2 вывода делает:
1) Начинается эра пермонентных революций. Пролетариат помогал буржуазии в завоевании прав для буржуазии, а позднее станет участником собственных пролетарских революции.
2) Идея классовой диктатуры пролетариата.
1852 год 5 марта письмо Маркса Иосифу Вейдемейру. Многое было сделано до него в социальных учениях. Признает значение буржуазных экономистов, буржуазных историков и противопоставляет себя тому, что было селано до негою Мне принадлежит:
· Существование классов связано с определенными фазами развития производства.
· Классовая борьба неизбежно ведет к установлению диктатуры пролетариата.
· Сама диктатура пролетариата это лишь переход к уничтожению всяких классов и установлению общества без классов.
Пройдет время, в 1852 году будет совершен госпереворот Луи Бонапартом. Маркс откликнется на это. Напишет работу «18 брюмеро Луи Бонапарта». В этой работе будет сформулирована значимая мысль:
Маркс анализирует французское гос-во. Традиционно развивается как сильное гос-во. Этот госаппарат представляет собой полмиллиона чиновников и полмиллиона военных. Этот аппарат представляет собой паразита на теле французского общества. Это неправильно и предлагает в ходе будущей пролетарской революции сломать этот госаппарат. Идея слома госаппарата оказался продуктивной в учении, стала программным положением. В 1872 году в немецком предисловии к «манифесту компартии» эта идея была еще раз изложена.
Маркс пишет в 1859 год предисловие к «К критике политической экономии».
Положение об эк.базисе и политико-правовой надстройке. Маркс пишет: люди независимо от своей воли вступают в производственные отношения. Совокупность этих производственных отношений представляет собой эк.базис, над которым возвышается надстройка и соответствующая форм общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.
|
1871 г «гражданская война во Франции». Анализирует Францию во времена парижской коммуны. Парижская коммуна показала, что из себя представляет прав-во раб.класса.
-Удалось словами привилегированное положение чиновников. З\п была приравнена к з\п рабочего.
- заменили проф.армию всеобщим вооружением народа.
Маркс: «коммуна сделала правдой лозунг всех буржуазных революций, а именно, дешевое прав-во уничтожит две самые крупные статьи расходов: постоянную армию и чиновничество».
1875 год. «Критика готской программы».
Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения одного в другое. Это переходный период гос-во этого периода не мб ничем иным кроме диктатуры пролетариата. Право никогда не мб выше чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества. В переходный период от капитализма к коммунизму сохранится узкий горизонт буржуазного права. На самом деле, право вместо того, чтобы быть равным, должно стать неравным. Это будет при коммунизме.
1884 г. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва.
Л.Фейербах и конец немецкой классической философии.
Первая работа. Морган общался с ирокезами и написал книгу-Древнее общество. Маркс написал конспект к этой книге и после смерти Маркса остается конспект. Энгельса берет его за основу и дополняет свои мысли и получается работа «происхождение…». С опорой на Моргана исходит из того, что первой реальностью является не семья, с которого могло появится гос-во, а род. Проблемы перехода от родового строя к государственному строю.
|
Меня будут интересовать только эк предпосылки перехода из родового строя к государственному.
Почему произошел переход? Должно было произойти 3 крупных общественных разделений труда. Выделение пастушеских племен из общих масс варваров; отделение ремесла от земледелия; появление класса купцов (настоящих общественных тунеядцев). Они способствовали росту обменных операций в обществе, а любой обмен неэквивалентен. Это способствовало к расслоению в обществе и обмен результатами труда был неэквивалентен, общество раскалывается на имущественно неравные классы. Чтобы один класс не пожрал другой, необходимо было появление гос-ва. Это будет не всегда, гос-во должно отмереть.
Критика: Концепция пролетариата нереальна. Бакунин: В Германии 40 млн заводских рабочих и что? Все они станут прав-вом рабочего класса?
Понятие класса это философское понятие. Это абстракция и определить границы класса не можем.
Буржуазное общество основано на антагонизме. Противоречиея есть, но не хватает Гармонии.
Призыв к революции скрывал цену революции. Ценой стала гражданская война.
Теория социальной демократии Фердинанда Лассаля (1825-1863)
Выходец из семьи банкира, немецкий полит.мыслитель. президент партии Всеобщий германский рабочий союз. Сын банкира (сословие мещан). Учился в торговой школе, был исключен из-за хар-ра. В 16 лет написал: если бы я родился принцем или князем, то я был бы аристократом от головы до пяток, но тк я простой мещанский сын, я стану социальным демократом.
|
Перевелся в берлинский универ, к вот изучал философию. Была одаренным человеком, быстро сдал экзамены.
Объединение германии сверху. Бисмарк был заинтересован, чтобы его усилия не пропали даром. У них с Лассалем были долгие встречи в ходе кот обещал поддержку рабочим, и Бисмарк обещал ввести всеобщее избирательное право. В 1871 г был введено оно.
Программа работников
Наука и работники.
О сущности конституции.
Логич основание: сам себя называл марксистом. Наизусть знал манифест компартии. Идеи, кот транслирует лассаль, это идеи самого лассаля. Работал с рабочей аудитории, гениальный агитатор, транслятор марксистских идей. Энгельс называл лассаля правоверным гегельянцем.
Фамилия ненастоящая. Был евреем. Была фамилия Ласал. Дон-жуан, сделал предложение обрученной даме. Папа был против, Лассаль вызвал папу девушки на дуэль, папа переадресовал зятю, лассаль был смертельно ранен.
Гос-во это гос-во «ночной сторож». Защищает интересы только собственников и не защищает интересы основных рабочих. То гос-во подчинено грубой материи денег, потому что в это время в Германии существовал имущ избирательный ценз. Гос-во может решить проблемы рабочего класса. Вера в возможности гос-ва была колоссальная. Если будет установлено всеобщее изб право, то 98% неимущих пойдут на изб участки, делегируют своих представителей в госорганы и это даст возможность при помощи госкредитов, займов решить проблемы рабочего класса. Проблема заключалась в исключении эксплуатации труда. Можно создать предприятия, на кот рабочие получали бы неурезанный трудовой доход, чтобы прибавочная стоимость не присваивалась бы собственниками средств производства. Сколько заработал, столько и получил. Принципиальное отличие его программа от марксистской (ставка на насильственную революцию). Лассаль просто считает, что нужно бороться за полит.права. Сторонник мирного перехода к социализму.
Под его влиянием была создана социал-демократическая партия. Гос.помощь производственным товариществам.
Лассаль как теоретик КП.
Различает 2 вида конституций: фактическая (действительная) и писаная.
Фактическая конституция – реальное соотношение сил в обществе. Король-войско - дворянство - промышленники - банкиры -легкая буржуазия -рабочие.
Писаная – соотношение переводится на бумагу.
Лассаль формулируют проблему – от чего зависит прочность писаной конституции – зависит от соответствия фактической конституции. Считает, что писаная конституция может оказаться листком бумаги, если не соответствует фактическому соотношению сил.
ППУ Анархизма
Это течение появляется в к 18 века. Можно создать общество без гос-ва и законов. Прудон Пьер Жозеф, Бакунин, Кропоткин.
Анархизм – безгосударственный строй. Кропоткин.
Почему анархический след так представлен? Овеет можно найти у Бердяева: элемент анархический очень силен в русской мысли 19 века. Вся русская интеллигенция не любила гос-во. Гос-во это были «они», чужие. Мы же дили в ином плане – чуждом всякому гос-ву. Идеальное будущее представлялось безгосударственным. Гос-во есть постылое настоящее.
Представителями теории анархизма были граф Толстой, Бакунин, Кропоткин (представители высших сословий) а на западе Прудон (ремесленник).
ППУ П.Ж.Прудона(1809-1865)
Франц.социалист, теоретик социализма и анархизма.
Февральская революция 1848 года во Франции, вторая республика, госпереворот Луи Бонапарта. Малоимущие слои населения ничего для себя не получили. Разочарование в институтах представительного органа правления.
Выиграл конкурс в академии наук «о воскресном отдыхе». Получил премию. Премию использовал, чтобы сдать экзамены на бакалавра. С 18 лет начал работать в типографии, владел ей, разорился.
Второй конкурс «последствия равного раздела наследства между детьми». Он не выиграл, но написал работу «что такое собственность?» - кража.
Дальше поверил себя как полит.деятель. Стал депутатом нац.собрания. Стал нападать на президента в статьях Луи Бонапарта (племянник Наполеона I) и был приговорен к 3 годам тюремного заключения.
Логич.основание: его представление о человеке. Человек не только индивидуалист, но одновременно и социальное существо. Верит в прогресс и в то, что есть силы провидения в истории, что ведет к прирощению равенства в обществе.
«Полит.возможности рабочего класса», 1864 г.
Каждый анархист социалист, но не каждый социалист анархист.
Прудон предлагает по-другому использовать термин анархия. Прудон предлагает под анархией понимать порядок, основанный не на признании ценности гос-ва и законов, а порядок, основанный на взаимовыгодных договорах.
Частная собственность. Прудон считает, что частная собственность это кража. 5 ыс лет исторического развития говорят о том, что собственность убивает жизнь. Собственность нужно заменить владением. Крупная частная собственность это кража. Сам был собственником, разорился.
Все теоретики анархизма блестяще критикует существующие гос-ва и зак-во.
Критика гос-ва в целом, критика отдельных институтов гос-ва, критика зак-ва.
Институт теории происхождения гос-ва. Дискредитация этого института. Госво возникает из самых темных черт человеческой природы. Чем просвещенней становится общество, тем быстрее разрушается авторитет гос-ва. «Предлагает продумать формулу: власть человека над человеком находится в каждом данном обществе в обратном отношении к уровню умственного развития достигнутого обществом». Чем больше образованных индивидов, тем меньше признаем ценность гос-ва. Гос-во перестает восприниматься как орган, который насаждает справедливость, а скорее гос-ва мыслится как орган, превращающий людей в рабов гос.власти. Гос-во делает нас рабами власти.
Критики институтов непосредственной и представительной демократии.
Критика Руссо (представитель непосредственной едмократии). Осмыслено в политике может действовать только отдельная личность, но не весь народ в целом.
Критика институтов выборов, императивного мандата – это все детские игрушки. За них даже волоса своего не отдам. У меня есть веские основания не верить в божественную интуицию толпы, которая позволит ей с первого взгляда определить достоинства и честность кандидатов депутатов.
Потом меняет отношение к институту всеобщих выборов. Нужно приходить на участки и сдавать пустые бюллетени (как форма несогласия с гос.режимом). Это блестящий демократический принцип.
Критика зак-ва.
«Я готов договариваться, но я не желаю законов. Законы это всегда посягательство на мою свободную волю. Законы! Люди хорошо знают, что они из себя представляют. Это хитросплетение в интересах власть имущих и богатых, оковы, которые ни одним мечом не разрубишь – для бедных, рыболовная сеть, натянутая между руками прав-ва…».
Зак-во не защищает интересы пролетариев, только собственников. Юристы – рабские комментаторы и буквоеды.
Взамен предлагает обратиться на возможности самого общества к самоуправлению. Теория мютюэлизма. Две семьи, два города, 2 провинции договариваются. Существенно только 2 вещи – их рав-во и коллективная власть. Господство договоров вместо господства законов было бы истинным прав-вом человека и гражданина. Сторонник мирного развития человеческого общества. Общество сталкивается с определенными кризисами. Моральный кризис сначала возник – был разрешен через постулат христ равенства перед Богом. Дальше мировоззренческий кризис – в 16-17 веке постулат интеллектуального рав-ва. Мыслю -значит существую. Полит.кризис, 18 век – преодолен идеей равенством всех перед законом. Соц.-эк кризис, преодоление через эк рав-во. Надо усилить роль людей труда. Обосновал равенство в отношениях между работодателями и наемными рабочими.
Концепция рабочего самоуправления. В париже и в Лионе вознкали производственные объединения рабочих, в котором был рабочие объединения в самоуправлении. Эта форма показалась революционной. Мы, рабочие объединенные не нуждаемся в гос-ве. Социализм является противоположностью государственности. Объединения должны стать основным компонентом. Федерация снизу. Рабочие будут иметь неотделимую собственность компании. Сами будут устанавливать рабочее время, сами выбирать руководителей и бухгалтеров. Рзочаровался в рабочем самоуправлении.
К конце жизни называл себя федералистом. Сторонник безгосударственной федерацию.
Через создание народного банка решил отказаться от денег и процентов.
Идея «научного управления» обществом. Все вопросы внутренней политики должна решаться а основе статистики. Все вопросы внешней политики – на основе международной статистики. Наука о прав-ве дБ представлена одной из секций академии наук, а секретарь этой секции дБ премьер-министром.
Идеи оказали воздействие на Бакунина и Кропоткина.