Англ.философ, социологи, теоретик либерализма, прав человека. Основоположник теории перехода военных обществ в промышленные.
Не имеет высшего образования, самородок. Много в него вложили отец и дядя. Один из дядей был священников, отец был учителем. Зубрежка настроила на отрицательное отношение к школе. С 7 до 10 ле посещал школу, а с 10 лет отжали в школу, в которой преподавал дядя. С 17 лет техник на ж\д, соединяющей Лондон и Бирмингем. Отличался свободолюбивым характером, считал себя самым образованным человеком Англии. Рисовал, за бабочками наблюдал, посещал художественные выставки, в 33 года дядя оставил наследство. занимался различными отраслями науки. В 1842 году в 22 года написал для журнала «Non conformist» 12 статей, через год выйдет книжка «О надлежащей сфере гос.управления». Был редактором «Economist». Кропоткин уважительно относился к Спенсеру, признавал его способности, а с другой стороны признавал его в качестве истинного буржуа (не хотел отдать экземпляр книги бесплатно библиотеке). Недостаток спенсера – долго жил, поэтому его взгляды менялись.
Правление королевы Виктории, правление права, либерализация избирательного зак-ва. Это способствовало появлению таланта Спенсера.
«Система синтетической философии» 1862-1896 гг.
«Грехи законодателей».
«индивид против государства». Опубликовали в царской России как «индивид и государство»
Все работы быстро публиковались.
Естественно научное мышление присуще спенсеру, любил наблюдать, искал ест причины того что происходит.
Социология это раздел биологии. Поэтому развитие общества можно объяснить законами биологии.
Активно использует метод индукции. Берется выборка, на основе анализа общих черт выносится общее положение. Есть концепция эволюции, от просто к сложному, от гомогенности к гетерогенности через структурную и функциональную дифференциацию.
|
Ковалевский говорил о том, что студенты должны знать работы Конта и Спенсера.
Компоненты мышления:
1. Органическая теория происхождения государства. Гос-во это живой организм, и гос-во возникает благодаря 2 процессам: процессам политической интеграции и процессам политической дифференциации. Интеграция связана с возрастанием массы населения. Вначале это происходит через воровство, путем похищения друг у друга женщин, затем рост масс может происходить за счет покорения врагов, а потом и путем присоединения других племен. Рост населения было вязан с консолидацией населения. Любая новая возникшая масса населения требует внутренней дифференциации. Вопрос откуда берутся первые правители. Спенсер считает, что первое ранговое неравенство связано с завоеваниями одних обществ другими. Первыми правителями становятся завоеватели. Потом все это забывается.
2. Спенсер различает 2 типа общества. Есть военное общество и есть общество промышленное. Тип военного общество спенсер выявил индуктивным путем. В его выборку попали египетское, спартанское общество, общество перуанских инков, прусское, русское общество. Признаки:
· Это общество характеризуется гос.централизмом. Центром системы является гос-во. Все жители подчинены чиновникам, и контролируется как внешняя жизнь, так и внутренняя (семья, дом).
· Юридическое неравенство (иерархия индивидов). В военном обществе неравный правовой статус. Больше прав у тех, кот возглавляет иерархию. Общество напоминает армию. Прав больше у генерала чем у унтер-офицера.
|
· Повсеместное принуждение. Посредством зак-ва. Установление запретов и приказов (указное право).
Эти признаки военное общество показались Сорокину показательным. Считал, что деление общество на военные и промышленные это гениальная идея. Сорокин стал использовать эти положения, и РСФСР в 20 г г считал военным обществом: положения рабочих и крестьян = положения рабов в Египте, инками. Власть являлась центром всей системы (жители были подчинены чиновникам, были ЧК, народ переселялся из одной местности в другую местность по указанию власти).
В военном обществе Спенсер говорит, что армия это мобилизованный народ, а народ это отдыхающая армия.
Наряду с военным типом обществом Спенсер различает промышленное общество (Англия). Используя индуктивный метод, выделяет признаки пром.общества. Цель промышленного общества – занятие промышленностью, а не войной.
· В пром обществе не юр неравенства. Пром общество основано на формальном равенстве всех перед законом. Признаются и уважаются естественные права индивидов (свобода передвижения, печати, мысли, научного творчества).
· Наличие небольшого числа запретов, исключаются приказы. Разрешено все, что не запрещено.
· Отношения между индивидами возникают не на основе приказом, а на основе договоров.
· Промышленному обществу соответствует правовое государство.
Выводит закон эволюции. Как одно связано с другим. Военный тип общества заменяется промышленным типом общества. Верит в прогресс.
|
Правовое гос-во предполагает уважение к естественным правам человека. Признает право на жизнь, право на чистый воздух, право на солнечный свет. Право каждого заниматься тем видом деятельности, которое ему интересно. Главное, чтобы не нарушать свободы других. Спенсер самобытный мыслитель. Спорит с Бентамом, гос-во дБ ночным сторожем в стиле Лассаля. Блага миллионов нельзя достичь и это не дБ целью гос-ва.
Невмешательство гос-ва в эк, соц и дух жизнь общества. Люди многого добиваются и без контроля сверху. Изобретение лопат и телефона мы не правительству обязаны.
Спенсер предлагает сдержанно оценивать и прав-во, и население. Прав-во это простое собрание людей. Некоторые из членов прав-ва талантливы, многие положительно тупоумны.
Народ мб несправедливым в своих чувствах и действиях как и прав-во.
Спенсер теоретик правового гос-ва, теоретик полит либерализма. Как теоретик либерализма спенсер является оппонентом Марксу. Спенсер критикует концепцию государственного социализма Маркса и Энгельса. Спенсер современник Маркса. Социализм неизбежен, но будет величайшим несчастьем и кончит социализм резкой формой военного деспотизма. Считал, что при социализме создастся гос-во, в котором человек не будет свободен определять что ему делать, ему будут приказывать. Это отход от правового гос-ва. Централизованное управление трудом это возврат к военному обществу, регресс. Этот строй будет соответствовать устройству армии. Создастся такой госаппарат, который, пользуясь доверием населения, будет владеть все землей, промышленностью и будет полностью неподконтрольным. Эти носители госвласти начнут извлекать выгоды за счет управляемых.
Статья «грехи законодателей». Опубликована в сборнике «Личность против гос-ва».
Исследование роли законодателей в жизни общества. Спенсер не разделяет общепринятых иллюзий о том, что через выборных законодателей можем решить все проблемы. Преклонение перед всемогуществом ЗВ менее простительно, чем преклонение перед идолом. Его смущает непрофессионализм законодателей. Спенсер предлагает изменить представление о плохом законе как о чем-то абстрактном. Нужно отнестись к закону как к средству, посредством которого осуществляется наша жизнь. Спенсер предлагает сравнивать дея-ть плохих законодателей с деятельностью плохих врачей. Законодатели опасней (мы можем не заболеть и нам повезет, а налоговая коснется нас обязательно).
Законодатели иногда хотели улучшить положение должника, но принимали закон, который ухудшал положение должника. Принимая закон, важно просчитать косвенные последствия принятия закона. Закон против ростовщичества ограничил предпринимательскую деятельность.
Появляются новые законы, и они могут противоречить принятым законам. Деятельность зак-ва связана с ростом неопределенности. Спенсер считает, что это приводит к тому, что простым гражданам приходится обращаться к услугам адвокатов.
Управлять посредством законов непростое дело. Его смущает самонадеянность неподготовленных законодателей, кот не обладают специальными знаниями. Ни в одной сфере нет такого несоответствии между сложностью задач и неподготовленностью тех, кто берется за ее решение.
Спенсер предлагает рассматривать общество не как кусок теста, лепешку, пирог или торт, а как продукт органического развития. Законодатель должен хорошо понимает, что он не просто принимает закон.
Исторические типы права выделяет Спенсер.
Священное право – создается гос-вом в лице своих вождей.
Человеческое право – уважаемо своих законодателей.
В военных общества законы направлены на закрепление иерархических отношений, на поддержание неравенства.
Гос-во более не главенствует как цель человеческого развития.