – безгосударственный строй. Кропоткин.

Почему анархический след так представлен? Овеет можно найти у Бердяева: элемент анархический очень силен в русской мысли 19 века. Вся русская интеллигенция не любила гос-во. Гос-во это были «они», чужие. Мы же дили в ином плане – чуждом всякому гос-ву. Идеальное будущее представлялось безгосударственным. Гос-во есть постылое настоящее.

Представителями теории анархизма были граф Толстой, Бакунин, Кропоткин (представители высших сословий) а на западе Прудон (ремесленник).

ППУ П.Ж.Прудона(1809-1865)

Франц.социалист, теоретик социализма и анархизма.

Февральская революция 1848 года во Франции, вторая республика, госпереворот Луи Бонапарта. Малоимущие слои населения ничего для себя не получили. Разочарование в институтах представительного органа правления.

Выиграл конкурс в академии наук «о воскресном отдыхе». Получил премию. Премию использовал, чтобы сдать экзамены на бакалавра. С 18 лет начал работать в типографии, владел ей, разорился.

Второй конкурс «последствия равного раздела наследства между детьми». Он не выиграл, но написал работу «что такое собственность?» - кража.

Дальше поверил себя как полит.деятель. Стал депутатом нац.собрания. Стал нападать на президента в статьях Луи Бонапарта (племянник Наполеона I) и был приговорен к 3 годам тюремного заключения.

Логич.основание: его представление о человеке. Человек не только индивидуалист, но одновременно и социальное существо. Верит в прогресс и в то, что есть силы провидения в истории, что ведет к прирощению равенства в обществе.

«Полит.возможности рабочего класса», 1864 г.

Каждый анархист социалист, но не каждый социалист анархист.

Прудон предлагает по-другому использовать термин анархия. Прудон предлагает под анархией понимать порядок, основанный не на признании ценности гос-ва и законов, а порядок, основанный на взаимовыгодных договорах.

Частная собственность. Прудон считает, что частная собственность это кража. 5 ыс лет исторического развития говорят о том, что собственность убивает жизнь. Собственность нужно заменить владением. Крупная частная собственность это кража. Сам был собственником, разорился.

Все теоретики анархизма блестяще критикует существующие гос-ва и зак-во.

Критика гос-ва в целом, критика отдельных институтов гос-ва, критика зак-ва.

Институт теории происхождения гос-ва. Дискредитация этого института. Госво возникает из самых темных черт человеческой природы. Чем просвещенней становится общество, тем быстрее разрушается авторитет гос-ва. «Предлагает продумать формулу: власть человека над человеком находится в каждом данном обществе в обратном отношении к уровню умственного развития достигнутого обществом». Чем больше образованных индивидов, тем меньше признаем ценность гос-ва. Гос-во перестает восприниматься как орган, который насаждает справедливость, а скорее гос-ва мыслится как орган, превращающий людей в рабов гос.власти. Гос-во делает нас рабами власти.

Критики институтов непосредственной и представительной демократии.

Критика Руссо (представитель непосредственной едмократии). Осмыслено в политике может действовать только отдельная личность, но не весь народ в целом.

Критика институтов выборов, императивного мандата – это все детские игрушки. За них даже волоса своего не отдам. У меня есть веские основания не верить в божественную интуицию толпы, которая позволит ей с первого взгляда определить достоинства и честность кандидатов депутатов.

Потом меняет отношение к институту всеобщих выборов. Нужно приходить на участки и сдавать пустые бюллетени (как форма несогласия с гос.режимом). Это блестящий демократический принцип.

Критика зак-ва.

«Я готов договариваться, но я не желаю законов. Законы это всегда посягательство на мою свободную волю. Законы! Люди хорошо знают, что они из себя представляют. Это хитросплетение в интересах власть имущих и богатых, оковы, которые ни одним мечом не разрубишь – для бедных, рыболовная сеть, натянутая между руками прав-ва…».

Зак-во не защищает интересы пролетариев, только собственников. Юристы – рабские комментаторы и буквоеды.

Взамен предлагает обратиться на возможности самого общества к самоуправлению. Теория мютюэлизма. Две семьи, два города, 2 провинции договариваются. Существенно только 2 вещи – их рав-во и коллективная власть. Господство договоров вместо господства законов было бы истинным прав-вом человека и гражданина. Сторонник мирного развития человеческого общества. Общество сталкивается с определенными кризисами. Моральный кризис сначала возник – был разрешен через постулат христ равенства перед Богом. Дальше мировоззренческий кризис – в 16-17 веке постулат интеллектуального рав-ва. Мыслю -значит существую. Полит.кризис, 18 век – преодолен идеей равенством всех перед законом. Соц.-эк кризис, преодоление через эк рав-во. Надо усилить роль людей труда. Обосновал равенство в отношениях между работодателями и наемными рабочими.

Концепция рабочего самоуправления. В париже и в Лионе вознкали производственные объединения рабочих, в котором был рабочие объединения в самоуправлении. Эта форма показалась революционной. Мы, рабочие объединенные не нуждаемся в гос-ве. Социализм является противоположностью государственности. Объединения должны стать основным компонентом. Федерация снизу. Рабочие будут иметь неотделимую собственность компании. Сами будут устанавливать рабочее время, сами выбирать руководителей и бухгалтеров. Рзочаровался в рабочем самоуправлении.

К конце жизни называл себя федералистом. Сторонник безгосударственной федерацию.

Через создание народного банка решил отказаться от денег и процентов.

Идея «научного управления» обществом. Все вопросы внутренней политики должна решаться а основе статистики. Все вопросы внешней политики – на основе международной статистики. Наука о прав-ве дБ представлена одной из секций академии наук, а секретарь этой секции дБ премьер-министром.

Идеи оказали воздействие на Бакунина и Кропоткина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: